Управление государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Основными целями курсовой работы являются изучение состава и структуры государственной собственности и оценка качества ее управления.
Для достижения этих целей были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение соответствующей информации по характеристике теоретических основ управления государственной собственностью;
- анализ управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности управления государственной собственностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ……………………………………4
1.1.Понятие и сущность государственной собственности и государственного управления………………………………………………………4
1.2.Государственная собственность в гражданском и земельном законодательстве России………………………………………………….………...7
1.3.Государственная собственность в бюджетном и налоговом праве России………………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2.МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ……………………………………………………….12
2.1.Методы управления государственной собственностью и критерии их эффективности……………………………………………………………………...12
2.2.Сущность управления государственными унитарными предприятиями……………………………………………………………………...16
2.3.Сущность управления долями в уставых капиталах и пакетами акций………………………………………………………………………………...19
2.4.Сущность управления недвижимым имуществом Федерального значения…………………………………………………………………………….21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ……………………………………………………….24
3.1.Оценка управления государственной собственностью в 21 столетии…………………………………………………………………………….24
3.2.Варианты организации эффективного механизма управления государственной собственностью…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

U_G_S - копия.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Государственного и муниципального управления»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Система государственного управления

на тему: «Управление государственной собственностью»

 

 

                                                                                Выполнила:

        студентка группы ГМУ

                                                                                 .

Проверила:

 

Тюмень, 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ……………………………………4

1.1.Понятие и сущность  государственной собственности  и государственного управления………………………………………………………4

1.2.Государственная собственность  в гражданском и земельном законодательстве России………………………………………………….………...7

1.3.Государственная собственность в бюджетном и налоговом праве России………………………………………………………………………………..9

ГЛАВА 2.МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ……………………………………………………….12

2.1.Методы управления государственной собственностью и критерии их эффективности……………………………………………………………………...12

2.2.Сущность управления государственными унитарными предприятиями……………………………………………………………………...16

2.3.Сущность управления долями в уставых капиталах и пакетами акций………………………………………………………………………………...19

2.4.Сущность управления недвижимым имуществом Федерального значения…………………………………………………………………………….21

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ……………………………………………………….24

3.1.Оценка управления государственной собственностью в 21 столетии…………………………………………………………………………….24

3.2.Варианты организации эффективного механизма управления государственной собственностью…………………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство является самостоятельным субъектом права и может выступать в обществе как публичный собственник муниципальный образований. Это объясняется присущими государству правами властных управленческих полномочий, действия, которого осуществляются в интересах общества, регулируются нормативными актами субъекта Российской Федерации и имеют особый порядок реализации управленческих функций.

Качество управления государственным имуществом оказывают косвенное и непосредственное влияние на экономику страны в целом. Современное состояние управления государственной собственностью в Российской Федерации характеризуется отсутствием практического опыта по использованию всех возможностей, связанных с ее управлением, в том числе воздействием на экономику страны.

В настоящее время вопросы, связанные с окончательным составлением реестра государственного имущества и работы государственного аппарата в области управления этой собственностью, остаются открытыми, а, следовательно, требуют рассмотрения и оценки эффективности государственных действий в сфере управления.

Основными целями курсовой работы являются изучение состава и структуры государственной собственности и оценка качества ее управления.

Для достижения этих целей были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:

- изучение соответствующей информации по характеристике теоретических основ управления государственной собственностью;

- анализ управления государственной собственностью в Российской Федерации;

- разработка рекомендаций  по повышению эффективности управления  государственной собственностью.

Объектом исследования в данной курсовой работе является государственная собственность, а предметом – система управления государственной собственностью в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоритические  основы управления государственной  собственностью

1.1. Понятие и сущность государственной собственности и государственного управления

Само по себе слово собственность представляет собой отношения, возникающие между людьми, социальными группами государством по поводу присвоения того или иного материального блага, созданного обществом.

Государственная собственность – это одна из форм собственности, при которой материальные блага, произведенные обществом, полностью или частично находится в ведении государства.

Государственная собственность включает в себя следующие материальные блага: полезные ископаемые, сельскохозяйственные земли, водные ресурсы и лесные богатства, культурные ценности, объекты интеллектуальной собственности, денежные средства, драгоценности, здания и сооружения производственного и жилого назначения.

Управлять государственной собственностью значит целенаправленно воздействовать на организационные процессы, связанные с производством, использованием, перераспределением и присвоением материальных благ через реализацию экономических функций.

В нашей стране, одним из примеров управления государственной собственностью, можно считать процесс приватизации, который осуществлялся с начала 1990-х годов и отражал передачу государственного имущества Российской Федерации частным лицам.

Через государственное управление происходит процесс реализации государственных интересов и интересов общества. Наряду с такими экономическими категориями, как рынок и конкуренция, товар и деньги, капитал и ресурсы, государственное управление играет огромную роль в экономике страны.

Основными функциями, заложенными в термин государственной собственности, являются:

    • создание стабильного воспроизводства общественного капитала;
    • обеспечение гарантийных обязательств по международным и внутренним договорам, соглашениям, залоговым правам среди других государств;
    • функционирование дорогостоящих отраслей, производств и сфер экономической деятельности, например, космической промышленности;
    • поддержание оптимальных условий для развития малого и среднего бизнесов путем освобождения их от некоторых видов затрат;
    • сохранение и развитие социальной сферы жизни граждан, включая национальную безопасность страны;
    • мобилизация ресурсов при возникновении кризисных явлений в стране за счет уменьшения налогооблагаемой базы и использования государственных резервных фондов;
    • наделение равными правами субъектов экономической деятельности.

В теории правового регулирования государственные структуры призваны воздействовать на правоотношения собственности в гражданском обороте страны.

Организация управления государственной собственностью включает в себя:

    • политику государства, проводимую в отношении государственной собственности;
    • определение объектов собственности, находящихся в ведении государства, в том числе муниципальных образований исполнительной власти;
    • учет государственной собственности в реестрах объектов, их инвентаризация и классификация;
    • распределение государственной собственности среди субъектов страны;
    • проведение различных операций в сфере управления государственной собственностью (приватизация, управление государственными ценными бумагами, гражданско-правовые сделки и другое).

Для эффективного управления государственной собственностью необходимо проведение следующих мероприятий:

    • надлежащее содержание государственного имущества, то есть его учет в кадастровых реестрах, содержащих описание объектов учетов по техническим, экономическим, правовым параметрам;
    • принятие рациональных управленческих решений в области управления государственной собственностью при соблюдении социальных, фискальных и инвестиционных установок;
    • повышение инвестиционной привлекательности государственной собственности с целью привлечения дополнительного капитала;
    • осуществление постоянного контроля за сохранностью, рациональным и правильным использованием государственной собственности.

Грамотная политика управления государственной собственностью позволяет:

    • пропорционально формировать доходы и расходы бюджета, обеспечивая тем самым выполнение государственных полномочий;
    • решать задачи по развитию экономики страны и государственного сектора;
    • повышать устойчивость бюджетной системы страны и гибкость проводимой бюджетной политики;
    • осуществлять инвестирование бюджетного капитала в собственность государства для реализации своих интересов.

1.2.Государственная  собственность в гражданском  и земельном законодательстве России

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации под государственной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Государственной собственностью являются земля и другие природные ресурсы, находящиеся в ведении, пользовании и распоряжении субъектов Российской Федерации.

Средства государственного бюджета и иное государственное имущество входят в состав государственной казны Российской Федерации, республики в Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного края, если оно не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями.

Государственная собственность Российской Федерации на землю подразделяется на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами и не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

 

Таблица 1.1 – Состав земель федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности

Наименование вида собственности

Состав земельных участков

1.Федеральная собственность РФ

1.Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ.

2.Земельные участки, созданные  федеральными органами государственной  власти и предоставленные в  пользование:

- органам государственной  власти РФ;

- территориальным органам  государственной власти РФ;

-казенным, государственным унитарным и некоммерческим организациям.

2.Собственность субъектов  РФ

1.Земельные участки, занятые  зданиями, строениями, сооружениями, находящимися  в собственности субъектов РФ.

2.Земельные участки, созданные  органами государственной власти субъектов РФ и предоставленные в пользование:

- органам государственной  власти;

-казенным, государственным унитарным и некоммерческим организациям.

3.Муниципальная собственность  РФ

1.Земельные участки, занятые  зданиями, строениями, сооружениями  и находящимися в собственности  соответствующих муниципальных  образований;

2.Земельные участки, созданные  органами местного самоуправления  и предоставленные в пользование:

-органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований;

- казенным, муниципальным  унитарным и некоммерческим организациям.


Исходя из принципа разграничения земельных участков между федеральными органами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями формируется порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки.

 

 

 

1.3.Государственная собственность в бюджетном и налоговом праве России

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных и унитарных предприятий на основании:

Информация о работе Управление государственной собственностью