Система управления государственной собственностью в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта: исследование системы управления государственной собственностью на региональном уровне на примере Калужской области.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) анализ и обобщение теоретических вопросов управления государственной собственностью в Российской Федерации,
2) рассмотрение опыта управления государственной собственностью зарубежных стран;
3) определение основных составляющих системы управления государственным имуществом на региональном уровне;
4) анализ состава областного имущества и поступлений доходов в бюджет области от использования имущества;

Файлы: 1 файл

Система управления государственной собственностью в.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование

государственной и муниципальной собственностью

В процессе управления собственностью важную роль играет нормативно-правовое регулирование государственной, муниципальной собственности.

Нормативно - правовую базу регулирования государственной и муниципальной собственностью Российской Федерации определяют многочисленные законы. Воплощение требований законов является важным условием эффективного управления государственной и муниципальной собственностью и устойчивого развития экономики страны.

Источники нормативно - правовой базы регулирования государственной и муниципальной собственностью в России представлены  на рисунке 4.

Рисунок 4 - Источники нормативно - правовой базы регулирования государственной и муниципальной собственностью в России

Фундаментальные принципы регулирования отношений собственности в России заложены в основном законе государства - Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Именно конституционные положения и нормы далее последовательно развиваются в иерархии документов всей нормативной правовой базы.

В Конституции РФ вопросы собственности затрагиваются в статьях 8, 34 - 36, 71, 72, 114, 130.

Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [1;п.2, с.8].

Непосредственно государственной собственности посвящены статьи об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения РФ, разграничении государственной собственности как предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ. В статье 73 четко указывается, что вне пределов ведения Российской Федерации и её полномочий по предметам совместного ведения с входящими в ее состав субъектами последние обладают всей полнотой государственной власти.

В правоприменительной практике Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определен как основополагающий, системообразующий свод положений и норм для всех субъектов отношений собственности.

Вопросы реализации права государственной собственности определены в статьях 113, 124 - 125, 209 - 214 ГК РФ.

Гражданский кодекс признает полноправными участниками гражданских правоотношений Российскую Федерацию и субъектов РФ. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Право хозяйственного ведения регламентировано ГК РФ статьями 294, 295, 299, право оперативного управления – в статье 296.

Нормативное требование обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заложено в статье 131 ГК РФ.

Права государственной собственности конкретизированы в целом ряде законов.

1.Федеральный конституционный  закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г. №2 - ФКЗ (с изменениями и дополнениями от 22 июля, 28 декабря 2010г).

Согласно закону Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, а также осуществляет управление федеральной собственностью.

2.Федеральный закон  от 21 июля 1997г. №122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Закон устанавливает порядок обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для всех участников правоотношений.

3.Федеральный закон  от 6 октября 2003г. №131 - ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Закон определяет основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления на всей территории РФ, четко определяет правовые, экономические и финансовые гарантии местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления в соответствии с положениями Конституции РФ.

4.Федеральный закон от 14 ноября 2002г. №161 - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 30 ноября 2011г. № 362–ФЗ).

Закон определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

5.Федеральный закон  от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)».

6. Федеральный закон  от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации  государственного и муниципального имущества».

Законом устанавливается правовая основа для регулирования отношений, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанных с ними отношений по управлению этим имуществом.

7.Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. с 01. 01 .2012 г.).

Закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

8.Федеральный закон  от 26. 10. 2002 г. № 127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)». Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Далее следуют указы и распоряжения Президента России.

1.Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

2.Указ Президента РФ  от 22 июля 1994г. №1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (с изм. от 14 января 2011г. № 38).

Указом Президента России устанавливается порядок преобразования предприятий в акционерные общества, способы приватизации и предоставляемые льготы.

Постановления Правительства РФ:

1.Постановление Правительства  Российской Федерации от 5 июня 2008г. № 432 « О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом». Постановлением утверждается Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имущество, в котором подробно определяются его полномочия и организацию деятельности в сфере управления федеральным имуществом. Правовое регулирование управления государственной собственностью в субъектах РФ составляет предмет исключительного ведения органов государственной власти субъектов, за исключением вопросов управления госсобственностью субъектов РФ, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативно - правовое регулирование в сфере управления собственностью, включая законодательное регулирование.

1.Устав Калужской области от 27 марта 1996г. (с изм. и доп. от 28 октября 2011г., 4 июня 2012г.) принят постановлением Законодательного Собрания от 27 марта 1996г. № 473.

В Уставе достаточно подробно детализирован состав предметов ведения, по которым субъект обладает исключительными полномочиями.

Согласно Уставу, экономическую основу деятельности органов государственной власти Калужской области составляют находящиеся в собственности Калужской области имущество, средства областного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов Калужской области, а также имущественные права Калужской области.

2.Закон № 192 - ОЗ от 7 апреля 2003г. «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Калужской областью»

Закон устанавливает порядок управления и распоряжения государственной собственностью Калужской области, а также определяет органов власти и их полномочия в области управления государственной собственностью Калужской областью.

1.3.Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью

 

В настоящее время отношения собственности формируются под воздействием рыночных механизмов, поэтому для эффективного управления государственной собственностью становится важным знание мировой практики в этой области.

Заслуживает внимания опыт решения многих вопросов связанных с управлением государственным имуществом таких стран как Норвегия, Швеция, США, ФРГ, Великобритания. Опыт стран, прошедших длительный путь развития правовой основы, технологий сбора, оценки, применения информации о недвижимости, планирования землепользования, контроль за использованием государственной собственности очень важен для России.

В рамках данной главы произвести такой широкий анализ не представляется возможным, поэтому остановимся на исследовании зарубежного опыта управления государственным недвижимым имуществом.

По моему мнению, исследование данного опыта является особенно важным для России, так как недвижимое имущество относится к числу наиболее значительных, объемных и ценных объектов управления государственной собственностью. Недвижимость (земельные участки, все, что прочно связано с землей, здания, сооружения, жилой фонд) представляет собой одну из главных составляющих государственного имущества и один из существенных источников государственных доходов.

В ходе исследования данной темы, мною были выбраны научные работы А.В. Руднева, М.М. Соловьева и Р. Гровера.

В результате исследования зарубежного опыта управления недвижимостью, А.В. Руднев выделил три основных типа имущественно - земельной политики, проводимой в крупных городах различных стран:

«…Первый тип - это политика местных властей в условиях доминирования муниципальной собственности на недвижимость и землю, основанная на использовании преимущественно арендных методов регулирования. Такую политику проводят в Финляндии, Швейцарии, Канаде, Индии и других государствах, где главными субъектами земельных отношений являются городские муниципалитеты, на которых как на крупнейших владельцах и распорядителями земли лежит основная ответственность за справедливый и эффективный отвод земель и регулирование правового положения недвижимости в городских границах.

Второй тип- это политика, реализуемая при наличии достаточно свободного рынка недвижимости, связанная с использованием менее жестких инструментов регулирования объектов недвижимости (рыночная стоимость, налоги). Речь здесь может идти о городах Испании, Греции, Кипра, Португалии. В данных городах регулирование имущественно-земельных отношений основывается на привлечении инвестиций в недвижимость, в том числе иностранных, что положительным образом влияет на экономику городов.

Третий тип политики управления недвижимостью можно назвать смешанным, комбинирующим элементы первых двух типов. Такую политику проводят в США, ФРГ, Великобритании, Италии и другие страны.

Имущественно - земельная политика большинства высокоразвитых стран относится к третьему типу. Основным средством осуществления данной политики является купля-продажа. Большинство покупателей приобретают недвижимость в кредит, внося 20% продажной цены и выплачивая оставшуюся часть в течение 25-30 лет при ставке кредита 7% годовых. Национальная политика поощряет индивидуальное приобретение недвижимости путем сокращения федеральных налогов для земледельца, чтобы помочь ему выплачивать ссуду за дом.

В США практически любой участок земли может быть продан за сумму, на которой сойдутся продавец и покупатель.

Использование земель городов и штатов США регламентируется многими законами страны. Для осуществления генеральных планов развития муниципалитеты получили право покупать землю у частных владельцев, компенсируя им полную рыночную стоимость, даже против воли владельца. Затем эти земли продаются новому владельцу, согласному осуществлять планы муниципалитетов, обычно эта продажа совершается на льготных условиях. Объекты недвижимости облагаются поимущественными налогами - штатными и местными. Многие штаты взимают поимущественные налоги, однако их значение как источника дохода не велико - менее 3%.

Для местных налоговых систем поимущественный налог является наиболее значительным; его доля во всех поступлениях составляет около 50%. Через этот налог осуществляется возмещение городу той части «дифференциальной ренты», которой пользуются предприятия и люди, поселившиеся на  его территории. Поимущественный налог является самым важным источником городских финансов,  который оказывает специфическое воздействие на градостроительство, формирующее облик и структуру современных городов. Каждый год устанавливается местная налоговая ставка  - определенный процент рыночной стоимости имущества. Оценка недвижимости производится раз в два-три года. Процентная ставка, определяемая местной администрацией через референдум, колеблется от 1 до 3%. Налоги на недвижимость  остаются в местном бюджете и составляют 40% местного бюджета. Таким образом, органы местного самоуправления имеют возможность влиять на размер поступлений в бюджет, изменяя как налоговую ставку, так и уровень оценочной стоимости облагаемого имущества относительно рыночной» [15; с. 82-93].

 «В Великобритании при достаточно свободном рынке земли крупнейшие города строят свои земельные отношения на основе аренды, срок которого предусматривается до 99 лет. Оценка недвижимости производится раз в 10 лет и служит основой для расчета арендной платы поимущественного налога, величина которого поставлена в зависимости от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов семьи. В основе оценки лежит определение совокупного годового дохода от земельного участка. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем по дифференцированным ставкам налога. Расчет ставки налогообложения ведется исходя из потребностей города в финансовых ресурсах [15, с.82 - 91] ».

Информация о работе Система управления государственной собственностью в субъектах РФ