Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 22:22, шпаргалка

Описание работы

1.. Муниципальное право - отрасль права
Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее десяти лет назад. Правовой основой этого про¬цесса служит становление и развитие местного самоуправления в Рос¬сийской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.

Файлы: 1 файл

otvety_po_municipalnomu_pravu.doc

— 849.50 Кб (Скачать файл)

Голосование на муниципальных выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

 Выборы органов местного  самоуправления и депутатов являются  обязательными, периодическими и  проводятся в сроки, установленные  Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

 муниципальные выборы назначаются представительным органом МО в сроки, предусмотренные уставом МО. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

 Законом субъекта Российской  Федерации устанавливаются виды  избирательных систем, которые могут  применяться при проведении муниципальных  выборов и порядок их применения.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

 Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

 Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе.

В настоящее время государственная политика сводится к максимальному отсечению от участия в выборах всех общественных объединений, кроме политических партий. общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

 

56. Опрос граждан

 Согласно ст. 31 ФЗ "Об общих принципах МСУ в РФ" опрос граждан проводится на всей территории МО или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

 Результаты опроса носят  рекомендательный характер.

 В опросе граждан имеют  право участвовать жители МО, обладающие избирательным правом.

 Опрос граждан проводится  по инициативе:

 представительного органа или  главы МО - по вопросам местного значения;

 органов государственной власти  субъектов Федерации - для учета  мнения граждан при принятии  решений об изменении целевого  назначения земель МО для объектов регионального и межрегионального значения.

 Порядок назначения и проведения  опроса граждан определяется  уставом МО и (или) нормативными правовыми актами представительного органа МО.

 Решение о назначении опроса  граждан принимается представительным органом МО. В нормативном правовом акте этого органа о назначении опроса граждан устанавливаются:

 дата и сроки проведения  опроса;

 формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении  опроса;

 методика проведения опроса;

 форма опросного листа;

 минимальная численность жителей МО, участвующих в опросе.

 Жители МО должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

 Финансирование мероприятий, связанных  с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

 за счет средств местного  бюджета - при проведении опроса  по инициативе органов местного  самоуправления;

 за счет средств бюджета  субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

 

57. Статус  депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица  местного самоуправления

 

 Депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

 Должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

 Выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

 Член выборного органа местного самоуправления - это выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

 Депутату, члену выборного органа  местного самоуправления, выборному  должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

 Срок их полномочий устанавливается уставом МО и не может быть менее двух и более пяти лет.

 Полномочия депутата, члена  выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

 Полномочия выборного должностного  лица местного самоуправления  начинаются со дня его вступления  в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

 Решение об изменении срока  полномочий, а также решение об  изменении перечня полномочий  выборного должностного лица  местного самоуправления применяется  только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

 Выборные должностные лица  местного самоуправления могут  осуществлять свои полномочия  на постоянной основе в соответствии  с ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" и уставом МО.

 Депутаты представительного  органа муниципального образования  осуществляют свои полномочия, как  правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут  работать не более 10% депутатов  от установленной численности  представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

 Выборные должностные лица  местного самоуправления не могут  быть депутатами Государственной  Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания, депутатами законодательных органов власти субъектов Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

 Депутаты представительного  органа МО не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ". Выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности

В течение срока своих полномочий депутат Законодательного Собрания Краснодарского края не может быть депутатом (членом) иных законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатом представительного органа местного самоуправления, замещать иные государственные должности, государственные должности государственной службы, выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. Депутату городской Думы Краснодара, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируются:

условия работы, обеспечивающие исполнение им своих полномочий;

право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию с муниципальной должности;

пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью в объеме прав муниципального служащего,;

обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им своих полномочий;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период исполнения своих полномочий или после их окончания, но наступивших в связи с их исполнением;

защита его и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им своих полномочий в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами;

единовременное денежное вознаграждение за ученую степень кандидата и доктора наук

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

 

58. Голосование  по отзыву депутата, члена выборного  органа, выборного должностного  лица местного самоуправления

Досрочное прекращение полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления возможно в случае:

 смерти;

 отставки по собственному  желанию;

 признания судом недееспособным  или ограниченно дееспособным;

 признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

 вступления в отношении него  в законную силу обвинительного  приговора суда;

 выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

 прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

 отзыва избирателями;

 досрочного прекращения полномочий  соответствующего органа местного  самоуправления;

 призыва на военную службу  или направления на заменяющую  ее альтернативную гражданскую службу;

 в иных случаях, установленных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ"

 Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума.

 Основания для отзыва и процедура устанавливаются уставом МО.

 Основаниями для отзыва могут  служить только его конкретные  противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

 Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен  изданный им правовой акт или  отдельные его положения, которые  были признаны судом противоречащими  Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу МО и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"