Управление государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Основными целями курсовой работы являются изучение состава и структуры государственной собственности и оценка качества ее управления.
Для достижения этих целей были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение соответствующей информации по характеристике теоретических основ управления государственной собственностью;
- анализ управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности управления государственной собственностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ……………………………………4
1.1.Понятие и сущность государственной собственности и государственного управления………………………………………………………4
1.2.Государственная собственность в гражданском и земельном законодательстве России………………………………………………….………...7
1.3.Государственная собственность в бюджетном и налоговом праве России………………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2.МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ……………………………………………………….12
2.1.Методы управления государственной собственностью и критерии их эффективности……………………………………………………………………...12
2.2.Сущность управления государственными унитарными предприятиями……………………………………………………………………...16
2.3.Сущность управления долями в уставых капиталах и пакетами акций………………………………………………………………………………...19
2.4.Сущность управления недвижимым имуществом Федерального значения…………………………………………………………………………….21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ……………………………………………………….24
3.1.Оценка управления государственной собственностью в 21 столетии…………………………………………………………………………….24
3.2.Варианты организации эффективного механизма управления государственной собственностью…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

U_G_S - копия.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)
    • реализации долгосрочных целевых программ;
    • в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего органа государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации.

Решение о распределении бюджетных средств и инвестирования их в объекты капитального строительства принимается, как правило, на уровне соответствующих органов государственной власти.

Решения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций принимаются:

    • Правительством Российской Федерации, если сметная стоимость проекта более 1,5 миллиардов рублей;
    • главным распорядителем средств федерального бюджета, определяемого Правительством Российской Федерации, если сметная стоимость менее 1,5 миллиардов рублей, а проект не является долгосрочной целевой программой;
    • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией муниципального образования в отношении соответствующих объектов государственной собственности.

Утверждение инвестиционных проектов, софинансирование которых происходит за счет межбюджетных субсидий, осуществляется законом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа самоуправления, при этом в структуре расходов указывается предполагаемая сумма затрат по каждому инвестиционному проекту. Финансирование иных проектов за счет бюджетных средств, не относящихся к государственной собственности, запрещено.

Софинасирование объектов капитального строительства предполагает вложение средств в объекты местных государственных образований, то есть перемещение денежных средств с одного уровня бюджета в другой. Предоставление таких субсидий осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента страны, а также бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Налоговый кодекс также предусматривает отдельные моменты, касающиеся управления государственной собственностью, например, когда государственное имущество находятся в аренде у различных субъектов экономики. В этом случае заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором.

Независимо от режима налогообложения (упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход)  предприниматель, который арендует государственное имущество, обязан уплачивать в бюджет государства налог на добавленную стоимость продукции. Уплата налога осуществляется даже в том случае, если арендная плата предпринимателя осуществляется в натуральной форме, то есть в виде выполнения работ, оказания услуг. Арендодатель - балансосодержатель, получивший денежные средства на оплату НДС, самостоятельно переводит их в бюджет государства.

При покупке государственной или муниципальной собственности субъект экономики будет облагаться налогом при соблюдении следующих условий:

    • если продавцом собственности выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления;
    • если имущество составляет казну Российской Федерации либо соответствующего субъекта Российской Федерации; к нему относят государственные и муниципальные учреждения, закрепленные за федеральными, региональными и муниципальными субъектами Российской Федерации и, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении этих органов власти.
    • субъект экономики является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

На практике, если субъект экономики покупает или арендует земельный участок государственных (муниципальных) органов, он также является налоговым агентом, но удержание и перечисление налога на добавленную стоимость в бюджет не производится. Данная ситуация связана с тем, что арендная плата за пользование земельным участком данным налогом не облагается, а операции по реализации земельных участков не признаются объектом обложения этого налога, однако, в счет-фактуре отражается эта операция и ставится отметка «Без налога НДС».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методология  управления государственной собственностью

в Российской Федерации

2.1.Методы управления  государственной собственностью

и критерии их эффективности

Процесс управления государственной собственностью базируется на единой методологии, суть которой заключается в следующем:

    • проведение анализа объектов управления; данная процедура позволяет грамотно организовать процесс управления и составить качественный  прогнозный план поступления денежных средств в бюджет государства;
    • владение информацией об основных направлениях возможного роста и оценке внешней среды, оказывающей влияние на развитие экономических объектов государственной собственности.

Основным принципом управления государственной собственности является применение эффективного менеджмента в области управления с учетом положений, содержащихся в гражданском и хозяйственном законодательстве, поскольку отличительной чертой федеральной собственности является масштабность действий. Таким образом, необходимо правильно распределять объекты государственной собственности между юридическими и физическими лицами, чтобы управление ею было эффективным.

Выделяют следующие методы управления государственной собственностью:

1.Опосредованное управление  государственной собственностью  осуществляется через нормы существующего  законодательства на территории  Российской Федерации.

2.Непосредственное управление  происходит за счет государственных фондов денежных средств, осуществляющих распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов населения; управления основным и оборотным имуществом на основе соответствующих планов и программ.

Эффективность управления государственной собственностью зависит от соотношения доходов и расходов государства, которые должны быть сбалансированы между собой. При этом расходы должны быть либо равны доходам государства, либо быть меньше этой величины.

 

Таблица 2.1 – Этапы реализации процесса управления государственной собственностью

Этапы

Результат

1.Инвентаризация

Получение и обобщение результатов проверки на предмет наличия объектов государственной собственности и внесение отсутствующих объектов в опись инвентаризационной проверки.

2.Учет

Осуществление процесса проверки юридической чистоты объекта и внесение его в реестр государственной собственности.

3.Оценка

Проведение мероприятий по установлению рыночной цены на объекты государственной собственности при сдаче имущества в аренду, передаче в доверительное управление, приватизации, реструктуризации и прочих вариантов ее использования.

4.Анализ возможного использования собственности

Разработка различных вариантов использования государственной собственности.

5.Планирование использования собственности

Определение наиболее выгодных вариантов использования собственности на основании анализа возможного использования и последовательная реализация мероприятий по предоставлению государственной собственности в пользование.

6.Организация и подготовка мероприятий

Включает в себя маркетинговые исследования, кадровые решения, инфраструктурные преобразования в целях повышения результатов используемого имущества.

7.Мотивация персонала

Утверждение перечня поощрений и наград для лучших федеральных участников.

8.Проведение мероприятий

Последовательная реализация вышеизложенных пунктов.

9.Контроль мероприятий

Подготовка информации для проведения анализа эффективности управления государственной собственностью

10.Регулирование процессов  управления на различных этапах

Возможная корректировка первоначальных расчетов, кадровых решений, плановых заданий и прочего.


 

Основной задачей государства при управлении федеральной собственностью является применение таких технологий, которые позволят совершить научно-технический прогресс и создать качественную конкурентоспособную продукцию отечественными производителями.

Эффективность управления государственной собственностью зависит от следующего ряда аспектов:

    • эффективного хозяйствования государственных объектов;
    • качества закупок и уровня продаж продукции, произведенной государственными предприятиями;
    • приватизации и национализации объектов государственной собственности;
    • перераспределения финансовых ресурсов внутри системы государственной власти и прочего.

 

Таблица 2.2 – Перечень показателей, требующих проведения анализа для оценки эффективности управления государственной собственностью

Показатели

Содержание операции

1.Производственный процесс

Проведение расчетов и анализа коллективного или индивидуального труда (производительности труда).

2.Экономические категории

Определение степени достижения государством своих управленческих  целей независимо от уровня полученной прибыли.

3.Правовая деятельность

Соблюдение государственных законов, правил и норм при ведении управленческой деятельности.

4.Нравственный аспект

Целью данного показателя является осуществление:

- финансирования опасных производств как мера безопасности труда работников и вредных производств как мера защиты окружающей среды;

- выпуск доброкачественной продукции;

- выплата сотрудникам адекватной заработной платы;

- добросовестное отношение к партнерам и другое.

5.Идеологические нормы

Данный показатель основан на изучении общественного мнения по поводу создания новых производств и выпуска той или иной продукции.


 

Проведение оценки эффективности управления государственной собственностью опирается на определение следующих критериев:

1.Реальный рост прибыли от управления государственными объектами, который базируется на концепции управления финансовыми потоками.

Данный показатель определяется разностью между совокупными доходами и расходами от управления государственной собственностью.

2.Совокупный рост стоимости объектов государственной собственности, основанный на концепции портфеля собственности.

 

2.2.Сущность управления государственными унитарными предприятиями

Унитарное предприятие представляет собой коммерческую организацию, собственником которой является государство, чье имущество характеризуется неделимостью вкладов и не распределяется между его сотрудниками.

Целью государственного управления таким предприятием является получение наибольшей эффективности от его деятельности. Для этого уполномоченный орган государственного управления определяет перечень, объем и структуру деятельности предприятия и согласовывает их руководством данной организации.

Перечень видов деятельности унитарного предприятия обязательно должен содержать достаточное количество показателей оценки эффективного ведения дел, чтобы при анализе полученной информации можно было объективно оценивать ситуации, складывающиеся на нем.

Управление на таком предприятии базируется на выработке и реализации стратегий развития организации и порядке ведения дел в интересах государства. Первый пункт управления определяется органом федеральной власти, а второй осуществляется руководителем предприятия. Стимулом для использования качественных методов управления для руководителя предприятия могут служить:

    • премирование, полученное из сумм чистой прибыли в результате перераспределения финансовых потоков;
    • делегирование конкретных полномочий  органам государственной власти.

Эффективность деятельности унитарного предприятия можно оценить при помощи ресурсного показателя – общей рентабельности предприятия. Рентабельность предприятия – это комплексный показатель экономической эффективности от использования таких ресурсов, как материальных, трудовых, финансовых, а также природных богатств страны.

Отправным пунктом для расчета эффективности деятельности предприятии является проведение анализа возможностей, которые представляет собой всестороннее изучение основных параметров его функционирования.

 

Таблица 2.4 – Этапы проведения комплексно анализа деятельности предприятия в целях повышения эффективности его функционирования

Информация о работе Управление государственной собственностью