Проблемы студенческого самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить пути успешного решения проблем студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Объект исследования – студенческое самоуправление в современном ВУЗе.
Предмет исследования – проблемы студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить в научной литературе сущностные характеристики понятия «студенческое самоуправление».
Определение понятия, субъектов, целей и задач студенческого самоуправления.
Определение признаков и принципов студенческого самоуправления.
Выявление и исследование проблем студенческого самоуправления.
Разработка рекомендаций по решению проблем студенческого самоуправления

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основания студенческого самоуправления
Понятие, цели и задачи студенческого самоуправления……........5
Сущностные характеристики студенческого самоуправлении..…7
Формы студенческого самоуправления……………………...…...12
Глава 2. Проблемы студенческого самоуправления в России
2.1. Условия студенческого самоуправления……………………………14
2.2. Накопленный отечественный и зарубежный опыт по решению проблем студенческого самоуправления……………………………………...20
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Проблемы студенческого самоуправления.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Президент Студенческого совета может находиться в ранге заместителя ректора университета, причём он не обязан подчиняться ректору. Студенческие органы вправе требовать от администрации обеспечения прозрачности  финансовых потоков, вплоть до участия в разработке бюджета университета, прозрачности и эффективности учебного процесса, корректировки учебных планов.

Расширение прав студентов  и университетской автономии  занимает важное место в процессе демократизации высшего образования  наряду с демократизацией высшего  образования в целом. Поэтому при реформировании высшего образования вопросы студенческого самоуправления должны быть изучены в первую очередь [15, c.78].

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся модели студенческого  самоуправления  на постсоветском  пространстве.

Одной из общеупотребительных моделей является вариант студенческого  самоуправления  на базе профкома студентов. В частности, в Новосибирском  государственном  университете действует модель «Профсоюзная студенческая организация как форма студенческого самоуправления». В ВУЗе должна быть только одна организация студенческого самоуправления, все её формы должны быть унифицированы, руководить работой организации студенческого самоуправления  должны штатные сотрудники – профессионалы в области менеджмента и молодёжной политики, подотчётные студентам и избираемые ими. Создание новых  форм студенческого самоуправления  было бы расточительным.  Эта модель действует и в некоторых Белорусских ВУЗах (в частности, в Гродненском аграрном университете и др.) По-своему она удачна и имеет право на существование [14, c.126]

Самая распространённая модель – Студенческие советы. Они  могут быть и масштабах университета, и на факультетах, могут включать в себя другие общественные организации, могут существовать параллельно (как  в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы).

В России в 2003 году проводился Всероссийский конкурс моделей  организацией студенческого самоуправления, при чём в номинациях были и  модели вузовского уровня, модели в  СУЗах, модели областного уровня (субъектов федерации) и федерального уровня. И среди победителей (Московский государственный социальный университет, Омский технический университет и др.). В большинстве своём модель самоуправления строилась на студенческих советах (студенческих союзах), где чётко были разграничены функции всех общественных студенческих организаций, входящих в выборные советы.

Иногда в ВУЗах пытаются строить самоуправление  студентов  на национальных образцах местного самоуправления, в частности, в Казахстане (КазНУ  имени аль-Фараби) разработали двухуровневую модель студенческого самоуправления, включавшую маслихаты (студенческие ассамблеи факультетов) и Сенат студентов, но данная структура в настоящее время уже упростилась только до уровня маслихатов [10, c.273]

В Прибалтийских же республиках, в основном, работает модель Студенческого сената, во многом копирующая руководство ВУЗа с большой самостоятельностью, разветвлёнными структурами, вбирающими в себя все молодёжные организации и инициативы.

В некоторых российских ВУЗах (например, в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева) избираются студенческий декан и студенческий деканат, в который не входят профсоюзная и другие молодёжные организации, с ними только устанавливаются связи [9, c.5 ].

Есть и модели студенческого самоуправления, построенные на базе студенческих общежитий. В других же моделях самоуправления в общежитиях, либо автономная, либо входит в студенческие советы ВУЗов.

Модели студенческого  самоуправления стали усложняться  и выходить на разные уровни. В частности, в Гродно создан Координационный центр по организации студенческого самоуправления [8, c.12].

В результате проведения первого информационного блока  в рамках проекта группа, подобранная  для участия в проекте, была ознакомлена  с основными понятиями по местному и студенческому самоуправлению, а также с опытом местного самоуправления, как своей страны, так и зарубежных государств.

Темы информационных средств были следующие.

  1. Источники местного самоуправления Белоруссии.
  2. Магдебургское право в Магилёве.
  3. Хартия местного самоуправления.
  4. Местное самоуправление в Германии.
  5. Развитие студенческого самоуправления в Центральной и Восточной Европе.
  6. Развитие студенческого самоуправления в Белоруссии.

Следующим этапом проекта  была подготовка команды для осуществления  основной цели – распространения идеи студенческого самоуправления и принятия в ВУЗах Положения о студенческом самоуправлении. Для этого проводились рабочие встречи «Создание команды», «Эффективная коммуникация», «Стратегическое планирование».

Заключительный этап – рабочая встреча «Сенат Древнего Рима». Эта встреча помогла участникам разобраться в механизмах взаимодействия студентов и администрации, ознакомиться с проектом Положения о студенческом самоуправлении [18].

Рассмотрим некоторые конкретные вопросы развития студенческого самоуправления на примере Казанского университета.

 Активными субъектами  студенческого самоуправления в  Казанском государственном университете являются Союз студентов и аспирантов КГУ и профсоюзная студенческая организация КГУ, которые обладают развитой структурой работы со студентами на факультетах (советы и профбюро факультетов соответственно). При этом каждая из данных организаций имеет собственные, отличительные друг от друга уставные виды деятельности, никаким образом не дублирующиеся. Так, Союз студентов и аспирантов КГУ считает своими главными целями создание оптимальных условий для творческого самовыражения студентов аспирантов в области науки, учёбы и искусства; развитие научных и культурных связей с молодежью и студентами других ВУЗов Российской Федерации, стран зарубежья, содействие в трудоустройстве и некоторые другие.

Профсоюзная студенческая организация КГУ в соответствии с законом «О профсоюзах и гарантиях  их деятельности», а также с уставом  профсоюза народного образования, осуществляет защиту прав и законных интересов своих членов, социальную защиту прав и законных интересов своих членов, социальную защиту студенчества, организует оздоровление и отдых студентов, контролирует бытовые условия их проживая в общежитиях [1, с. 10].

Широкое участие студентов  в работе данных общеуниверситетских  общественных организаций способствует усилению сплоченности студенческого  сообщества Казанского университета, способности ответственно принимать  решения и эффективности их реализации.

Несомненно, общественные студенческие организации совместно  с администрацией университета стремятся  максимальным образом учитывать  интересов и реализовать инициативы студентов. В частности, при общественных студенческих организациях созданы и на протяжении нескольких лет продолжают функционировать студенческие клубы и центры по разнообразным направлениям: туристический клуб, брейн-клуб, полит-клуб (клуб «Лидер»), юридический центр, центр досуга.

Студенческие общественные организации взяли на себя некоторые важные функции в воспитательной работе и в значительной степени освобождают администрацию ВУЗа от ряда проблем в сфере организации досуга, как одной из эффективной форм воспитательного процесса, охватывающей большое количество студентов вместе с профессорско-преподавательским составом (чем обеспечивается связь поколений) и учитывающей разнообразие интересов, доступность всех возможных форм досуга, включающая интеллектуальные игры, спортивные мероприятия, фестивали художественной самодеятельности и др.

Кроме досуга, есть, конечно, и многие другие направления деятельности, относящиеся к студенческому самоуправлению. Оно прямо вытекают из тех целей и задач Союза студентов и аспирантов и студенческого профсоюза, которые сформулированы выше.

Студенческие организации заинтересованы в своем дальнейшем развитии и стремятся вовлечь в орбиту своей работы как можно большее число студентов и аспирантов.

Активное же участие  в работе молодежных объединений, безусловно, способствует получению положительного опыта взаимодействия и профилактике социально-негативных явлений.

Вместе с тем нельзя не отметить и ряд проблемных, сложно решаемых вопросов. К ним относятся  вопросы финансирования и материально-технического обеспечения работы, студенческих общественных организаций. В условиях новых экономических отношений только на энтузиазме и находчивости студентов сложно, а порой и невозможно решать жизненно важные вопросы университетской жизни.

Другая задача это  необходимость понимания всеми  участниками образовательно-воспитательного процесса обязательности совместного принятия решений, затрагивающих права и интересы обучающихся, что имеет место не всегда. Студенты стремятся внести свой вклад в модернизацию и улучшение работы университета, и это должно приветствоваться. Они участвуют в коллегиальных органах управления университетом, например, в ученом совете КГУ, активно отстаивают свои права. Так, в частности, на конференции Казанского университета стабильная численность представителей обучающихся составляет не менее десяти процентов. Причем их явка и, следовательно, заинтересованность в делах университета нередко даже выше, чем у некоторых преподавателей.

Третья проблема это  необходимость достижения предельно  благоприятного отношения к реализации студенческих инициатив опять же со стороны всех участников воспитательного процесса.

Студенческое самоуправление в Финляндии

Студенческий союз Университета Хельсинки (HYY) имеет давнюю историю – он существует с 1868 года. За столько лет существования он сумел решить многие проблемы, которые сейчас остро стоят перед многими студенческими организациями в России. Прежде всего, Союз смог обеспечить себе полную финансовую независимость от университета. У него есть свой бюджет, большая часть которого формируется из доходов так называемой бизнес-группы при Союзе, и лишь малая часть  - из студенческих взносов.

На средства своего бюджета  студенческий союз создал работающую сеть практически всесторонней социальной поддержки студентов. Студенты, которые  приезжают сюда учиться из разных концов страны, имеют возможность снимать недорогое жилье, питаться в дешевых кафе, пользоваться медицинскими услугами в специальных центрах, получать правовые консультации.

Представители студенческого  союза составляют одну треть на всех уровнях управления университетом, то есть могут оказывать реальное влияние на принятие решений. Такова ситуация на уровне всей страны: в финском законодательстве есть специальный закон о студенческом самоуправлении, который дает ему достаточно много прав, вплоть до возможности влиять на политику внутри страны. В частности, в настоящее время в финском парламенте идет борьба вокруг нового закона об образовании, который в некоторых отношениях наступает на права студентов. Студенческие союзы страны принимают активное участие в обсуждении закона, стремясь смягчить его. Сеть органов студенческого самоуправления Финляндии связана со студенческим объединением на уровне Европейского союза [18].

Таким образом, организация  студенческого самоуправления многогранна, но в одном можно быть уверенным – студенческое самоуправление развивается. Обмен опытом в этой сфере, анализ различных моделей организации, несомненно, помогут оптимизировать эти поиски.

 

2.3. Выводы и рекомендации

 

На основе изученного материала по студенческому самоуправлению можно сделать следующие выводы:

  1. Смысл существования студенческих организаций заключается в том, чтобы отстаивать перед администрацией ВУЗов права и интересы студентов в социальной сфере и вопросах связанных с обучением. Однако в отечественной практике ректораты охотно уступают студенческим советам проведение «культурно-массовых мероприятий», а реальное влияние на учебный процесс остается для них недоступным. Российские студенческие организации, таким образом, чаще всего не в состоянии обеспечить эффективное посредничество между студентами и ректоратом и защиту студенческих прав;
  2. Органы студенческого самоуправления способны влиять на учебную программу, но весьма ограничены их возможности в социальной сфере – материальных и административных ресурсов;
  3. Студенты должны много времени и сил уделять учебе и многие вынуждены работать, чтобы обеспечить себя. Времени на другие заботы остается мало. Получается, что даже, кто смог найти время и силы для участия в Совете, должны покидать его, едва только накопив достаточно опыта и навыков для эффективной работы;
  4. Отсутствует заинтересованность студентов, то есть студенты социально и политически пассивны. В результате опросов выяснилось, что молодые люди приходят в ВУЗ, чтобы получить дипломы;
  5. Отсутствие инноваций при разработке плана работы органов студенческого самоуправления;
  6. Отсутствие чёткой структуры и организации в работе органов студенческого самоуправления;
  7. В ряде ВУЗов администрация работает, не прислушиваясь к мнению обучающихся по поводу таких принципиальных вопросов как участие студентов в работе стипендиальных комиссии факультетов, предложения в разработке учебных планов, участие в управлении учебным процессом и т.д.

Как видно, российское студенческое самоуправление далеко от идеала и  требует существенной доработки.

Активное студенческое общество при содействии ректората  могла бы участвовать в формировании учебной программы: влиять на выбор  преподаваемых предметов, требовать  приглашения определенных преподавателей, устраивать семинары и конференции. Это был бы неплохой способ сделать вузовские программы обучения актуальными и привлекательными для новых поколений.

Информация о работе Проблемы студенческого самоуправления