Реформы 60-70-х годов 19 века. Развитие системы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:24, реферат

Описание работы

В середине 19в. резко обострилась потребность, сложились предпосылки реформ государственного управления. В общественном сознании утвердилась идея безотлагательности радикальных преобразований основных сфер общества и управления. Александр II вынужден был признать не только необходимость утверждения, но и целесообразность «совершенствования внутреннего благоустройства страны».

Файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 96.42 Кб (Скачать файл)

Реформы 60-70-х годов 19 века. Развитие системы местного самоуправления.

 

     

В середине 19в. резко обострилась потребность, сложились предпосылки реформ государственного управления. В общественном сознании утвердилась идея безотлагательности радикальных преобразований основных сфер общества и управления. Александр II вынужден был признать не только необходимость утверждения, но и целесообразность «совершенствования внутреннего благоустройства страны».  

 Крестьянская, судебная, военная, университетская и другие  реформы 60—70-х гг. стали уступкой  ради сохранения как короны, так и инициативы преобразований сверху. Александр II отверг все разумные и перспективные предложения, раздраженно реагировал на малейший намек о каком-либо ограничении его прав. Считал все сословное государственное управление несовместимым с образом правления, которое унаследовал. Сочетал полицейско-бюрократические методы с местным общественным управлением, проводил последовательно охранительную линию самодержавного управления, которая приобрела законченный полицейский характер при его сыне Александре III.  

Усиление роли органов высшего государственного управления. 

 Государственный совет  как высшее законосовещательное  учреждение интенсифицировал свои  функции, изменил организационные  структуры. Его состав вырос до 60 членов к 1890 г. Активно работали  прежние и вновь созданные  департаменты. Все общегосударственные  законопроекты реформ рассматривал  департамент Законов. 

 Главный комитет об  устройстве сельского состояния  наблюдал за проведением крестьянской  реформы, обсуждал связанные с  ней законопроекты и административные  мероприятия. Комитет по делам  царства Польского наблюдал за  проведением там крестьянской  реформы, рассмотрел проекты изменения  управления после восстания. Действовали  Комитет железных дорог, Второй  Сибирский комитет, Кавказский комитет, учрежденный в 1892 г. Комитет Сибирской  железной дороги, Кодификационный  отдел, Отделение свода законов  государственной канцелярии. 

 Госсовет рассмотрел  массу различных узаконений, а  также дела, связанные с организацией  и статусом капиталистического  предпринимательства и собственности, акционерных обществ, компаний, банков, новых социальных слоев, буржуазного, фабричного законодательства. В  его ведении находились вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения  или пояснения существовавших  законов и принятия новых. После  полосы реформ 60—70-х гг. роль Госсовета  ослабла.   

Собственная Его Императорского Величества канцелярия.  

Собственная Его Императорского Величества канцелярия сохранила обособленный статус при некотором изменении функций и внутреннего устройства, перераспределении дел между отделениями. В 60—70-х гг. уменьшилось ее значение как чрезвычайного высшего учреждения. Канцелярия рассматривала предварительно все проекты, вносимые министерствами в Госсовет. Второе отделение участвовало в разработке концепций, проектов реформ, составляло свои проекты такого рода реформ, редактировало и давало отзывы об общегосударственных проектах. В 1882 г. Второе отделение упразднено, предметы ведения переданы в Госсовет. 

 Изменялись функции  и Третьего отделения, внутри которого неоднократно перераспределялись предметы ведения между его пятью экспедициями. Отделение собирало материалы, готовило обозрения общественно–политической жизни, состояния местной власти и управления, наблюдало за деятельностью общественно-политических организаций, за прессой, руководило дознаниями по политическим делам, репрессивно-карательными мерами с помощью отдельного корпуса жандармов. В конце 1870-х оно было упразднено, а дела его переданы в ведение МВД, объединившего все репрессивные карательные органы в мощное централизованное административно-полицейское ведомство. 

 На базе четвёртого  отделения 12 августа 1880 г. учреждена  собственная Её Императорского  Величества канцелярия, ведавшая  делами и учреждениями императрицы  Марии. 

 Оставшееся Первое отделение развернуто в собственную Е.И.В. канцелярию, которая обрела значение ближней канцелярии царя и высшего органа государственного управления. Усилены ее функции по вопросам заведования личным составом чиновников всего государственного аппарата.  

Комитет министров.  

Комитет министров приобрел в пореформенное время характер высшего административного учреждения, по закону 1872 г. рассматривал вносимые царем проекты наиболее важных законов, принимал постановления по представлению министерств, решал вопросы оперативно, имел узкий состав министров, сочетал функции законосовещательного и распорядительного органа, использовался императором для принятия решений в обход Госсовета. Через Комитет министров проведен ряд узаконений по усилению статуса власти губернаторов, по введению временных генерал-губернаторов, чрезвычайного положения, усиленного режима, полицейского надзора в отдельных регионах.   

 Однако комитет министров  не мог координировать деятельность  различных ведомств, он не был  кабинетом министров. В Российской  империи отсутствовала единая  система в действиях исполнительной  власти. Каждое министерство действовало  особняком, ревностно отстаивало  свою отраслевую обособленность. Министры подчинялись лишь императору.    

Совет министров.  

Совет министров возник в процессе подготовки реформ. Александр II не ограничивался Комитетом министров, где рассматривалась масса дел текущей политики, он созывал с 1857 г. совещания министров, управляющих главными комитетами, председателей Госсовета и Комитета министров, других приближенных должностных лиц. Совещания проводились по воле императора, нерегулярно, не имели плана, официального статуса, хотя обсуждали концепции, проекты реформ, работу специальных комиссий, другие общегосударственные вопросы. 

 Указом 12 ноября 1861 г. учрежден  Совет министров, наделенный статусом  высшего при императоре органа, под его председательством для  решения вопросов общегосударственного  значения. Александр II созывал, проводил  его заседания, вносил вопросы  на рассмотрение. В состав его  вошли высокие должностные лица: главноуправляющие, председатели Комитета министров и Госсовета, другие близкие царю официальные лица. 

 На 150 заседаниях за 1,5 года рассмотрено более 300 крупных  вопросов. Согласованные решения получали после утверждения императором законную силу, дополняли, конкретизировали законы. Работа нового органа частично способствовала улучшению координации министерств, ведомств в решении межминистерских, общих вопросов государственного управления, что сказалось положительно на развертывании реформаторской практики. Но Совет министров действовал нерегулярно и выполнял роль полуофициальных совещаний при императоре.  

Развитие системы министерского управления. 

 Министерства прояви  ли себя как жизнеспособные  органы самодержавного управления, активно участвовали как в  подготовке, так и в проведении  реформ, существенно усовершенствовали  функции, параметры полномочий, внутреннюю  организационную структуру, ведомственную  управленческую вертикаль. Был усилен  статус министра, укреплены его  единоначалие и ответственность  за работу аппарата министерства, его местных органов. Министерства  объединяли на основе «линейного»  принципа исполнительную вертикаль  центральных и растущих местных  органов, превращались все больше  в ведомственную сверху донизу, отраслевую систему государственного  управления. Совершенствовалась внутренняя  организация министерств. Помимо  департаментов создавались главные  управления, комитеты, управления, отделы, которые подразделялись уже не  на отделения и столы, а на  более оперативные структуры. Начальникам  управлений предоставлялось больше  самостоятельности, чем директорам  департаментов, в решении конкретных  текущих задач.  

Правительствующий Сенат сохранил и усилил свое значение в системе высших органов государственного управления. Он издавал, рассылал во все высшие, центральные, местные учреждения новые законы; несколько раз в неделю отправлял брошюры «Собрание узаконений и распоряжений», продолжал исполнять функции толкования законов, защиты прав учреждений, сословий, лиц в случае их нарушения. Значительно расширилось рассмотрение и принятие решений по жалобам в связи с освоением нового законодательства. Существенно возросло значение функции высшего надзора за деятельностью новых органов местного управления, что повлекло перестройку и увеличение старого громоздкого сенатского аппарата, изменение организации сенатских ревизий. 

 В 1864 г. судебные уставы  превратили в высшие апелляционные  инстанции не только Верховный  уголовный суд, но и окружные  судебные палаты и даже уездных  мировых судей. В связи с этим  сузилась сфера деятельности  Сената как  высшего апелляционного органа для прежних местных судов губерний, упразднены почти все соответствующие департаменты, некоторые объединены позднее в единый судебный департамент. Сенат приобрел кассационные функции, в 1866 г. созданы внутри него кассационные уголовный и гражданский департаменты, личный состав которых укреплен прокурорскими чиновниками. Сенат рассматривал все больше и дела о политических преступлениях. В начале 60-х гг. пятый уголовный департамент Сената провел ряд политических процессов. В 1872 г. в Сенате учрежден высший судебный орган по политическим делам, который имел особый статус. Личный состав его формировался императором, состоял из первоприсутствующих, пяти сенаторов, а также назначаемых императором на год по спискам министерств внутренних дел и юстиции губернских и уездных предводителей дворянства, столичного городского головы, волостного старшины из петербургской губернии. Орган этот рассматривал самые крупные политические процессы. Превращение Сената в высшее судилище империи придало ему репрессивно-карательные функции среди высших органов государственного управления.  

Святейший синод сохранил в пореформенное время свои функции, аппарат, методы, осуществлял по-прежнему высшее  государственное управление церковью. Теперь через него усилилось идеологическое влияние монархии на все слои общества. В 80-е гг. Синод усилил влияние на сферу народного образования. В его составе учрежден Совет по церковно-приходским школам. Он осуществлял не только надзор, но и управлял растущей сетью народных учебных заведений.  

Развитие местного и городского самоуправления.  

 В 1859 г. при министерстве  внутренних дел была создана  комиссия для разработки проекта  хозяйственно-распорядительного управления  в уезде. Разработанный проект  «Положение о губернских и  уездных земских учреждениях»  был утвержден Александром II. Создавались  земские учреждения — земства, состоящие из распорядительных  и исполнительных органов. Распорядительными  органами земства были земские (губернские и уездные) собрания. Члены земских собраний, или гласные, избирались по трем куриям: уездных  землевладельцев, городских избирателей  и выборных от сельских обществ  — их назначали волостные сходы. Исполнительными органами являлись  уездные и земские управы, избиравшиеся  на земских собраниях. Раз в  год гласные созывались на  сессию для утверждения годовых  отчетов исполнительных органов  — управ, для рассмотрения дел  земского хозяйства, доходов и  расходов. Сфера деятельности земских  учреждений: содержание местных  путей сообщения, строительство  и содержание школ, больниц, приютов, церквей, организация медицинской  помощи населению, страхование имущества  и т.п. 

 Организация земских  учреждений допускалась на губернском  и уездном уровнях. Хотя земства  были всесословными учреждениями,  председателями земских собраний могли быть только предводители губернского и уездного дворянства. Этим самодержавие обеспечивало преобладание дворянского сословия в управлении государством.  

 В начале 80-х гг. земства функционировали в 34 из 50 губерний. На окраинах страны земства так и не были введены. Положительные результаты деятельности земских учреждений проявились в сфере образования, здравоохранения и сборе статистических данных в тех или иных областях жизни. В середине 70-х гг. число земских школ достигло 12 тыс., на содержание которых уходило 14% бюджета, расходы на медицинские нужды составляли 18% бюджета земств.  

 Но оставались ещё  города России нуждавшиеся в  органах самоуправления. В 1862 г. «Положение  об общественном управлении Санкт-Петербурга»  было распространено на Москву  и Одессу. Одновременно с этим  началась подготовка реформы  городского общественного самоуправления  применительно к городам России. 16 июня 1870 г. «Городовое положение» получило силу закона. Согласно закону вводились всесословные городские думы, члены которых — гласные избирались на четыре года на основании имущественного ценза. Число гласных по различным городам составляло от 30 до 72 чел. Исключение составляли Петербург и Москва, где число гласных достигло соответственно 250 и 180. Городская дума избирала свой рабочий исполнительный орган — городскую управу, возглавляемую городским головой. Он был одновременно и председателем городской думы. К компетенции городского управления были отнесены вопросы благоустройства города, транспорт, канализация, водопровод, организация просвещения и образования, здравоохранения и др. 

 Городской голова уездного  города после избрания собранием  утверждался губернатором, а губернского  города — министром внутренних  дел. Городская дума подчинялась  Сенату. Хотя органы городского  самоуправления и находились  в зависимости от государственно-бюрократической  системы, однако они создавали  более благоприятные, чем прежде, условия для развития хозяйства, торговли, благоустройства городов. Городским головой часто избирался  представитель крупной буржуазии.   

Крестьянская реформа 19 февраля 1961 г. 

 Кризис феодально-крепостного  строя России мог быть преодолен  лишь проведением коренных реформ, основной из которых является  отмена крепостного права, которое  служило главным тормозом развития  рыночных отношений в стране. 

 В 1857 г. был создан Секретный  комитет по крестьянскому делу, который впоследствии был преобразован  в Главный комитет по крестьянским  делам, опиравшийся в своей работе  на губернские дворянские комитеты, от которых поступали предложения  и проекты по проведению реформы.  

 Подготовленная реформа  носила компромиссный характер  и была направлена, с одной  стороны, на сохранение помещичьего  землевладения, а с другой –  обеспечивала в целом сохранение  за крестьянами их дореформенных  наделов земли за выкуп. 

19 февраля 1861 г. царь подписал  манифест об отмене крепостного  права и утвердил "Общее положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости". В соответствие  с новыми законами крепостное  право помещиков на крестьян  отменялось навсегда, и крестьяне  объявлялись свободными сельскими  жителями с наделением их гражданскими  правами и свободами – свободой  вступления в брак, самостоятельного  заключения договоров, правом обращаться  в суд, заниматься предпринимательством  и торговлей, сменой места жительства, перехода в другое сословие  и др. 

 Вместе с тем реформа  не уравняла крестьян с помещиками  в их гражданских правах. Вышедшие  из крепостной зависимости крестьяне  каждого села объединялись в  сельское общество. Несколько сельских  обществ образовывали волость. В  селах и волостях крестьянам  было предоставлено самоуправление. Органом самоуправления сельского  общества был сход, на котором  крестьяне выбирали на 3 года сельского  старосту и сборщика податей. Органом самоуправления волости  также был сход, на котором  выбирали волостное правление  во главе с волостным старостой  и волостным судьей для решения  дел о маловажных проступках  и тяжбах крестьян. 

 Крестьянин был закреплен  общиной и круговой порукой  в общине. Уйти из общины можно  было, лишь выплатив половину  оставшегося долга и при условии, что другую половину выплатит  община. 

 Несмотря на реформу, дворянству удалось сохранить  свое привилегированное положение, титулы, звания сословные организации  – губернские и уездные дворянские  собрания, Политическая власть и  после реформы 1861 г. остается в  руках дворянства.   

Финансовая реформа 1862-1868 гг. 

 Финансовая реформа  заключалась прежде всего в централизации финансового хозяйства России в руках министра финансов и финансировании всех государственных расходов через Министерство финансов. Государственный бюджет составлялся Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом. Старые подати – подушная и винные откупа были заменены поземельным налогом и акцизами, что привело к росту доходной части государственного бюджета. Вместе с тем росли и государственные расходы. 

 В 1860 году был создан  Государственный банк, а также  сеть коммерческих банков. Выкупные  операции осуществлялись учрежденными  для этих целей крестьянским  и дворянским банками. На Государственный  банк была возложена также  функция по финансированию торгово-промышленных  предприятий. Произошла централизация  учета и контроля средств государственного  бюджета.  

Военная реформа 1864-1874 гг. 

 Поражение в Крымской  войне показало всю отсталость  военной машины России. Встал  вопрос о проведении коренных  преобразований в военной сфере. В 1874 году был утвержден "Устав  о воинской повинности", вводивший  для всего мужского населения  всеобщую воинскую повинность. Лица  мужского пола, достигшие 20-летнего  возраста, призывались на военную  службу по жребию. Не попавшие на службу зачислялись в ополчение. Сроки службы в армии – шесть лет с последующим зачислением в запас на 9 лет и на флоте, соответственно, семь лет службы, 3 года в запасе. 

 Для лиц, закончивших  высшие учебные заведения, срок  службы сокращался до 6 месяцев, гимназии  – до полутора лет, городские  училища – до 3 лет и начальные  школы – до 4 лет. 

 Офицерские кадры готовились  в юнкерских училищах, военных  гимназиях и военных академиях, предпочтение в поступлении в  них отдавалось дворянству. 

 Военная реформа имела  прогрессивное значение. Она избавила  население от рекрутчины, ускорила  ломку сословного строя, способствовала  развитию железнодорожной сети, поскольку без железных дорог  не возможно было проведение  широкой мобилизации уволенных  в запас.  

Судебная реформа 1864 г. 

 В 1864 г. были утверждены  основные акты судебной реформы: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых  мировыми судьями. В соответствии  с этими актами были созданы  две системы судов – местные  и общие. К местным относились:

1. Мировые судьи;

2. Съезды мировых судей.  

 К общим судам относились:

1. Окружные суды для  нескольких уездов;

2. Судебные палаты по  гражданским и уголовным делам, учреждаемые в каждом округе, состоящем из нескольких губерний  или областей;

3. Кассационные департаменты  Сената. 

 Новые судебные органы  были всесословными, т.е. они рассматривали  уголовные и гражданские дела  всех подданных империи, к какому  бы сословию они не принадлежали.  

 Реформа судебной системы  базировалась на новых принципах: равенство всех перед законом  и судом, отделение суда от  администрации и осуществление  правосудия только судом, создание  всесословного суда, гласность судебного разбирательства, состязательность сторон, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. 

 Судебная реформа была  самая радикальная из всех  проводимых в стране буржуазных  реформ. Благодаря ей российская юстиция стала вровень с юстицией самых передовых стран. В результате произошло отделение судебной власти от других властей, предварительного следствия от полиции и суда, был создан самый демократичный суд присяжных заседателей.

К недостаткам судебной реформы можно отнести: ограничение роли суда присяжных, отсутствие единства судебной системы, недопущение защиты на стадии предварительного следствия и т.д. 

 В ходе полицейской реформы 1862 г. городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему, включающую урядника в волости и пристава в городе, а на уровне уезда – исправника. В губернских городах во главе полиции стоял полицмейстер, который подчинялся губернатору, а руководил всей полицейской системой страны министр внутренних дел. В 1880 г. в полицейскую систему были включены губернские жандармские управления. Были созданы также сыскные и охранные отделения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестьянская реформа 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 г. - буржуазная реформа, отменившая крепостное право и способствовавшая развитию капитализма в России.

Была вызвана рядом объективных социально-экономических предпосылок — крепостничество препятствовало индустриальной модернизации страны, необходимой для ее экономического развития. Субъективные политические предпосылки обусловили поражение России в Крымской войне 1853—1856 гг., а также нравственная готовность императора Александра II стать одним из инициаторов реформы в качестве первого лица в государстве.

Подготовка реформы началась в январе 1857 г. в традиционном для России Секретном комитете по крестьянскому делу, однако его медлительность и, главное, недовольство дворянства, обеспокоенного непроверенными слухами о программе реформы, вызвали необходимость ее проведения в условиях большей гласности.

20 ноября 1857 г. в рескрипте виленскому губернатору В. И. Назимову дворянству было рекомендовано создавать местные губернские комитеты для разработки своих проектов реформы и изложен план правительства: уничтожение личной зависимости крестьян; сохранение помещичьей собственности на землю и обязанности крестьян выполнять барщину или платить оброк за отданную им землю; предоставление крестьянину права выкупа своей усадьбы (жилой дом и хозяйственные постройки). Рескрипт положил начало открытой подготовки реформы, возложенной на созданный в феврале 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу. Комитету поручалось выработать общую программу реформы, которая должна была максимально удовлетворить интересы дворянства и обеспечить спокойствие в государстве.

Основным предметом споров в губернских комитетах между консервативными и либеральными помещиками (крестьяне от обсуждения были отстранены) стал вопрос о размере наделов, предоставляемых крестьянам, и объеме их повинностей. В итоге было выработано два варианта проектов, в которых решение спорных вопросов зависело от плодородия почвы: в черноземных районах помещики стремились максимально сократить крестьянские наделы, увеличив при этом стоимость каждой десятины земли; в нечерноземной зоне дворяне были готовы увеличить крестьянские наделы, но за большой выкуп.

Оба варианта проекта реформы поступили в Редакционные комиссии (пред. Я. И. Ростовцев), учрежденные в марте 1859 г. при Главном комитете для обобщения всех предложений. При их обсуждении в угоду консерваторам размеры наделов крестьян были урезаны, а их повинности увеличены. 10 октября 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет, 28 января — в Государственный совет, утвердивший проект 16 февраля 1861 г.

19 февраля 1961 г. Александр II подписал  два законодательных документа, положивших начало проведению  реформы: Манифест «О всемилостивейшем  даровании крепостным людям прав  состояния свободных сельских  обывателей и об устройстве  их быта» и «Положения о  крестьянах, выходящих из крепостной  зависимости».

В тот же день Главный комитет по крестьянскому делу был заменен Главным комитетом «Об устройстве сельского состояния» (пред. — великий князь Константин Николаевич). Его задача — осуществлять высшее наблюдение за введением в действие «Положений» 19 февраля, рассматривать проекты законов, дополнявших и развивавших основные установления этого документа, изменявших правовое и поземельное состояние удельных и государственных крестьян, а также принимать решения по спорным и административным делам. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля в Петербурге и Москве состоялось 5 марта, в провинции растянулось до 2 апреля.

В Манифесте и «Положениях» рассматривались три основных вопроса: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки между помещиком и «сельским обществом» (общиной).

Манифест лицемерно акцентировал «добровольность» и «жертвенность» Дворянства, по инициативе которого царь даровал крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, самостоятельно заключать сделки, выступать как юридическое лицо, защищать свои права в суде, поступать на службу и в учебные заведения, жениться по своему выбору, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Освободив крестьян, правительство начало создавать в деревне выборные органы их местного самоуправления.

Вместе с тем права крестьян ограничивались, так как сохранялось общинное землепользование, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей). Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Кроме того, полное освобождение крестьян откладывалось на два года — они обязаны были выполнять прежние повинности до 19 февраля 1863 г.

«Положения» регламентировали процесс выделения крестьянам земли и размер наделов. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой устанавливался «высший» и «низший» размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их поземельные отношения и объем повинностей закреплялись уставной грамотой на каждое имение. Для урегулирования споров между помещиком и крестьянской общиной привлекались мировые посредники (они же проверяли правильность составления уставной грамоты).

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали раньше. Так образовались «отрезки», отобранные помещиками у крестьян.

Освобождение крестьян и получение ими надельной (общинной) земли было тесно увязано с оплатой ее стоимости, т. е. фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. Исключение составляли так называемые дарственные наделы, полученные бесплатно и составлявшие !/4 высшей нормы надела. Получение дарственного надела освобождало от выкупных платежей, но перейти «на дар» крестьянин мог только с разрешения помещика, от власти которого он сразу же освобождался. Большинство дарственников, получивших «нищенские» (или «сиротские») наделы, оказались в крайне бедственном положении и впоследствии неоднократно обращались за помощью к земствам.

 Выкупная сделка осуществлялась между помещиком и всей общиной. Накануне реформы стоимость земли была завышена в 1,5 раза по сравнению с прежней рыночной ценой. У крестьян не было денег, необходимых для выплаты всей стоимости земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, была разработана схема, выгодная и помещикам, и государству. По ней крестьяне должны были сами выплатить владельцу земли 20% ее стоимости (деньгами или отработками), а на выплату остальных 80% они получали от правительства ссуду, которую должны были ежегодно возвращать в течение 49 лет в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они выплатили государству 1,54 млрд руб., в 3 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

До уплаты помещику 20% стоимости земли крестьяне назывались временнообязанными — они должны были платить оброк и выполнять барщину. Поскольку помещики не торопились терять даровой труд крестьянства, они во многих случаях тормозили совершение выкупной сделки. Поэтому в ряде районов перевод крестьян на выкуп растянулся на 20 лет. Лишь 28 декабря 1881 г. было издано «Положение», предусматривавшее обязательность перевода крестьян на выкуп и прекращение их временнообязнного состояния.

Реформа 1861 г. имела очень большое значение: она принесла свободу 23 млн крепостных крестьян; расчистила дорогу для социально-экономической эволюции России по капиталистическому пути и модернизации экономики; создала импульс для проведения либеральных социально-политических преобразований и совершенствования системы государственного управления. Современники справедливо называли реформу Великой.

Вместе с тем реформа имела половинчатый характер: тяжесть выкупных платежей обрекала крестьян на нищету; они фактически не получили земли и остались в экономической зависимости от помещиков, сохранивших свою главную собственность. Следовательно, реформа не сняла аграрного вопроса в России, который сохранял свою остроту до начала XX в.

 

 

Преобразование волостного и сельского управления

Образования волостных управлений была завершена одновременно с сельскими до декабря 1861 года. Всего в 45 губерниях, на которые расповсюджувалась действие Положений 19 февраля 1861 г., было образовано 8751 волость.

Статья 69 фиксирует состав волостного управления. В волостном управлении соединялись распорядительная, исполнительная и судебная власть в волости. Распорядительную власть осуществлял волостной сход, исполнительную - волостной старшина, судебную - волостной крестьянский суд. Волостное правление выполняло роль совещательного органа при волостном старшине.

Статьи 70-80 регламентируют состав волостного схода, порядок его созыва, круг его компетенции и условия, при которых решение востока получают законную силу. Согласно ст. 73, круг вопросов, который имел право обсуждать волостной сход и по которым мог выносить решение, был строго ограничен сугубо хозяйственно-административными делами данной волости. Среди них - раскладка рекрутской повинности, мирских и других сборов по сельских обществах (далее подворные раскладку делали уже сельские сходы), основания волостных училищ и право принесения жалоб и просьб по делам волости в высшие инстанции. Волостном востока (как и сельском) строго забронялося выходить за рамки своей компетенции. За нарушение наступала санкция - вплоть до привлечения к судебной ответственности. В обязанность мирового судьи входило, согласно ст. 27 Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях, контролировать действия крестьянского общественного управления.

Статьи 81-86 определяют права и обязанности волостного старшины, главной задачей которого была охрана общего порядка, спокойствия и благочиния в волости есть выполнение полицейских функций (ст. 81 и 85).

Волостной старшина исполнял также и административные функции: ему были подчинены сельские старосты, сотские и десятские, что обязаны были беспрекословно выполнять его распоряжения. Волостной старшина имел и контрольные функции (ст. 82).Он был подотчетен как волостном востока (ст. 78), так и местной администрации -мировому посреднику, полицейскому исправник и судебному следователю, чьи распоряжения он беспрекословно обязан выполнять (ст. 85).

Состав и функции волости управления определены в ст. 87-92. Круг вопросов, подлежащих решению волостного правления, был ограничен рассмотрением денежных расходов, утвержденных волостным сходом на нужды волости, продажей имущества крестьян за недоимки или долги, принятием или освобождением должностных лиц в волости, служащих по найму. Впрочем, и решение этих дел волостным правлением выливалось в чистейшую формальность, поскольку в конечном счете все решалось волею волостного старшины. Публиицист Н. М. Астирев, изучавший в должности волостного писаря практику волостного правления в одной из волостей Воронежской губернии, писал: «В нашей волости, как и в большинстве других, издавна существует правило для сельских старост собираться каждое воскресенье для составления так называемого в общем положении волостного правления. Но уже самим Положением обязанности этого правления ограничены одними пустыми формальностями: каждое 1-е число приложить печати к денежным книгам в доказательство будто бы произведенного учету, Который за неграмотностью членов правления Никогда не производился, Назначить день для продажи с торгов имущества какого-либо неплательщика, дать старшины доверенность на получение с почты денежного пакета и только. Но единовременные созыв старост тем удобен, что при нём гораздо легче исполнить присылаемые в волость разного рода поручения и запросы от начальствующий мест и лиц. Старостам в указанный выше день читаются начальственные предписания, относящиеся к всех или к одному из них, выдаются повестки вот мирового судьи и на волостной суд, делается распоряжение о высылке в волость лиц в которых есть дело, назначаются дни для созыв сельских лестничную, если есть надобность в них ».

Информация о работе Реформы 60-70-х годов 19 века. Развитие системы местного самоуправления