Проблемы территориального общественного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление[1]" (ТОС) в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Содержание работы

Введение ..........................................................................................................2-4
1. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления .............................................................................................5
1.1 Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления .............................................................................................5-7
1.2 Организации территориального местного самоуправления ............7-10
1.3 Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления ............................................................................................10-12
1.4 Взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, гарантии деятельности территориального общественного самоуправления ...........................................................................................12-13
2. Проблемы территориального общественного самоуправления........13
2.1 О проблемах разграничения полномочий между субъектами права по вопросу о ТОС...............................................................................................13-16
2.2 Организационно-правовые вопросы территориального общественного
самоуправления в Самаре............................................................................16-19
2.3 Проблемы и перспективы развития территориально-общественных самоуправлений в г. Самара........................................................................19-23
Заключение....................................................................................................24
Список используемых источников и литературы.....................................25

Файлы: 1 файл

курсовая работа ТОС.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра государственного и

муниципального управления

Специальность

080504 «Государственное 

и муниципальное управление»

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса , 18401.32 группы.

Тюжина Д.О.

_________________________

 

Научный руководитель

Карпов И.В.

                                                            _______________________

 

 

 

 

 

 

 

Самара,2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..........................................................................................................2-4 
 1. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления .............................................................................................5 
1.1  Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления .............................................................................................5-7 
1.2  Организации территориального местного самоуправления ............7-10

1.3  Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления ............................................................................................10-12

1.4 Взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, гарантии деятельности территориального общественного самоуправления ...........................................................................................12-13

 2. Проблемы территориального общественного самоуправления........13 
2.1 О проблемах разграничения полномочий между субъектами права по вопросу о ТОС...............................................................................................13-16

2.2 Организационно-правовые вопросы территориального общественного

самоуправления в Самаре............................................................................16-19

2.3 Проблемы и перспективы развития территориально-общественных самоуправлений в г. Самара........................................................................19-23 
Заключение....................................................................................................24

Список используемых источников и литературы.....................................25

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление[1]" (ТОС) в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.  
Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. 
Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению. Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.  
В условиях, когда провозглашен курс на строительство в России гражданского общества, территориальное общественное самоуправление может стать механизмом участия граждан в делах государства. Таким образом, тема моей курсовой работы является актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления.  
1.1 Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления.  
Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.[2]  
В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему. 
Сущность ТОС, ни способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. 
Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких псевдо ТОС, заменяющих подлинную самостоятельность граждан.  
Важность такого института как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.[3]  
Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС

могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают какие собственные инициативы, они будут осуществлять в вопросах местного значения. В первую очередь, как законодательством, так и уставом муниципального образования должно быть установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями.[4]  
Большое значение для становления и развития ТОС имеет наличие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.  
Такую нормативную правовую базу составляют:  
• Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 №131-ФЗ.  
• Уставы муниципальных образований.  
В настоящее время не представляется возможным эффективного общественного самоуправления в связи с имеющей место законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения предметов ведения и полномочий по линии «Федеральный центр - субъект Федерации -местное самоуправление».  
Разрешение возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС правового статуса в Федеральном законе «Об органах территориального общественного самоуправления». 

 
1.2 Организации территориального местного самоуправления. 
Территориальное общественное самоуправления населения  
• самоорганизация граждан по месту их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, а также через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).  
ТОС осуществляется на принципах:  
• добровольности объединения;  
• равноправия граждан;  
• законности;  
• защиты прав и интересов населения территории ТОС;  
•свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;  
•выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;  
•самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;  
•сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;  
• гласности и учета общественного мнения.  
ТОС осуществляется гражданам данной территории:  
• в отдельных поселениях (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), или на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях);  
• на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и на иных территориях).[5]  
Система ТОС населения включает в себя: 
• общие собрания (сходы), в том числе земские, конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами;  
• органы ТОС - советы, комитеты или иные органы общественного  
самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;  
• уполномоченные выборные лица ТОС.  
Территориальные границы ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан органом местного самоуправления.  
ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.  
Учредителями органа ТОС являются граждане постоянно или преимущественно проживающие на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие непосредственно на собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС.  
Инициативная группа граждан не менее чем из трех человек постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции.  
Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через средства массовой информации или иным образом. 

С момента объявления результатов выборов руководящих органов орган ТОС считается созданным. Его дееспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.  
При небольшом числе жителей данной территории вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС.[6]  
Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта может избираться на общем собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории.  
Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет ТОС избирается на общем собрании (сходе), конференции граждан или формируется из старших по домам, подъездам.  
К уполномоченным выборным лицам ТОС относятся:  
1) председатель совета ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта;  
2) председатель квартального, уличного, домового, дворового комитета;  
3) староста населенного пункта;  
4) старший по улице, двору, дому, подъезду.  
Органы ТОС и уполномоченные выборные лица ТОС подлежат регистрации в местных администрациях соответствующего муниципального образования в порядке, установленном «Положением об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании».  
В соответствии с Уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт муниципального образования «Положение об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании». 

 
1.3. Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления.  
Органы ТОС:  
представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;  
организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;  
содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения; участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности; [7] 
выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;  
осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;  
• принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;  
• выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, не целевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;  
• кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;  
• участвуют в охране общественного порядка;  
• принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;  
• взаимодействуют в своей работе с общественными организациями (ДНД, женсоветами, советами ветеранов и др.);  
• информируют население о своей работе;  
• рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения.[8]  

Финансовые ресурсы органов ТОС состоят из собственных средств, а также средств, которые могут передаваться им органами местного самоуправления, если в бюджете такие затраты предусмотрены отдельной статьей.[9]  
Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля.  
В собственности органов ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения - детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые помещения, транспорт, оборудование, инвентарь, другое имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, в том числе переданное органами местного самоуправления на основе правового акта.  

1.4 Взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, гарантии деятельности территориального общественного самоуправления . 
      Органы государственной власти области способствуют становлению и развитию территориального общественного самоуправления, обеспечивают гарантированное Конституцией РФ[10], федеральными законами, Уставом и законами области участие граждан в решении вопросов данной территории, принимают программы поддержки ТОС. 

Государственные органы могут оказывать финансовую, материальную и иную помощь в обеспечении деятельности органов ТОС.  
Органы и должностные лица органов местного самоуправления содействуют становлению органов ТОС и оказывают помощь в осуществлении их деятельности.  
В соответствии с Уставом муниципального образования органы местного самоуправления по взаимному соглашению с органами ТОС устанавливают сферы совместной компетенции и могут передавать последним объекты социально-бытового назначения с правом полного распоряжения или на условиях аренды. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать или делегировать органу ТОС часть своих полномочий и устанавливать сферы возможной совместной компетенции.[11]  
Орган местного самоуправления, передавший полномочия органу ТОС, осуществляет контроль исполнения в отношении переданных полномочий.  
Органы местного самоуправления способствуют выполнению решений собраний (сходов), конференций, принятых в пределах их компетенции.  
Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих территории.[13]  
Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством.Решения ТОС, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки, теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы. Органы ТОС в соответствии с законодательством имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС. 

Информация о работе Проблемы территориального общественного самоуправления