Система управления государственной собственностью в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта: исследование системы управления государственной собственностью на региональном уровне на примере Калужской области.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) анализ и обобщение теоретических вопросов управления государственной собственностью в Российской Федерации,
2) рассмотрение опыта управления государственной собственностью зарубежных стран;
3) определение основных составляющих системы управления государственным имуществом на региональном уровне;
4) анализ состава областного имущества и поступлений доходов в бюджет области от использования имущества;

Файлы: 1 файл

Система управления государственной собственностью в.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине

«Управление государственной и муниципальной собственностью»

 

на тему: «Система управления государственной собственностью в

субъектах РФ (на примере Калужской области)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 201…

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Последовательное развитие государственной региональной политики обусловило формирование регионов как субъектов управления социально-экономическими процессами, что неразрывно связано с необходимостью поиска внутренних источников развития, использования ключевых факторов устойчивого экономического роста, ведущая, обеспечивающая роль среди которых принадлежит управлению государственной и муниципальной собственностью.

Государственная собственность и государственный сектор служат фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития общества, гарантом сохранения национального богатства и обеспечения безопасности общества. Результаты рационального управления государственной и муниципальной собственностью влияют на уровень жизни граждан, их социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Однако, без формирования эффективной системы управления и внятной экономической политики региона по управлению своей собственностью, государственная собственность не имеет никакого экономического смысла.

Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением государственной собственностью в регионах и тем самым определили актуальность выбранной темы.

Научные основы теории управления собственностью разработаны в классических трудах М. Вебера, А. Файоль, К. Маркса, А. Маршалла, А. Смита, Л. Туроу, О. Уильямсона. Управленческие аспекты развития отношений собственности в период рыночных преобразований раскрыты в работах А.В. Венедиктова, Л.И. Кошкина, М.М. Соловьева, С.А. Кимельмана, Н.И. Дорогова, И.А. Максимцева, А.Д. Некипелова и других ученых.

Объектом исследования выступает система государственных органов управления собственностью Калужской области.

Предметом исследования являются принципы и механизмы управления госмуществом, пути и методы повышения ее эффективности.

Цель проекта: исследование системы управления государственной собственностью на региональном уровне на примере Калужской области.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1) анализ и обобщение теоретических вопросов управления государственной собственностью в Российской Федерации,

2) рассмотрение опыта управления государственной собственностью зарубежных стран;

3) определение основных составляющих системы управления государственным имуществом на региональном уровне;

4) анализ состава областного  имущества и поступлений доходов  в бюджет области от использования  имущества;

5) анализ механизмов управления  государственной собственностью  Калужской области;

6) анализ деятельности органов  управления государственным имуществом Калужской области;

7) выявление основных организационных и экономических проблем управления госимуществом, на основе исследования практики управления госимуществом Калужской области;

8) разработка предложений по совершенствованию системы управления государственной собственностью в исследуемом субъекте.

Информационная база исследования в данной работе представлена официальными данными Федеральной службы государственной статистики и ее региональных органов, территориального управления Росимущества по Калужской области, фактическими материалами, представленными в ведомственных справочниках, содержащих данные в рамках изучаемой темы по Калужской области, результатами трудов отечественных ученых, а также информация размещенная в сети Интернет.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

1.1. Собственность: определение, формы, цели и принципы управления государственной и муниципальной собственностью

 

Важнейшей составляющей экономических реформ в Российской Федерации (РФ) являются процессы формирования и нормативного закрепления различных видов собственности.

В нормативно-правовой базе даётся определение понятию «собственность»: «Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности [2;ст.214]». Это понятие неразрывно связано с юридическим понятием «права собственности», содержание которого составляют принадлежащие собственнику правомочия: владения, пользования и распоряжения.

Государственная собственность используется для осуществления конституционных функций государства и удовлетворения жизненно важных потребностей всего общества. Чтобы выполнить эти функции государство должно располагать соответствующими финансовыми и материальными ресурсами и возможностями, поэтому существование наряду с иными признанными формами собственности, такими как индивидуальная, групповая, акционерная, кооперативная, государственная собственность представляется совершенно обоснованным.

О достоинствах или недостатках одной из перечисленных форм собственности можно говорить только конкретно исторически, в противопоставлении или сравнении с другими конкретно-историческими формами.

Существование в каждый данный момент нескольких форм собственности приводило к росту производительности труда и эффективности производства в силу конкуренции между ними. Выживала и расширяла свое влияние наиболее результативная форма собственности, а выигрывало от этого все общество.

Известно, что в условиях социализма монополия государственной собственности в России привела к застою в развитии производительных сил - главной движущей силе в экономике. Как следствие, такое замедление процесса развития производительных сил привело к появлению в экономической и социальной жизни российского общества деструктивных процессов и их непрерывному нарастанию. Напряженность, вызванная деструктивными процессами, приводит, в конечном итоге, к слому отживших производственных отношений и замене их новыми.

В России в результате разгосударствления и приватизации государственная собственность стала одной из признанного Конституцией РФ ряда форм, утратила привилегированное положение, однако и сегодня продолжает занимать весомую долю в структуре экономики (по оценке Минэкономразвития около 50%) [3].

Новый Гражданский Кодекс РФ определил, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) [2;ст.214].

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции.

От имени муниципальных образований права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления получили статус равноправного субъекта правовых, экономических, социальных отношений с другими органами государственной власти и управления, хозяйствующими субъектами и соответственно должны выполнять возложенные на них функции, что невозможно без наличия муниципальной собственности.

Муниципальная собственность обеспечивает экономическую самостоятельность муниципального образования и направлена на решение задач местного уровня, на обеспечение общественных потребностей населения соответствующей территории.

На рис. 1 представлена классификация государственной собственности.

Рисунок 1- Классификация государственной собственности

Вся государственная собственность подразделяется на две группы.

1. Государственная казна - система финансово-экономических отношений по поводу формирования и использования централизованного фонда, включающего в себя средства бюджета РФ (субъекта РФ) и имущество, находящееся в собственности РФ (субъекта РФ), не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, предназначенного для обеспечения экономической и правовой основы выполнения государственных задач и функций.

2. Государственное имущество закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.

В составе объектов государственной собственности выделяются виды имущества, ценностей относимые к исключительной государственной собственности, не подлежащие преобразованию в иные формы: недра, водные ресурсы, ресурсы прибрежных вод, лесной фонд, воздушное пространство, заповедные зоны, памятники культуры и искусства, музейные ценности, золото - валютный фонд страны, государственные архивы, уникальные научные объекты, патенты на открытия.

Российская Федерация может иметь любое имущество необходимое для выполнения государственных задач и функций, как на своей территории, так и за ее пределами. В региональной собственности может находиться только имущество необходимое для выполнения государственных задач и функций органами власти субъекта РФ, определенных федеральным законодательством, как на территории региона, так и за ее пределами [14;с.13].

В таблице 1 представлены основные цели, которые преследует государственная политика в сфере управления собственностью.

Таблица 1 – Цели государственной политики в сфере управления государственной собственностью

Стратегические цели

Тактические цели

- защита интересов общества и  безопасности государства;

- обеспечения сохранности, рационального использования, капитализации государственного (муниципального) имущества;

- повышение доходности от использования государственного и муниципального имущества (рост национального богатства);

- сокращение расходов  на содержание государственного и муниципального имущества (оптимизация платежного баланса);

- решение социальных задач  связанных с использованием имущества (повышение благосостояния населения; увеличение занятости; снижение темпов инфляции).

- увеличение доходов  соответствующих бюджетов на основе эффективного управления государственной и муниципальной собственностью;

- оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро - и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального  количества объектов государственной (муниципальной) собственности в процесс совершенствования управления;

- использование государственных (муниципальных) активов в качестве инструмента  для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности  коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.


 

В ходе реализации государственной политики система управления государственной собственностью должна основываться на соблюдении ряда основополагающих принципов:

- законности;

- единство управления на всех  уровнях;

- разграничения полномочий между  субъектами управления;

- подотчетности, подконтрольности, самостоятельности, эффективности, достоверности, обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности), обеспечения условий для развития состязательности (конкурентности).

Существуют и другие принципы - досконально обоснованные и проверенные практикой, на которых должна основываться практическая деятельность всех государственных органов в сфере управления государственной собственностью.

Принципы управления представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Общие принципы управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью должно быть строго целевым. Способ достижения цели определяется в рамках установленной конкурсной процедуры назначения управляющего, на которого возлагается вся ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели.

Одним из важнейших принципов является принцип построения и функционирования системы управления государственной собственностью.

Система управления государственной собственностью представляет собой упорядоченное, неразрывное единство множества взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых направлено на достижении заданных целей.

Схема системы управления собственностью представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Система управления государственной собственностью

В процессе управления государственной собственностью необходимо обеспечить реализацию всех элементов системы управления: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, а также их мотивации, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими. А также, на основании анализа результатов контроля и отчетности - принятие верных управленческих решений, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления [14, с.27].

 

 

 

Информация о работе Система управления государственной собственностью в субъектах РФ