CoolReferat.com
ФГАОУ ВПО «Казанский
(Приволжский) Федеральный университет
Экономический
факультет
Кафедра государственного
и муниципального образования
Курсовая
на тему
Управление государственной
собственностью
Работу выполнила
студентка гр.1476-2
Елисеева Екатерина
Научный руководитель
Кораблев М.М.
Казань-2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
основы управления государственной собственностью
1.1 Понятие
государственной собственности
1.2. Объекты,
относящиеся исключительно к федеральной
собственности
1.3. Цели, задачи
и принципы управления государственным
имуществом
Глава 2.
Система управления государственной собственностью
Глава 3. Повышение эффективности
управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В Российской Федерации государственная
собственность долгое время оставалась
ведущей формой собственности и
имела наибольший удельный вес. Концентрация
имущества в государственной
собственности и, как следствие,
ограничение имущественной сферы
и правомочий других собственников,
исключение частной собственности
как таковой не дало положительных
результатов.
В настоящее время законодательством
закреплено равенство всех участников
гражданских правоотношений, включая
и государство (ст. 2 ГК РФ). Условиями,
обеспечивающими равенство субъектов
в отношениях собственности, явилось
лишение государства ряда преимуществ
(отказ от нераспространения исковой
давности на требования о возврате
государственного имущества из чужого
незаконного владения и некоторых
других льгот) и закрепление за всеми
собственниками равного права на
защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК РФ).
Действующее законодательство
рассматривает государственную
и частную собственность не как
противостоящие друг другу формы
собственности, а как две составляющие
экономических отношений собственности,
не имеющие политической окраски.
В сложной системе экономических
отношений государственная собственность
представляет собой форму собственности,
имеющую целью общенародное присвоение
имущества, обособленного от имущества
других организаций и граждан. Совпадение
общенародных и государственных
интересов в сфере присвоения
материальных благ основывается на конституционном
положении, согласно которому носителем
и единственным источником власти в
РФ является ее многонациональный народ
(ч.1 ст.3 Конституции РФ).
Актуальность выбранной темы заключается
в том, что постоянно идет реформирование
и разделение прав владения на объекты
федеральной собственности.
Таким образом, в курсовой работе можно
поставить цель исследования, заключающуюся
в рассмотрении основных объектов федеральной
собственности и правомерности применяемых
в ней принципов и методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- Понять что же такое государственная собственность;
- Классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- Выявить цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;
- Рассмотреть систему управления государственной собственностью;
- Объяснить роль принципов управления федеральной собственностью с целью ее оптимального и эффективного использования.
Объектом исследования в данной
работе является вся государственная
собственность, принадлежащая РФ.
Предмет исследования – государственные
мероприятия по оперативному управлению
федеральной собственностью, с целью
минимизации затрат на ее содержание,
а также максимизации прибыли
от ее использования, а также для
привлечения иностранного капитала.
Теоретическую и методологическую
основу работы составили опубликованные
научные труды зарубежных и российских
экономистов, социологов и политологов,
а также нормативные акты и
постановления Правительства РФ
по вопросам управления государственной
собственностью.
В структуру работы входят введение,
три раздела, заключение и список использованной
литературы – 32страницы.
Глава 1. Теоретические
основы государственной собственности.
1.1. Понятие государственной
собственности
Государственной собственностью
в РФ является имущество, принадлежащее
на праве собственности РФ (федеральная
собственность), и имущество, принадлежащее
на праве собственности субъектам
РФ – республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной
области, автономным округам (собственность
субъекта РФ).
Земля и другие природные
ресурсы, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц либо муниципальных
образований, являются государственной
собственностью.
Имущество, находящееся в
государственной собственности, закрепляется
за государственными предприятиями
и учреждениями во владение, пользование
и распоряжение в соответствии с
ГК РФ ст. 294, 296.
Средства соответствующего
бюджета и иное государственное
имущество, не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
государственную казну РФ, казну
республики в составе РФ, казну
края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа.
Отнесение государственного имущества
к федеральной собственности
и к собственности субъектов
РФ осуществляется в порядке, установленном
законом.
1.2
Объекты, относящиеся исключительно к
федеральной собственности1
Объекты, составляющие основу национального
богатства страны:
- Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
- Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
- Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Объекты, необходимые для
обеспечения функционирования федеральных
органов власти и управления и
решения общероссийских задач:
- Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
- Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
- Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
- Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
- Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
- Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
- Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
- Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.2
Объекты оборонного производства:
- Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.
- Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Объекты отраслей, обеспечивающих
жизнедеятельность народного хозяйства
России в целом и развитие других
отраслей народного хозяйства:
- Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- Предприятия топливно-энергетического комплекса.
- Предприятия и объекты электроэнергетики
- Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.
Федеральные автомобильные
дороги общего пользования и обслуживающие
их организации.
- Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
- Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
Прочие объекты:
- Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.
- Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.
1.3. Цели, задачи и принципы управления
государственным имуществом
В сложившейся социально-экономической
ситуации назрела необходимость
пересмотра принципов и приоритетов
в области управления и распоряжения
государственным имуществом, усиления
государственного контроля и регулирования
в государственном секторе экономики.
Усиление роли государства
в регулировании экономики не
следует понимать как политику наращивания
массы объектов государственной
собственности в экономическом
пространстве страны. В настоящий
момент ощущается объективная потребность
в создании стройной, экономически
и логически выверенной системы
критериев, в соответствии с которыми
те или иные объекты выбираются для
осуществления государственного управления
на базе жесткого, детально регламентированного
механизма управления и контроля
за государственной собственностью.
Государство в силу многообразия
объектов управления, их специфики, невозможности
оперативной обработки актуальной
информации о состоянии каждого
объекта управления, необходимой
для принятия своевременных и
адекватных управленческих решений, в
большинстве случаев не может
и не должно определять способы достижения
цели, т.е. детальные, экономически обоснованные
планы конкретных мероприятий в отношении
объекта управления.
Способ достижения цели определяется
в рамках установленной (как правило,
конкурсной) процедуры назначения управляющего
и утверждается уполномоченным государственным
органом.
Ответственность за осуществление
утвержденного способа достижения
цели государства возлагается на
управляющего и должна не только стимулировать
его надлежащую деятельность, но и
сводить к минимуму риски государства
при недостижении запланированного
качественного результата управления.
Государственная политика преследует
следующие цели:
- Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
- Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных
целей федеральным органам исполнительной
власти необходимо решить следующие
задачи в виде: