Проблемы студенческого самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить пути успешного решения проблем студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Объект исследования – студенческое самоуправление в современном ВУЗе.
Предмет исследования – проблемы студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить в научной литературе сущностные характеристики понятия «студенческое самоуправление».
Определение понятия, субъектов, целей и задач студенческого самоуправления.
Определение признаков и принципов студенческого самоуправления.
Выявление и исследование проблем студенческого самоуправления.
Разработка рекомендаций по решению проблем студенческого самоуправления

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основания студенческого самоуправления
Понятие, цели и задачи студенческого самоуправления……........5
Сущностные характеристики студенческого самоуправлении..…7
Формы студенческого самоуправления……………………...…...12
Глава 2. Проблемы студенческого самоуправления в России
2.1. Условия студенческого самоуправления……………………………14
2.2. Накопленный отечественный и зарубежный опыт по решению проблем студенческого самоуправления……………………………………...20
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Проблемы студенческого самоуправления.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» 

В ГОРОДЕ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

Проблемы студенческого самоуправления

Курсовая работа

 

 

 

 

Исполнитель: Мишутина Екатерина Сергеевна 

студент группы  701

Научный руководитель:

Бахаева Т. Н.

Зав. кафедрой: Бахаева Г.М.,

канд. соц. наук

Дата допуска к защите _________

 

 

 

Набережные Челны

2010

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основания студенческого самоуправления

    1. Понятие, цели и задачи студенческого самоуправления……........5
    2. Сущностные характеристики студенческого самоуправлении..…7
    3. Формы студенческого самоуправления……………………...…...12

Глава 2. Проблемы студенческого  самоуправления в России

2.1. Условия студенческого самоуправления……………………………14

2.2. Накопленный отечественный  и зарубежный опыт по решению  проблем студенческого самоуправления……………………………………...20

2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………...30

Список литературы……………………………………………………………...31

Приложение……………………………………………………………….... ..   33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность постановки проблемы развития студенческого самоуправления обусловлена спецификой студенческой молодёжной среды, отличающейся всегда наибольшей целеустремлённостью, «продвинутостью» в любых начинаниях, активностью жизненной позиции. Таким образом, формирование положительной мотивации у студентов через вовлечение в деятельность органов студенческого самоуправление является государственно важной задачей ещё и потому, что жажда переустройства, самоутверждения, свойственная этому возрасту (15 - 24 лет), должна быть не стихийной, не разрушающей, а созидающей [5, с. 83]. Развитие системы студенческого самоуправления тем более важно сегодня, поскольку в настоящее время значительно ослабло официальное государственное и общественное воздействие на студенческую среду и выполнение целого ряда функций воспитательного характера вынужденно падает на долю студенческих организаций.

Изучению разных аспектов развития студенческого самоуправления посвящены работы В.Г. Афанасьев, И.П. Волков, В.Т. Лисовский, Н.Ф. Осипова, И.А. Правдина, Л.Ф. Шаламова и др., сущностным характеристикам, структуре и особенностям воспитательного потенциала (А.В. Волохов, Т.Н. Курганова, А.В. Савченко, Г.В. Дербенева и др.), проблемам стратегического управления современным вузом (А.Л. Гавриков, Е.А. Князев и др. отечественных ученых).

Цель исследования – изучить пути успешного решения проблем студенческого самоуправления в современном ВУЗе.

Объект исследования – студенческое самоуправление в современном ВУЗе.

Предмет исследования –  проблемы студенческого самоуправления в современном ВУЗе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить в научной литературе сущностные характеристики понятия «студенческое самоуправление».
  2. Определение понятия, субъектов, целей и задач студенческого самоуправления.
  3. Определение признаков и принципов студенческого самоуправления.
  4. Выявление и исследование проблем студенческого самоуправления.
  5. Разработка рекомендаций по решению проблем студенческого самоуправления

Гипотезы исследования: Нами сделано предположение о том, что современное студенческое самоуправление имеет ряд проблем, связанных с отсутствием нормативно-правовой базы ее существования.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотез  исследовались следующие методы:

- анализ психолого-педагогической, социологической, методической литературы по теме исследования;

- анализ документов  Российской Федерации;

- наблюдение, изучение  документации и результатов деятельности  и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из: оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основания студенческого самоуправления

 

    1. . Понятие, цели задачи студенческого самоуправления

 

Существует несколько  определений понятия студенческого  самоуправления:

  1.    Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов. Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе, им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах студенческого самоуправления рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.
  2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в ВУЗе. Студенческое самоуправление – одна из форм воспитательной работы в ВУЗе, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации ВУЗа становиться наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.
  3. Студенческое самоуправление –  есть одна из форм молодежной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем [21];
  4. Студенческое самоуправление – это деятельное, добровольное участие студентов в разработке и решении задач, касающихся организации всех сторон жизнедеятельности учебного заведения: обучения, научной работы, досуга, быта студентов.

Цель студенческого  самоуправления: создание условий, способствующих самореализации студентов и решению  вопросов в различных сферах студенческой жизни.

Задачи, возникающие в  процессе достижения цели:

- создать условия для  всесторонней реализации потенциала  студентов, направленной на профессиональное  становление личности;

- разработать и внедрить  активного взаимодействия органов  студенческого самоуправления с  администрацией и педагогическим коллективом;

- сформировать и обучить  студенческий актив;

- деятельность органов  студенческого самоуправления должна  строиться на основе принципов  законности, гласности, самостоятельности,  добровольности, коллегиальности [17].

- формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учёбе, общественной деятельности и производительному общественно-полезному труду;

- обеспечение принципиальности, объективности и компетентности  при реализации прав студентов;

- формирование у членов  коллектива на основе самостоятельности в решении вопросов студенческой жизни активной жизненной позиции, навыков управления государственными и общественными делами;

- воспитание у студентов  чувства хозяина в своем ВУЗе, уважения к закону, нормам нравственности и правилам общежития;

- создание обстановки  нетерпимости к правонарушителям, пьянству и другими антиобщественными  проявлениями;

- оказание помощи администрации,  профессорско-преподавательскому составу  в организации и совершенствовании  учебно-воспитательного процесса;

- организация системы  контроля за учебной и трудовой  дисциплиной студентов, правилам  общежития, своевременность применения  мер общественного и дисциплинарного  воздействия к нарушителям;

- организация свободного  времени студентов, содействие  всестороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива;

- организация системы  изучения и учета общественного  мнения студентов по важнейшим  вопросам жизни ВУЗа и создание  условий, при которых обеспечивается  участие каждого заинтересованного  студента в обсуждении проблем, принятии и выполнении решений;

- сохранение библиотечного  и аудиторного фонда, лабораторного  оборудования и приборов, жилого  фонда общежитий, спортсооружений  и т.д.;

- установление и поддержание  контактов с молодежными организациями других ВУЗов и стран [6, с.80].

 

1.2. Сущностные характеристики студенческого самоуправления

 

К признакам студенческого самоуправления относят:

1. Системность;

2. Автономность;

3. Иерархичность;

4. Связи с внешней  средой;

5. Наличие органов  самоуправления;

6. Самодеятельность;

7. Целенаправленность;

8. Выборность (см. приложение).

 

Существует четыре точки  зрения относительно определения субъектов  студенческого самоуправления:

  1. только студенты могут быть субъектами, что обусловлено самим названием «студенческое»;
  2. субъектами являются не только студенты, но и аспиранты;
  3. субъектами являются не только студенты, но и преподаватели;
  4. субъектами являются студенты и администрации ВУЗа, так как студенческое самоуправление  включает в себя такой компонент как самоуправление [21].

Функции органов студенческого  самоуправления определяют их выборные органы. Учитывая опыт применения самоуправления на практике, можно предложить следующие  функции:

- координация деятельности  общественных, профсоюзных студенческих  организаций;

- взаимодействие с  органами студенческого самоуправления  других учебных заведений региона;

- поиск и включение  в общественную работу социально-активных  студентов, стимулирование деятельности  студенческих объединений;

-участие в организации  и управлении учебно-воспитательным процессом в учебном заведении;

- представление интересов студентов на всех уровнях;

- разработка и реализация  собственных социально-значимых  программ и поддержка студенческих  инициатив;

- создание единого  информационного пространства для студентов и администраций;

-профилактика асоциальных  проявлений в студенческой среде;

- трудоустройство (решение  проблемы занятости студентов  и поиска работы для выпускников,  формирование трудовых студенческих  отрядов);

- участие в процессе  назначения стипендий и распределении мест в общежитиях;

- поддержка студенческих  семей;

- поддержка малообеспеченных  категорий студентов;

-  анализ студенческих  проблем, определение перспектив  и путей их решения;

- выражение интересов  студенческой молодежи в среде  общественности;

- взаимодействие с  органами исполнительной и законодательной  власти субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований;

- реализация основных  направлений государственной программы  «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации» и других средствами студенческого самоуправления и др.

Под принципами студенческого  самоуправления понимают – наиболее общие мировоззренческие идеи относительно сущего и должного в студенческом самоуправлении. Система этих принципов  даёт верное представление о сущности студенческого самоуправления.

    1. Принцип объединения. Студенческое самоуправление это добровольное объединение студентов ВУЗа с целью совместного решения вопросов по повышению качества студенческой жизни. Объединение даёт им право принимать участие в управлении студенческой жизнью ВУЗа и использовать возможности студенческого самоуправления для самореализации и развития;
    2. Принцип добровольности. Студенты добровольно определяют степень своего участия;
    3. Принцип формализации. Деятельность студенческого объединения определяется единством миссии, целей. Задач и организационной структуры, формализованных в Уставе студенческого самоуправления. Устав является основным законом студенческого объединения и принимается Конференцией студентов ВУЗа;
    4. Принцип государственности. Студенческое самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с государственной молодёжной политикой России;
    5. Принцип фокуса внимания. Фокусом внимания студенческого самоуправления является развитие личности студента и студенческой жизни внутри Вуза;
    6. Принцип системности. Системный подход к реализации государственной молодёжной политики рассматривает студенческое самоуправление как инструмент реализации воспитательной функции ВУЗа. ВУЗ рассматривается как элемент государственной системы работы с молодёжью, а студенческое самоуправление как элемент системы ВУЗа и инструмент реализации воспитательной функции ВУЗа и молодёжной политики государства. Системный подход к построению студенческого самоуправления рассматривает деятельность студенческого объединения как целенаправленный, систематичный и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных подразделений студенческого самоуправления для достижения уставных целей;
    7. Принцип выборности. Руководящие органы студенческого самоуправления формируются на выборной основе;
    8. Принцип служения. Студенты, избранные в руководящие органы студенческого самоуправления, присягают на служение его миссии, целям и задачам как определяющим ориентирам деятельности студенческого объединения;
    9. Принцип представительства. Студенты, избранные в руководящие органы студенческого самоуправления, выполняют свои функции, действуя от имени, по поручению и в интересах студентов ВУЗа;
    10. Принцип автономности. Студенческое самоуправление состоятельно определяет порядок своего функционирования и не зависит в своих решениях от администрации ВУЗа, государственных органов и иных лиц;
    11. Принцип корпоративности. Студенческое самоуправление является частью корпоративной культуры ВУЗа, оно не может существовать вне ВУЗа, оно не может существовать вне ВУЗа и неразрывно связано с его историей, ценностями и традициями;
    12. Принцип партнёрства. Стратегические основы взаимодействия студенческого самоуправления и администрации ВУЗа носят партнёрский характер и закладываются в Уставе ВУЗа и уставе студенческого самоуправления;
    13. Принцип эксклюзивности. Студенческое самоуправление обладает эксклюзивным правом на реализацию воспитательной функции ВУЗа и управление студенческой жизнью по всем направлениям, дополняющим деятельность администрации в этой сфере;
    14. Принцип единства и целостности. Иные студенческие объединения, функционирующие в ВУЗе, являются субъектами студенческого самоуправления и осуществляют свою деятельность в правовом поле студенческого самоуправления в соответствии с уставом студенческого самоуправления;
    15. Принцип ресурсного обеспечения. Студенческое самоуправление для осуществления своей уставной деятельности использует организационные, материальные, интеллектуальные, информационные и иные ресурсы ВУЗа в соответствии с соглашением между студенческим самоуправлением и ВУЗом;
    16. Принцип обучения, Студенческое самоуправление нуждается в методической и консультационной поддержке, особенно на этапе формирования. Для этого может быть создано специальное подразделение. Основной функцией такого подразделения является обучение Актива студенческого самоуправления знаниям, умениям и навыкам организационных коммуникаций и управления;
    17. Принцип развития. По мере становления организационной культуры, накопления опыта студенческое самоуправление может в установленном порядке приобрести права и принять на себя обязанности юридического лица.

Информация о работе Проблемы студенческого самоуправления