Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной
защиты населения…………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения………..6
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты
населения……………………………………………………………………………15
1.3 Финансирования социальной защиты населения ……………………………18
2.Реализация социальной защиты населения в России…………………………..24
2.1.Особенности социальной политики населения в современной России…….24
2.2.Механизмы реализации социальной политики в России……………………27
2.3. Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки
отдельных групп населения в России…………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по муницип. управлению.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

– комплексные центры социального обслуживания ветеранов  и других социальных групп;

–социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

– дома инвалидов и  престарелых;

– детские дома;

– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия  и содержат организационные структуры  по борьбе с наркоманией, с детской  беспризорностью, содействуют организации  занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

 

2.3. Анализ муниципального  управления в сфере социальной  поддержки отдельных групп населения в России.

 

           Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка  – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных  категорий граждан в кризисной ситуации.

Социальная защита и  социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральное  законодательство относит к компетенции  муниципальных районов и городских  округов в данной сфере только опеку и попечительство и к  компетенции поселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения  являются:

– денежные пособия;

– помощь в натуральной  форме (продукты, одежда);

– субсидии (целевые средства для оплаты услуг);

– компенсации (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и  социальной поддержки населения  представляет собой реализацию собственных  и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

К основным критериям  для оказания социальной поддержки  отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:

– низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного  законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается  в социальной поддержке. Нормативное  значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;

– нетрудоспособность, следствием которой является невозможность  самообслуживания;

– утрата жилища и имущества.

Категории граждан, нуждающихся  в социальной поддержке:

а) нетрудоспособные:

1) пенсионеры;

2) инвалиды;

3) граждане, находящиеся  на попечении государства (в  домах престарелых, инвалидов  и т.д.);

4) дети;

б) малоимущие;

в) попавшие в экстремальные ситуации:

1) безработные;

2) пострадавшие при  чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения и т.д.);

Для каждой из перечисленных  категорий государством разрабатываются  специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки. Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объективные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы). Социальное обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Итак, как отмечалось, состояние экономики страны в  настоящее позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечения  населения, что характерно для социального  государства. Увеличивается разрыв между возможностями государства выполнять свои задачи по финансированию, и проблем во взаимоотношениях государства и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи. В табл. 1 представлена социальная помощь бедному населению, оказываемая из бюджета города, млн.руб.

Таблица 1

Социальная помощь бедному  населению, оказываемая из бюджета  города за 2010-2011гг.

(млн.руб.)

Показатели

   2009 год

    2010год

    2011год

В % к 2010 году

1

2

3

4

5

Дефицит дохода бедного населения

      1734,9

      1440

       1695

     118

Социальная защита населения - всего

       872,1

     1072,7

     1100,2

      110

в том числе:

       

 -адресная помощь

32

        46

24

      113

-детские пособия

35

        42

24

      101

-компенсация проезда на автотранспорте

       185,2

      205,8

       220,3

      107

-выплаты многодетным семьям

       68,4

        76

         83

      110

- жилищные субсидии населению

      394,7

     493,4

547,9

       111

- прочие выплаты

       35,8

       71

       4,2

       116

Доля бюджетных средств в  покрытии дефицита дохода бедного населения, %

       67,0

       74

       65

         х


 

Итак, в полном объеме предоставлены меры социальной поддержки  льготным категориям граждан, на эти цели из бюджетов всех уровней израсходовано около 4 млрд. руб., что на 14% больше, чем в 2010 году. Объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета города увеличился на 10% и составил 1,1 млрд.руб. Адресную помощь получили 128 тыс. граждан на сумму 154,4 млн. руб. с ростом 113%, ее размер на 1 человека в год увеличился на 45% и составил 1,2 тыс. руб. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг составили около 548 млн.руб. с ростом 111%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотренные в курсовой работе проблемы  системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно    из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны.

В нашей стране это  развитие только началось, и в будущем  должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

Россия еще по крайней  мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как  исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере  социальной политики сосредотачивается  на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных  экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной  стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические  преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный  слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление  новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. 
Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

Тем самым становится очевидно, что для нормального  функционирования социально ориентированной  рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.   Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

2.Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

3.    «Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2009г.-123с.

4. Российский статистический ежегодник 2010: статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2010г. –819 с.

5.Борисенко, Н. О понятии финансовой устойчивости пенсионного фонда РФ./Под ред. Н.О.Борисенко-Вопросы экономики 2010г-с.106

6.Галаганов, В. П. Организация работы органов социальной обеспечения./Под ред. В.П.Галаганов. Право и политика- М., 2010г.- с.81-87.

7.Гусова, К.Н. Право социального обеспечения/под ред. К.Н. Гусова, ПБОЮЛ, 2010г.-32с.

8. Гусова,К.Н. Право социального обеспечения/Под ред. К.Н.Гусовой- ПБОЮЛ, 2010г.-26с.

9.Лисица, В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения./Под ред. В.Н.Лисица- Трудовое право 2011г-с.

10.Макконнел, К.Экономикс/Под ред.К. Маконелла :2009 г.-345с.

11.Осадчая, Г.И. Социальное государство и социальная политика./Под ред. Г.И. Осадчая, 2009г.-с.24.

12.Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/Под ред.Т.С.Пантелеевой- ВЛАДОС, 2010г.-542с.

13.Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/Под ред. Т.С.Пантелеева, Г.А.-ВЛАДОС, 2009г.-232с.

14.Стафилова,О.В.Накопительная составляющая доходов системы обязательного пенсионного страхования/Под ред О.В.Стафилова-Финансы 2009г.-с.53.

15.Социальная политика: реформы социального страхования /Общество и экономика – 2009г. – с.11

Информация о работе Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне