Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной
защиты населения…………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения………..6
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты
населения……………………………………………………………………………15
1.3 Финансирования социальной защиты населения ……………………………18
2.Реализация социальной защиты населения в России…………………………..24
2.1.Особенности социальной политики населения в современной России…….24
2.2.Механизмы реализации социальной политики в России……………………27
2.3. Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки
отдельных групп населения в России…………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по муницип. управлению.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний  день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное  страхование;

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

3) социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

4) медицинское  страхование [11, с.37].

Важнейшей составной  частью социальной защиты населения  является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения  являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные  уровни органов социальной работы:

- федеральный  уровень (республика);

- регион;

- трудовой  коллектив;

- негосударственные (благотворительные) общественные организации [11, с.29].

Важную роль в системе  социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов  социальной защиты населения на федеральном  уровне:

1. организация пенсионного  обслуживания и обеспечения пособиями;

2. социальное обслуживание;

3. медико-социальная экспертиза;

4. реабилитация инвалидов  и оказание протезно-ортопедической 
помощи;

5. социальная помощь  семье и детям;

6. подготовка законодательства  по социальной защите населения;

7. внешнеэкономическое  и международное сотрудничество;

8. разработка положений  по основам социальной политики;

9. анализ и прогноз  уровня жизни различных категорий  населения;

10. подготовка рекомендаций  для разработки региональных  социальных программ;

11. разработка  социальных нормативов и т. д. [9, с.76].

Функции органов  социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности  и включают:

1. обеспечение  и решение производственно-экономических  задач;

2. плановую  и финансово-экономическую деятельность;

3. создание  различных фондов социальной  помощи;

4. решение экономических проблем и др. [10, с.78].

Функции трудового  коллектива:

а) производственно-экономическая;

б) политическая;

в) управленческая;

г) социальная;

д) воспитательная [11, с.80].

Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная  помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров  за счет соответствующих фондов предприятий» [9, с.13].

Социальными функциями трудового коллектива являются:

1. совершенствование  материальных и культурных условий  жизни людей;

2. развитие  социальной структуры коллектива;

3. улучшение  отношений внутри коллектива;

4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;

5. организация  помощи в семейной жизни, проведении  досуга;

6. соблюдение  принципа социальной справедливости [9, с.15].

Определенные  функции выполняют различные  благотворительные организации  и фонды социальной помощи населению:

а) социально-медицинская  помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д. [9, с.16].

В целом назначение системы социальной защиты проявляется  в ее общих функциях:

1. Экономическая  функция выражается в оказании  материальной поддержки граждан  в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного  производства в целом и отдельных  отраслей народного хозяйства,  экономическому подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая  функция, направленная на сближение  социального уровня различных  слоев населения, создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  каждому человеку. Она призвана  стабилизировать общественные отношения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

4. Социально-реабилитационная  функция связана с удовлетворением  потребностей престарелых и нетрудоспособных  граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан [22, с.117].

Социальная  защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения.

Первое направление  социальной защиты - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Второе направление  социальной защиты - это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся» [16,с.123]. Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Наряду с  охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [14, с.128].

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:

- эффективной  занятости человека;

- предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и др.;

- выплате  и получению заработной платы  и всех видов социальных пособий  в размерах и сроках, предусмотренных  законодательством;

- охране здоровья  работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

- оказанию  и получению материальной и  иной помощи лицам, попавшим  в кризисные материальные и  социально-бытовые ситуации;

- реализации  молодежью своего потенциала  в научном, культурном и спортивном  планах;

- равноправию  мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту) [19, с.111].

Третье направление  социальной защиты - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество.

Четвертое направление  социальной защиты - социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:

- сохранению  института семьи;

- созданию  и сохранению семьи;

- проживанию  в семье ее членов, страдающих  ограничениями жизнедеятельности;

- реализации  мер по обеспечению трудящихся  с семейными обязанностями такими  условиями занятости, которые  бы позволяли им совмещать  семейные и профессиональные  обязанности;

- развитию  и оказанию содействия государственных  и иных форм собственности  учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;

- обеспечению  каждой женщине права на возможно  широкий спектр услуг в области  планирования семьи;

- мерам по  снижению материнской и детской  смертности;

- предоставлению  женщинам права на отпуск по  беременности и родам;

- предоставлению  отпуска по уходу за ребенком  материл или отцу (опекуну) либо  по усмотрению семьи другому  родственнику, фактически осуществляющему  уход за ребенком;

Информация о работе Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне