Система управления государственной собственностью в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта: исследование системы управления государственной собственностью на региональном уровне на примере Калужской области.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) анализ и обобщение теоретических вопросов управления государственной собственностью в Российской Федерации,
2) рассмотрение опыта управления государственной собственностью зарубежных стран;
3) определение основных составляющих системы управления государственным имуществом на региональном уровне;
4) анализ состава областного имущества и поступлений доходов в бюджет области от использования имущества;

Файлы: 1 файл

Система управления государственной собственностью в.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

Уполномоченный орган принимает решения в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в областной собственности, в соответствии с законодательством.

В рамках решения своих задач уполномоченный орган осуществляет нормотворческую, экспертно-аналитическую, расчетную и прогностическую и другую работу в тесном конструктивном взаимодействии с другими министерствами области, включая информационное взаимодействие с Министерством экономического развития РФ и Министерством регионального развития РФ, с территориальными представителями федеральных органов власти: Роснедвижимости, Росрегистрации, Федеральной налоговой службы, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Росимущества, с Управлением Федеральной регистрационной службы по Калужской области и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, Управлением Федерального казначейства по Калужской области. А также, уполномоченный орган взаимодействует с муниципальными образованиями, предприятиями и организациями Калужской области, общественными организациями и средствами массовой информации.

В рамках данной главы невозможно охватить все аспекты взаимодействия органов государственной власти, но для того, чтобы четко представлять себе порядок принятия решений на каждом из уровней управления и порядок их согласования нужно определить наиболее тесные взаимоотношения уполномоченного органа с другими органами власти.

Взаимодействие органов по управлению государственным имуществом с федеральными и региональными органами происходит в двух формах. Одна из них представляет собой делегирование полномочий другому органу власти, а вторая форма взаимодействия заключается в осуществлении полномочий по предметам совместного ведения на основании закона, договоров или выполнения функций в рамках соглашений о сотрудничестве.

Порядок взаимодействия государственных органов детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

Отношения с указанными на рисунке 9 органами управления вытекают из функций, которые выполняет уполномоченный орган в части управления государственной собственностью Калужской области и федеральной собственностью в рамках совместного ведения.

Рисунок 9 – Взаимодействие уполномоченного органа по управлению и распоряжению областным имуществом с другими органами

 

Отношения с Правительством области состоят в том, что, с одной стороны, уполномоченный орган исполняет все решения принятые высшими органами управления, а с другой стороны, для выработки оптимальных вариантов решения государственно значимых проблем относящихся к управлению собственностью уполномоченный орган готовит необходимые предложения, рекомендации и представляет их вышестоящему руководству. В связи с этим проводятся сессии, заседания, совещания, конференции, экспертизы, консультации и согласования, а также другие мероприятия.

Отношения с министерством финансов задаются законом Калужской области об областном бюджете. В целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью поступления доходов от использования областного имущества, уполномоченным органом заключено соглашение с Управлением Федерального казначейства по Калужской области по учету платежей посредством автоматизированной системы электронного документооборота. Финансовый орган проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, рассматривает проекты смет предприятий и учреждений, вносит предложения по внесению изменений в указанные сметы.

С другой стороны, эти отношения задаются решениями высших органов управления в области приватизации-национализации.

В сфере комплексного социально-экономического развития территории требуется постоянное взаимодействие всех органов власти. Заключение различного рода соглашений и разработка целевых программ являются действенным инструментом по повышению эффективности взаимодействия уполномоченного органа со всеми отраслевыми министерствами, а также с органами местного самоуправления всех муниципальных районов области.

Соглашение по информационному взаимодействию управления ФНС по Калужской области, УВД по Калужской области с уполномоченным органом заключается в целях формирования доходов бюджета, повышения собираемости имущественных налогов, совершенствования взаимодействия.

 

 

РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Проблемы и формирование стратегии эффективного управления государственным имуществом в области

 

Государственная собственность Калужской области является важнейшим средством регулирования всех социально-экономических отношений в регионе, и, разумеется, региональные органы государственной  власти очень заинтересованы в поиске более эффективных механизмов управления государственной собственностью и получения стабильных источников бюджетных средств. Однако различия в подходах и взглядах на проблему совершенствования управления государственным имуществом области свидетельствуют о том, что данный вопрос находится в состоянии развития. Пока еще не выработан единый подход к инструментам, формам и методам, позволяющим кардинально решить проблему оптимального управления государственными унитарными предприятиями и долями в уставных капиталах организаций, повысить их экономическую эффективность, четко определить роль и место государственного сектора в экономике региона.

На рисунке 10 представлены основные проблемы и предложения по совершенствованию системы управления государственным имуществом в рассматриваемом регионе.



 

 



 


 


 

 

 



 

 

 


 

 

 


 

 

 



 

 

 

 

 

 

Рисунок 10 - Основные предложения по формированию эффективной системы управления областным имуществом

Индикаторами достижения стратегической цели совершенствования управления государственной собственностью являются:

- доходы бюджета от использования  имущества, находящегося в областной собственности;

- объем инвестиций привлеченных в экономику области;

- уровень рентабельности предприятий  госсектора (акционерных обществ с долей области, государственных унитарных предприятий;

- обеспеченность государственных  учреждений социального профиля  необходимым имуществом для оказания  качественных услуг населению  области.

Последовательная, планомерная, системная реализация по повышению управления имуществом является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в регионе.

Для Калужской области в настоящее время имеют особенное значение процессы кластеризации. Участие организаций государственного сектора наряду с частными структурами в кластерах позволит создать благоприятные условия для повышения их инвестиционной привлекательности, расширить круг субъектов, заинтересованных в их эффективной деятельности, и, в конечном счете, будет способствовать достижению более высоких результатов.

Ожидаемыми результатами могут стать: обновление основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, рост доходов от использования государственной собственности, решение многих социальных задач.

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления государственной собственностью

в Калужской области

 

В данной части курсовой работы выносится организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления государственной собственностью в Калужской области, а именно совершенствование системы информационного и аналитического сопровождения деятельности органов государственного управления.

Одним из наиболее важных вопросов, без решения, которого невозможно повысить эффективность работы региональных органов власти, является реализация единого информационного пространства.

Структура единой автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, основанная на единых методологических и программно-технических принципах государственных  баз данных, проиллюстрирована на рисунке 11.

 

 

Рисунок 11 – Структура единой автоматизированной системы управления государственной собственностью

 

Для реализации своих задач и полномочий в области управления имуществом, органам необходимо иметь эффективный инструмент анализа и контроля использования государственного имущества, который должен обеспечить прозрачность и способствовать совершенствованию всех процессов управления имуществом.

Во-первых, интегрированные, комплексные информационные системы, позволяют оперативно устанавливать и регулировать правила работы с имуществом в соответствии с меняющимися законодательными требованиями. Внедрение и применение современных информационных технологий позволит автоматизировать все процессы управления имущественным комплексом, что сделает работу органов более эффективной.

Во-вторых, такая система позволит сохранить достоверную информацию обо всех объектах областного имущества, оперативно контролировать правовое, техническое и экономическое состояние имущества (что необходимо для поддержки соответствующих управленческих решений). Такая система позволит исключить возможность случайного (или преднамеренного) искажения данных об имуществе (поскольку все изменения сведений в единой базе должны происходить в соответствии с утвержденным регламентом).

В-третьих, информационная аналитическая система, соответствующая всем современным требованиям в части предоставления необходимой отчетности, позволит органам на всех уровнях управления принимать оптимальные, правильные и своевременные решения, направленные на распоряжение конкретными объектами собственности Калужской области, а также контролировать исполнение решений.

Интерес представляет разработанное решение одного из мировых лидеров на рынке корпоративных приложений - Компания SAP. Представленное на рисунке 12 интегрированное решение для управления имуществом - SAP Real Estate Management, разработано специально для государственных организаций. Применение данного предложения позволит обеспечить решение всех ключевых задач управления имущественным комплексом на единой платформе, с гибкими механизмами настройки под изменяющиеся условия и интеграции с внешними и унаследованными системами [25].

Рисунок 12 – Архитектура решения SAP Real Estate Management

 

При помощи представленной архитектуры программного продукта рассмотрим ключевые компоненты, которые позволяют усовершенствовать управленческие функции органов.

Решение обеспечивает оперативное и качественное ведение реестра имущества, его актуализацию в соответствии с данными систем учета имущества балансодержателей, поддерживает все этапы жизненного цикла объектов имущества, имущественных договоров и контрагентов - поступление или выбытие объектов имущества, передачу объектов имущества с баланса на баланс, управление договорами, контрагентами, коммерческое и техническое управление; вспомогательные процессы, такие как бухгалтерский и управленческий учет, обязательная отчетность и корреспонденция, аналитика.

Используя возможности данного решения можно вести детальную информационную базу по любым объектам имущества, управлять договорами управления имуществом, выполнять детальный расчет затрат на обслуживание и многие другие функции.

 

 

3.3 Экономическое предложение по совершенствованию системы управления государственной собственностью в Калужской области

 

С целью совершенствования механизма управления объектами государственной собственности в Калужской области выносится предложение относительно системы учета объектов недвижимости. Иными словами, необходимо построение действенной системы учета объектов недвижимого имущества, которая признана отслеживать состояние объекта, его характеристики с момента его проектирования до конца жизни объекта с целью информирования различных структур управления.

Информационная база системы учета объектов недвижимости является основой для налогообложения и страхования недвижимого имущества, статистики, оценки, бухгалтерского учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и оформлении сделок с ним, государственного управления недвижимым имуществом и т.д. Данные, полученные в результате проведения технического учета, используются различными государственными структурами: учреждениями юстиции и статистики, правоохранительными органами, органами прокуратуры, судебными органами, налоговыми органами и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами.

Действенная система управления государственным имуществом в регионе должна обеспечить решение следующих задач:

-полный учет недвижимости, осуществляемый на базе эффективно функционирующего кадастрового и технического учета недвижимости;

-государственную регистрацию прав  на недвижимость и сделок с  ней;

Информация о работе Система управления государственной собственностью в субъектах РФ