Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной
защиты населения…………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения………..6
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты
населения……………………………………………………………………………15
1.3 Финансирования социальной защиты населения ……………………………18
2.Реализация социальной защиты населения в России…………………………..24
2.1.Особенности социальной политики населения в современной России…….24
2.2.Механизмы реализации социальной политики в России……………………27
2.3. Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки
отдельных групп населения в России…………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по муницип. управлению.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

- прекращению  трудовых отношений работодателя  с женщиной в период ее отсутствия  на работе по вышеназванной причине;

- выплате  пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению  женщиной медицинского обеспечения,  включающей бесплатное дородовое  медицинское обслуживание, акушерское  обслуживании во время родов  и после родов;

- отказу работодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей;

- переводу  беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими  требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы;

- развитию семейного досуга и отдыха [11, с.124].

Социальная  защита семьи на современном этапе  представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.

1.2. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения

Социальная  защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных  пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов [12, с.44].

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 38 Конституции  Российской Федерации записано:

1. Каждому  гражданину гарантируется социальное  обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются  пенсии и пособия.

В ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому  человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.

Каждый гражданин  имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность  на государство создавать все  необходимые условия для осуществления  этого права.

Она не только провозглашает право граждан  на социальную защиту, но и четко  определяет пути его реализации. Прежде всего это:

- обязательное  пенсионное страхование работающих;

- создания  других фондов, являющихся источниками  финансирования социальной защиты населения;

- принятие  федеральных законов, гарантирующих  реализацию этих прав.

Ряд текущих  законов регулирует пенсионное обеспечение  различных категорий граждан., это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Социальная  защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с  учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения  имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

- Федеральная  комплексная программа «Социальная  поддержка инвалидов»;

- Президентская  программа «Молодежь России»;

- Программа  переподготовки и обеспечения  занятости военнослужащих, подлежащих  увольнению а запас или в  отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

- Федеральная  миграционная программа;

Социальные  программы, действующие в Кемеровской  области.

- Областная программа  социальной защиты населения  на 2006-2008 годы;

- План действий по улучшению положения женщин в Кемеровской 
области и повышению их роли в обществе на 2005-2009 годы.

Таким образом, Конституция  как основной закон государства  и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием  социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.

1.3 Финансовые основы  социальной защиты населения

Социально-экономические  реформы, осуществляемые в ходе становления  в России рыночной экономики, привели к радикальным переменам в жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразования в форме собственности, сводившиеся, в частности, к возникновению наряду с государственными негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную сферу. Последствия оказались противоречивыми, прежде всего потому, что параллельно с традиционным государственным бесплатным обслуживанием начал формироваться рынок социальных услуг.

В связи с появлением негосударственных  учреждений социального обслуживания изменилось предложение, и у людей появилась реальная возможность выбора наиболее предпочтительных форм медицинского обслуживания, страхования и т.п. Благодаря стабильной экономической ситуации в регионе, финансирование здравоохранения, как из бюджета, так и из средств обязательного медицинского страхования в отчетном году значительно улучшилось. Планомерное и устойчивое финансирование учреждений здравоохранения позволило сократить дефицит Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Внедрены новые технологии в медицинскую практику, стали применяться лекарственные препараты нового поколения, что сделало медицинскую помощь более эффективной. Произошли изменения в структуре обслуживания: резко возросла доля платных социальных услуг при одновременном снижении удельного веса бесплатного обслуживания, чему в значительной мере способствовала сложившаяся экономическая ситуация в России. Социальная защита оказалась во многом уравнительной, не адресной и потому недостаточной и неэффективной. Особенно заметно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов и многодетных семей, т.е. наиболее - уязвимых, малообеспеченных социальных групп населения России.

Экономические итоги реформ и социальная цена, за них уплаченная, хорошо известны всем и не нуждаются в комментариях. Двукратное сокращение производства, массовая безработица, обнищание половины страны . К социальным жертвам стоит еще добавить 8 миллионов демографических потерь - это не родившиеся и преждевременно умершие, около 20 миллионов человек, опустившихся на социальное дно вследствие потери жизненных перспектив. Нельзя и не напомнить и о трехкратной конфискации сбережений населения - в Сбербанке вследствие гиперинфляции в 1992 году, финансовых пирамидах 1993-95 годов и, наконец, в результате банкротства ведущих банков после августовского кризиса. Плюс полтриллиона долларов вывезенного обесценившегося капитала. Одна из главных проблем - сохраняющийся низкий уровень доходов населения, прежде всего заработной платы. По данным Госкомстата России, реальные денежные доходы населения России в январе 1999 года снизились почти на четверть по сравнению с соответствующим периодом 1998 года. Реальная заработная плата сократилась за девять месяцев 2004 года на 32,4 %.

До сих пор  остается нерешенной проблема регулярности выплат заработной платы.

На крайне низком уровне продолжают оставаться и размеры  пенсий. Средняя величина почти на треть меньше величины прожиточного минимума, при том, что покупательская способность их сократилась вдвое.

Объективности ради следует заметить, что в сложившихся  экономических условиях были предприняты  попытки смягчить отрицательные  последствия резкого падения  уровня жизни и частично компенсировать потери наиболее нуждающимся группам населения. Однако компенсационные меры по индексации заработной платы и других денежных доходов населения зачастую запаздывали и не в полной мере возмещали вызванный инфляцией ущерб от обесценения денег. В конечном счете все это отрицательно сказалось на финансовом обеспечении бюджетной сферы социального обслуживания населения.

Сегодня финансирование социального обслуживания населения многоканально. Средства на его нужды поступают из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Сюда же направляются средства, принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям различных форм собственности, а также средства населения, спонсоров и специализированных доходов, в том числе и международных. Затраты консолидированного бюджета на социальные мероприятия вместе с расходами трех внебюджетных социальных фондов составляют примерно 17-18% ВВП. [12,с.25] Расходы из всех источников финансирования социального обслуживания в настоящее время значительно выше. Данные цифры не учитывают ресурсы, направленные на социальное обслуживание населения, во-первых, социальные услуги, оплачиваемые предприятиями, организациями и учреждениями, во-вторых, выплаты пенсий из негосударственных пенсионных фондов, и, наконец, в-третьих, расходы населения на оплату социальных услуг, приобретаемых не только в открытой, контролируемой государством, но и в теневой экономике, масштабы которой составляют от 40 до 69% легального хозяйства.

Самофинансирование  социального обслуживания населения  приобрело широкие масштабы и  позволяет сделать вывод о  том, что сейчас спрос на социальное обслуживание населения не удовлетворен. Возникновение неудовлетворительного  спроса вызвано главным образом сокращением размеров бесплатного или льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы. При этом спрос на социальные услуги во многом спровоцирован снижением расходов государства на бюджетную сферу.

Недостаточность бюджетного финансирования социальной защиты усиливается применением сметной формы финансирования, которой свойственны недостатки. При такой форме выделения финансовых ресурсов утрачивается или по крайней мере существенно ослабляется связь затрат и результатов - финансируется не объем и качество выполненной работы (услуг), а время присутствия на работе. При таком подходе оплата труда ставится в прямую зависимость от образования, стажа работы, должности, отработанного времени. При этом качество работы и обслуживания лишь подразумевается, но прямо и конкретно не учитывается. Способ нормирования труда при таком варианте сметного финансирования неизбежно ведет к уравниловке и в конечном счете снижению стимулов эффективности деятельности.

Сметное финансирование учреждений, организаций и предприятий сферы социального обслуживания населения неизбежно ведет к остаточному методу выделения ресурсов. Государство, устанавливая бесплатность социального обслуживания, присваивает себе монопольное право определять натуральные и денежные нормативы обслуживания. Монополист, будь это производитель или потребитель (точнее покупатель), искажает требования эквивалентного обмена в свою пользу. Будучи единственным покупателем, т.е. субъектом, оплачивающим результаты труда по обслуживанию населения, государство в условиях постоянной ограниченности бюджетных средств сознательно занижает цену социальных услуг. Достигается это путем установления относительно низкого уровня заработной платы, замедленной и неадекватной индексации, неполного состава расходов на производство услуг, занижения норм расхода материалов и т.п.

Государство играет важнейшую роль в организации  социальной защиты населения, организуя  пенсионное обслуживание и обеспечение  пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т. д. Что касается субъектов РФ, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика в субъектах РФ роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении.

Информация о работе Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне