Управление государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственностью
1.1 Понятие государственной собственности
1.2. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности
1.3. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
Глава 2. Система управления государственной собственностью
Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управление государственной собственностью- другой.docx

— 196.51 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет

Экономический факультет

Кафедра государственного и муниципального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая

на тему

Управление государственной  собственностью

 

 

 

 

 

                                                                                                    Работу выполнила

                                                                                        студентка гр.1476-2

                                                                                       Елисеева Екатерина

                                                                                             Научный руководитель

                                                                                Кораблев М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань-2011

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические  основы управления государственной собственностью

1.1 Понятие государственной собственности

1.2. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

1.3. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

Глава 2. Система управления государственной собственностью

Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Российской Федерации государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и  имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочий других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов.

В настоящее время законодательством  закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая  и государство (ст. 2 ГК РФ). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов  в отношениях собственности, явилось  лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой  давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых  других льгот) и закрепление за всеми  собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Действующее законодательство рассматривает государственную  и частную собственность не как  противостоящие друг другу формы  собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски.

В сложной системе экономических  отношений государственная собственность  представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества  других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных  интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном  положении, согласно которому носителем  и единственным источником власти в  РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты  федеральной собственности.

Таким образом, в курсовой работе можно поставить цель исследования, заключающуюся в рассмотрении основных объектов федеральной собственности и правомерности применяемых в ней принципов и методов управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Понять что же такое государственная собственность;
  2. Классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
  3. Выявить цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;
  4. Рассмотреть систему управления государственной собственностью;
  5. Объяснить роль принципов управления федеральной собственностью с целью ее оптимального и эффективного использования.

Объектом исследования в данной работе является вся государственная  собственность, принадлежащая РФ.

Предмет исследования – государственные  мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью  минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли  от ее использования, а также для  привлечения иностранного капитала.

Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды зарубежных и российских экономистов, социологов и политологов, а также нормативные акты и  постановления Правительства РФ по вопросам управления государственной  собственностью.

В структуру работы входят введение, три раздела, заключение и список использованной литературы – 32страницы.

 

Глава 1. Теоретические  основы государственной собственности.

1.1. Понятие государственной собственности

 

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее  на праве собственности РФ (федеральная  собственность), и имущество, принадлежащее  на праве собственности субъектам  РФ –  республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность  субъекта РФ).

Земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.

Имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение в соответствии с  ГК РФ ст. 294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну  республики в составе РФ, казну  края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества  к федеральной собственности  и к собственности субъектов  РФ осуществляется в порядке, установленном  законом.

 

1.2 Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности1

 

Объекты, составляющие основу национального  богатства страны:

  • Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
  • Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
  • Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для  обеспечения функционирования федеральных  органов власти и управления и  решения общероссийских задач:

  • Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
  • Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
  • Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
  • Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
  • Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
  • Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
  • Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
  • Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.2

Объекты оборонного производства:

  • Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.
  • Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

  • Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
  • Предприятия топливно-энергетического комплекса.
  • Предприятия и объекты электроэнергетики
  • Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.

Федеральные автомобильные  дороги общего пользования и обслуживающие  их организации.

  • Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
  • Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Прочие объекты:

  • Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.
  • Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

 

1.3. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

 

В сложившейся социально-экономической  ситуации назрела необходимость  пересмотра принципов и приоритетов  в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования  в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства  в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания  массы объектов государственной  собственности в экономическом  пространстве страны. В настоящий  момент ощущается объективная потребность  в создании стройной, экономически и логически выверенной системы  критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для  осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного  механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности  оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого  объекта управления, необходимой  для принятия своевременных и  адекватных управленческих решений, в  большинстве случаев не может  и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным  органом.

Ответственность за осуществление  утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать  его надлежащую деятельность, но и  сводить к минимуму риски государства  при недостижении запланированного качественного результата управления.

Государственная политика преследует следующие цели:

  1. Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  2. Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  3. Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
  4. Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
  5. Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных  целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие  задачи в виде:

Информация о работе Управление государственной собственностью