Система публичного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Система публичного управления - совокупность специализированных субъектов и процедур управленческих воздействий, обеспечивающих существование социума в рамках определенной территории, организованная вокруг институционализированного центра, который осуществляет большую часть координирующей деятельности, распределяя управленческие функции и гарантируя их выполнение. Выделение разных типов систем публичного управления основано на существенном сходстве между отдельными системами

Файлы: 1 файл

Система публичного управления.docx

— 36.00 Кб (Скачать файл)

“Внутренние”  функции публичного управления, направленные на самосохранение системы легко  расписываются по классической схеме, приведенной выше: функции ориентирования, функции обеспечения и функции оперативного руководства. Подробнее об их организационном оформлении см. ниже, раздел посвященный специализации.

Принуждение в публичном управленииПринуждение является основным, базовым, наиболее существенным способом реализации публичной властью своих функций. Публичная власть и государство чаще всего и определяются через принуждение, используемое монопольно.

Принуждение в самом общем виде можно определить как легитимное насилие. В деятельности государства оно носит организованный характер. Само же насилие - такое воздействие  на человека или группу, при котором  они вынуждены делать что-то против или независимо от своей воли, - т.е., не давая своего согласия. Основными характеристиками принуждения, таким образом, является его односторонний, бесспорный характер и признание за субъектом принуждения права на такую деятельность, проявляющееся в массовой поддержке или непротивлении.

Виды  и способы принуждения

Можно выделить пять наиболее общих видов  принуждения: физическое, психологическое, правовое, экономическое и информационное. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Физическое  принуждение основано на непосредственном воздействии на тело человека (людей), либо на материальную собственность  того, кто подвергается принуждению. Простейшими формами физического  принуждения являются насильное удержание отдельного человека либо понуждение его к действию; изъятие или уничтожение имущества и т.д. В таких элементарных формах принуждение сохраняется в деятельности правоохранительных органов, судебных исполнителей, в местах заключения преступников и т.д. Однако современная техника существенно расширила возможности применения физического принуждения за счет развития средств вооружения. Технологическое развитие не только позволяет массированно применять физическое воздействие, но и осуществлять его на расстоянии, т.е. в особых условиях, когда представитель государства не вступает в непосредственный контакт с тем, на кого направлено принуждение, - в результате оно оказывается гораздо более легким психологически. Высокий уровень сложности новейших средств физического принуждения, с другой стороны, способствует тому, что государство с большей легкостью удерживает свою монополию на организованное физическое насилие: частным лицам и организациям значительная часть военной техники недоступна. Тем катастрофичнее исключения из правила.

Психологическое принуждение направлено, по определению, на психику человека, преимущественно - на его базовые, витальные мотивации. Иными словами, простейшей формой психического принуждения является угроза жизненно важным потребностям, прежде всего - угроза жизни. Другая, не менее важная форма  психологического воздействия - прямое воздействие на внесознательные или иррациональные структуры психики, - будь то гипноз, различные формы “подпорогового воздействия” или просто “психологическая атака”, - давление на эмоциональную сферу или манипулирование архетипами. Все эти формы воздействия тесно связаны с физиологической основой психики: это создание внутреннего образа физического воздействия на осознаваемые (угроза) или неосознаваемые условия жизнедеятельности индивида, либо оперирование физиологическими особенностями восприятия. Здесь современная техника также дает государству дополнительные возможности принуждения благодаря средствам массовой информации и коммуникации. Последствия те же, что и для принуждения физического: представителям государства легче осуществлять принуждение, для него не требуется непосредственный контакт и одновременно могут быть охвачены большие группы населения. Здесь, однако, угроза утраты государством своей монополии на организованное принуждение достаточно велика: удерживать монополию на информацию и коммуникацию много сложнее, чем монополию на вооружение.

Два этих вида принуждения являются базовыми: они появляются  - в некоторых  отношениях - еще до возникновения  человеческого общества и в своих  простейших формах могут применяться (особенно в критических ситуациях) почти неограниченно, вне зависимости  от исторических или социально-политических условий.

Правовое  принуждение для своего успешного  существования требует не только наличия права (в идеале - письменного), но и определенного уровня развития правового сознания. Последнее, в  свою очередь, формируется за счет долговременной практики успешного правоприменения. Особенностью этого вида принуждения является то, что оно оказывается в монопольном распоряжении государства или органов публичной власти в целом. Суть правового принуждения в том, что человек или организация подчиняются абстрактной норме, даже если она не подкреплена непосредственно физическим или психологическим воздействием. Подобное подчинение необычайно эффективно, поскольку может приобрести системный характер, требует гораздо меньшей затраты ресурсов, чем два предыдущих вида принуждения, а главное - создает гораздо более сложные и долговременные последствия, чем психическое и физическое принуждение.

Экономическое принуждение возможно лишь в относительно развитых обществах, на основе устойчивых и разветвленных экономических  связей. Инструментом такого принуждения  являются экономические ресурсы, - будь то природные богатства, товары или  деньги, - а его объектом могут  быть лишь люди и организации, включенные в соответствующие экономические  отношения. Иными словами, экономическое  принуждение невозможно в обществе, где господствуют индивидуальные натуральные  хозяйства (за исключением критических  ситуаций). Разумеется, государство  не может монополизировать экономическое  принуждение в условиях рыночной экономики, это возможно лишь при  полном огосударствлении экономики. Однако и в рыночном обществе государство  остается одним из влиятельнейших участников экономической деятельности.

Информационное  принуждение может играть существенную роль в деятельности государства  лишь при условии существенной разницы  между его способностью получать и перерабатывать информацию и такой  способностью частных лиц и организаций.

Информация о работе Система публичного управления