Проблемы территориального общественного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление[1]" (ТОС) в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Содержание работы

Введение ..........................................................................................................2-4
1. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления .............................................................................................5
1.1 Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления .............................................................................................5-7
1.2 Организации территориального местного самоуправления ............7-10
1.3 Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления ............................................................................................10-12
1.4 Взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, гарантии деятельности территориального общественного самоуправления ...........................................................................................12-13
2. Проблемы территориального общественного самоуправления........13
2.1 О проблемах разграничения полномочий между субъектами права по вопросу о ТОС...............................................................................................13-16
2.2 Организационно-правовые вопросы территориального общественного
самоуправления в Самаре............................................................................16-19
2.3 Проблемы и перспективы развития территориально-общественных самоуправлений в г. Самара........................................................................19-23
Заключение....................................................................................................24
Список используемых источников и литературы.....................................25

Файлы: 1 файл

курсовая работа ТОС.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

2. Проблемы территориального общественного самоуправления.  
2.1 О проблемах разграничения полномочий между субъектами права по вопросу о ТОС.  
Это положение вызывает на практике бурные дискуссии и споры.  
Одни исследователи отмечают по этому поводу: «Нельзя допустить никакого регулирования территориального общественного самоуправления уставом муниципального образования. Это невежество правовое.» Другие отмечают, что нужно оставить этот вопрос в ведении субъектов и муниципальных образований, «а, обсуждение и принятие закона о территориальном общественном самоуправлении, рамочного или любого другого на федеральном уровне не правомерно.» Итак, действующее законодательство относит регулирование этого права к законодательству субъекта Российской Федерации и уставу муниципального образования.[13]  
Однако, как отмечают исследователи, данное обстоятельство явилось основной причиной допущенного неравенства на территории Российской Федерации указанных прав граждан.  
Как следует из справки "Соответствие конституций и уставов субъектов Российской Федерации ..." только 52% субъектов Российской Федерации признают данные права граждан. Причем, в законодательстве этих субъектов допускается различное понимание и различный объем переурегулирования норм статей 80 – 86 Конституции РФ.  
Чтобы найти ответ на вопрос: к чьему же ведению должно относиться регулирование правового положения ТОС, обратимся к конституционному содержанию права на ТОС:  
- пункт "в" статьи 71, относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина;  
- пункта "б" статьи 72, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина;  
- пункта "н" статьи 72, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.  
Таким образом, конституционные нормы обосновывают подход к переурегулированию федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (каждый в своей части) положений и норм территориального общественного самоуправления.  
В связи с предложенной методикой положения и нормы указанных статей должны переурегулироваться:  
статья 80 (система ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к концептуальным основам ТОС;  
статья 81 (общие собрания, сходы граждан) - федеральным законом, как относящаяся по смыслу и содержанию к конституционному праву граждан собираться и проводить собрания (статья 31 Конституции);  
статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется их уставами) - федеральным законом, как относящаяся к полномочиям общественного объединения, установленным Федеральным законом "Об общественных объединениях" (пункт 4 статьи 20) и, следовательно, относящую орган ТОС к общественному объединению;  
статья 82 в части пункта 1 (о выборах органов ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к механизму реализации (вопросы учреждения) конституционного права граждан на объединение;  
статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления) и положений пункта 2 - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;  
статья 84 (экономическая деятельность органа ТОС) и статья 85 (финансовые ресурсы органов ТОС) - федеральным законом, как установленными для общественных объединений в соответствии со статьями 30, 31, 36, 37 Федерального закона "Об общественных объединениях";  
статья 86 (взаимоотношения органов ТОС с органами местного самоуправления) - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом '"н'" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;  
статья 96 (гарантии прав органов ТОС) - федеральным законом по основаниям пункта "в" статьи 71 Конституции и (дополнительные гарантии) законом субъекта Российской Федерации по основаниям пункта "б" статьи 72 Конституции.  
Целесообразно было бы определить, что законодательство о территориальном общественном самоуправлении состоит из норм Конституции Российской Федерации о праве граждан на собрания и на объединения, соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общественных объединениях", Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.  
В настоящее же время сохраняется законодательное противоречие, когда ст.27 Закона в первом абзаце закрепляет конституционное право граждан на ТОС, а во втором абзаце ограничивает эти права возможными актами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. 

2.2 Организационно-правовые вопросы территориального общественного

самоуправления в Самаре.

  Эффективность деятельности ТОС во многом связана с тем, какое они занимают место в системе муниципального управления. В администрации города Самары создана целая система учреждений, занимающихся непосредственно с населением по решению их насущных повседневных задач. Это Управление по работе с обращениями граждан администрации города Самары и на уровне районных администраций - общественные приемные.

Сегодня остро стоит вопрос, зачем нужны ТОСы, когда есть общественные приемные. ТОСы и общественная приемная выполняют совершенно разные задачи. По своему статусу ТОСы не являются структурным подразделением администрации города. Они организуются по инициативе жителей. ТОС призвано решать конкретные проблемы населения на своей территории. Общественные приемные выполняют более широкий круг задач:

        -создание благоприятного климата в обществе по отношению к администрации района;

  • обучение населения решать свои проблемы самостоятельно или через властные структуры;
  • консультирование населения, своего рода «справочное бюро»;
  • анализ и систематизация информации о социально-экономических проблемах населения, иначе, создание базы для принятия управленческих решений администрацией района;
  • контроль за деятельностью административных структур в решении проблем населения [12].

Таким образом, задачи, возложенные на данные учреждения - особые. Но для населения они, в первую очередь, являются инстанцией, где могут решить их проблемы.

Согласно Уставу г.о. Самара территориальным общественным самоуправлением является самоорганизация граждан по месту их жительства на ча-

сти территории города (поселок, микрорайон, двор, квартал и т.д.), для самостоятельного и под свою ответственность осуществление собственных инициатив в вопросах местного значения и является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления [12].

Федеральное законодательство и нормативно-правовые документы, принятые в Самарской области и в городе Самара устанавливают, что территориальное общественное самоуправление является частью системы местного самоуправления. Это положение определяет правовые, экономические и социальные основы организации ТОС, связанные с их деятельностью, начиная от создания, становления и заканчивая финансированием конкретной деятельности по решению уставных задач и взаимодействием с органами власти.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются решением Думы городского округа Самара по предложению населения, проживающего на данной территории.

Установление границ территориального общественного самоуправления производится на основе письменного обращения инициативной группы граждан в количестве не менее 10 (десяти) человек, поданного с приложением подписей не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Прилагаемые подписные листы должны содержать фамилии, имена, отчества граждан, реквизиты документов, удостоверяющих их личность, сведения о месте жительства, личные подписи.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом; группа жилых домов, жилой микрорайон, иные территории проживания граждан.

Согласно «Устава городского округа Самара Самарской области», территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, может определяться путем перечисления места нахождения жилых домов, жители которых участвуют в осуществлении территориального общественного самоуправления, описания границ соответствующей территории, а также иными способами, обеспечивающими удобство осуществления территориального общественного самоуправления .

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в городском округе Самара населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также создания органов территориального общественного самоуправления.

Каждый орган территориального общественного самоуправления состоит из председателя и членов, избираемых на собраниях, конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления постановлением Главы городского округа Самара. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется Положением, утвержденным решением Думы городского округа Самара.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Согласно Уставу г. о. Самара, органами территориального общественного самоуправления являются: конференция граждан - высший орган управления; Совет территориального общественного самоуправления - постоянно действующий руководящий орган; председатель Совета ТОС - единоличный исполнительный орган; контрольно-ревизионная комиссия ТОС - контрольный орган; старший многоквартирного дома, старший подъезда, председатель уличного комитета - первичные органы ТОС.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета городского округа Самара для нужд территориального общественного самоуправления определяются Положением, утвержденным решением Думы городского округа Самара.

2.3 Проблемы и перспективы развития территориально-общественных самоуправлений в г. Самара.

Самарским государственным университетом, кафедрой социологии и политологии совместно с МБУ г.о. Самара «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» было проведено исследование "Проблемы и перспективы развития территориально-общественных самоуправлений в г. Самара".

Целью исследования стало изучение проблем и перспектив развития ТОС г.о. Самара. Объектом исследования выступили председатели ТОС г.о. Самара.[14]

   Итогам исследования стали  следущие выводы:

Подавляющее большинство (81%) членов Совета ТОС в настоящее время это люди в возрастной категории от 50 до 69 лет, что говорит о дефиците представителей молодёжи в советах  ТОС г.о. Самара (16% членов советов ТОС находятся в возрастной группе от 30 до 49 лет).

Однако, почти половина респондентов (46%) считает необходимым условием эффективной деятельности советов ТОС наличие в своих рядах представителей именно этой возрастной группы от 30 до 49 лет. [14]

Только 12% опрошенных председателей не считают возраст главным показателем, они затруднились ответить на поставленный вопрос.

Респонденты – Председатели советов ТОС однозначно отметили необходимость привлечения новых жителей территории  к деятельности  ТОС (92%).

К основной сложности, с которой сталкиваются председатели при привлечении новых жителей - патерналистские настроения среди жителей, маленький процент жителей с активной гражданской позицией.

При этом, сами председатели предлагают и применяют следующие методы:

- материальное вознаграждение  или поощрение - (45%);

- привлечение жителей к участию  в культурных и массовых мероприятиях - (15%);

- благоустройство дорог, дворов  во дворах активных жителей- (8%);

-  введение льгот на услуги  ЖКХ – (6%).

Таким образом, председатели ТОС говорят только о мерах материальной мотивации жителей к активности в сфере гражданского развития города, в то время как меры духовно-нравственной мотивации признают только 15% респондентов.  Исторический опыт показывает, что поступательное развитие общества и воспитание у жителей активной гражданской позиции не может быть  осуществлено без воспитательного базиса, без учёта духовного потенциала личности и общества.  Образовательные учреждения практически отказались от прежней, сложившейся годами системы воспитательной работы, тем более упускают от воспитания активных граждан своей малой родины: микрорайонов, кварталов и т.п. 

Таким образом, логика и потребности настоящего времени позволяют по-новому рассматривать роль органов ТОС в становлении и развитии личности подрастающего поколения в воспитании ответственности и гражданственности как горожанина, гражданина.[14]

При анализе данных анкеты по вопросам информированности населения о деятельности ТОС председатели в большинстве (43%) говорили о среднем уровне информированности населения Самары, т.е. имеют представление о деятельности ТОС от 30 до 60% населения города и около трети (36%) уверены в низком уровне информированности до 30% жителей. 

 В качестве мер, необходимых  для повышения информированности  о деятельности ТОС, наиболее  часто звучали предложения размещать  информацию в СМИ, а именно:

- выпуск газет о деятельности ТОС;

- создание сайтов;

- привлечение телевидения; 

- выпуск и раздачи листовок  и объявлений о деятельности  ТОС.

Что касается выяснения степени удовлетворенности размером субсидий деятельности ТОС на территории г.о. Самара, то при анализе мнения председателей выяснилось, что большая часть респондентов (64%) не удовлетворены размером субсидий.

Причинами несправедливого распределения субсидий, председатели ТОС видят в неравных границах ТОС, с различной численностью населения. По мнению 30% председателей  финансирование должно быть пропорционально населению.

Выясняя предпочтения председателей относительно размера источника доходов для ТОС большая часть респондентов (63%) считают, что оптимальный размер субсидий должен находится в промежутке от 30 000 до 50 000 рублей.

 Большинство респондентов (76%) считают, что для дальнейшего благополучного  развития ТОС на территории  г.о. Самара оптимальным финансированием  деятельности будет сочетание  всех форм: субсидирование и дополнительные  средства за счёт конкурсов и грантов.

Необходимо отметить, что специалистами МБУ г.о. Самара «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» проводится работа по поиску конкурсов и грантов для НКО по направлениям деятельности входящих в компетенцию ТОС.

Информация для  ТОС г.о. Самара о конкурсе Общественной палаты Российской федерации в 2013 г. была размещена на сайте МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления», в группах «ТОС г.о. Самара» социальных сетей «В контакте» и Facebook.

На основании изученных заявок можно сделать вывод о том, что некоммерческие организации, зарегистрированные в г.о. Самара проявляют  гражданскую активность  (создают идеи, оформляют инициативу в виде проектов, ищут ресурсы) активнее, чем НКО городов-соседей (в среднем 56,5 заявок) более чем в два раза.[14]

Информация о работе Проблемы территориального общественного самоуправления