Территориальная основа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Осуществляется местное самоуправление в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Высшей целью местного самоуправления в Российской Федерации является объединение людей для организации самостоятельного решения вопросов своей жизнедеятельности, управления землей и другими объектами муниципальной собственности. Через местное самоуправление реализуются большинство прав и свобод человека и гражданина. Местное самоуправление призвано активно участвовать в укреплении российской государственности, формировании начал гражданского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность местного самоуправления……………….4
2. Законодательное определение местного самоуправления.........8
3. Местное самоуправление как основа конституционного строя…………………………………………………………………...13
4. Местное самоуправление и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия……………….17
Заключение……………………………………………………………25
Список использованных источников………………………………..26

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

    

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

Юридический факультет

 

Кафедра « Конституционное и Муниципальное право»

Специальность 03050.65 «Юриспруденция»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Муниципальное право России»

Тема № 7: Территориальная основа местного самоуправления

 

 

 

Выполнил: студентка группы Ю(ГПу) -21

Заочной ускоренной формы обучения(1 год)

Иванова Елена  Вячеславовна

Домашний  адрес: г.Нерюнгри, ул.Кравченко, дом.18

Номер зачетной книжки: 12041030237

 

 

 

 

 

 

Хабаровск-2013

 

План:

 

Введение………………………………………………………………..3

  1. Понятие и сущность местного самоуправления……………….4
  2. Законодательное определение местного самоуправления.........8
  3. Местное самоуправление как основа конституционного строя…………………………………………………………………...13
  4. Местное самоуправление и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия……………….17

Заключение……………………………………………………………25

Список  использованных источников………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Муниципальное право современной  России представляет собой новую  область российского государствоведения. Его рождение предопределено политическими, экономическими и социальными реформами  в нашей стране, носящими эпохальный характер и знаменующими формирование нового конституционного строя. Фундаментом  и материально-организационной основой  формирования муниципального права  является особая группа общественных отношений, возникающих и существующих в сфере местного самоуправления.

Существование местного самоуправления является одной из сущностных характеристик конституционного строя в нашей стране. Задачи построения российской государственности на принципах народовластия и свободы могут быть решены только при одновременном упрочении как государства в целом и его органов, так и местного самоуправления. Речь идет о создании базового уровня народовластия, наиболее приближенного к населению, каким и является местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Осуществляется местное  самоуправление в городах, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций. Высшей целью местного самоуправления в Российской Федерации является объединение людей для организации самостоятельного решения вопросов своей жизнедеятельности, управления землей и другими объектами муниципальной собственности. Через местное самоуправление реализуются большинство прав и свобод человека и гражданина. Местное самоуправление призвано активно участвовать в укреплении российской государственности, формировании начал гражданского общества.

 

  1. Понятие и сущность местного самоуправления

/Единого всеобъемлющего понятия "местное самоуправление" не существует. С этим понятием связаны сложные, комплексные, многообразные явления, зависящие от многих объективных исторических, экономических, политических и иных условий. Особенности местного самоуправления во многом предопределяются индивидуальными национально-государственными традициями организации публичной власти в разных странах.

Понятие "местное самоуправление" долгое время носило научный характер, зависящий от приверженности к той  или иной теории местного самоуправления. Более того, само словосочетание "местное  самоуправление" как научная и  нормативная категория, характерное  для Германии и России, было заимствовано в Англии. В США этому термину  соответствует "местное управление", во Франции - "децентрализация"./1

Именно  из-за природной неоднородности института  местного самоуправления, включающего  как общественную, так и государственную  составляющую, в науке до сих пор  не выработан единый подход к понятию "местное самоуправление".

При всем многообразии подходов к понятию самоуправления их объединяет то, что они исходят из необходимости дифференциации уровней публичного управления (т.е. управления государственными и общественными делами), придания низовым территориальным уровням управления специфической природы, отражаемой в категориях "местное самоуправление" и "местное управление", увязывания этого уровня публичной власти с непосредственным ее осуществлением самим населением (приобретающим качества местного сообщества, территориальной общины) или выборными представителями населения.

В России так же не было единого понимания местного самоуправления. Теоретическое обоснование местного самоуправления проходило в России не без влияния идей местного самоуправления стран Западной Европы. Однако оценка роли и перспектив местного самоуправления была разнообразной. Одни авторы трактовали местное самоуправление как средство самоорганизации населения, автономное от государства, или же как часть государственного управления, децентрализованного и "спущенного" на низший уровень. Другие авторы, особенно из либеральных кругов русской интеллигенции, с развитием местного самоуправления связывали возможность реализации идеи конституционной монархии, во введении земства видели первый этап этого процесса, а одновременно - ускорение перехода общества на капиталистический путь развития.

В современных условиях довольно сложно воспринимать местное самоуправление как некую альтернативу государству. Но, оценивая соответствующие высказывания мыслителей XIX - XX вв., не следует забывать, что большинство из них рассматривало  государство как силу в руках  господствующего класса и стояло за то, чтобы такое орудие было разрушено, а на смену ему пришло бы общественное самоуправление. Эта теория была взята  на вооружение коммунистической партией, пришедшей к власти в нашей  стране. В перспективе предполагалась замена государства коммунистическим общественными самоуправлением. В  этом плане местное самоуправление могло считаться частью подобного  самоуправления.

Однако действительность отодвинула идеи отказа от государства  и его замены общественным самоуправлением. Поэтому и местное самоуправление рассматривается сегодня как  элемент публичной власти, сочетаемый с другим ее и, конечно, ведущим элементом - государственной властью.

В соответствии с выше изложенным можно сделать вывод, что местное самоуправление, понятие многогранное. Это: одна из основ конституционного строя; форма народовластия, уровень публичной власти, организационно обособленный от органов государственной власти; форма самоорганизации граждан по месту их жительства.

Как нет однозначного подхода к понятию  местного самоуправления, так и единого подхода к пониманию сущности местного самоуправления нет.

/Начало формированию концептуальных подходов к современному пониманию сущности местного самоуправления, его места и роли в системе общественных отношений положили труды видных отечественных исследователей дореволюционного периода: В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, В.Н. Пешкова, К.А. Пажитнова, Б.Н. Чичерина.

Двухвековая дискуссия между общественной и  государственной школами самоуправления привела к тому, что в основе современных концепций местного самоуправления оказались многие положения  этих теорий. В современной науке  муниципального права нет однозначного подхода к вопросу о том, на основе какой теории строится самоуправление в Российской Федерации, а спор между  представителями общественной и  государственной теории местного самоуправления продолжается и ныне./2

Несмотря на палитру представлений о многоаспектной сущности местного самоуправления, можно выделить следующие его главные признаки:

местное самоуправление - одна из базовых основ конституционного строя государства, всей государственности, свойственная как для унитарного, так и для федеративного государства;

определенная (хотя и относительная) автономия субъектов местного самоуправления от центральной власти;

публичный и правовой (оформленный  правом) характер деятельности местного самоуправления;

сочетание в местном самоуправлении публично-властных (один аспект - принятие общеобязательных решений, другой - наличие  органов муниципальной власти) и  общественных начал;

влияние представителей местного самоуправления не только на местные  дела, но и на дела государственные (посредством обсуждения государственных  вопросов, доведения своей позиции  до компетентных органов, оспаривания  перед соответствующими органами либо перед судом актов государственной  власти и т.д.);

обеспечение местным самоуправлением  развития демократии, включая использование  демократических институтов в организации  и деятельности местного самоуправления.

В соответствии с выше изложенным местное самоуправление в современной  России - сложное многоаспектное социальное явление. Это многозначное понятие, которое нельзя определить одним выражением, поэтому определение местного самоуправления необходимо давать сразу в нескольких аспектах:

особый способ организации  власти на местах, которому присущи  такие признаки, как самостоятельность  в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных  лиц, материально-финансовая независимость;

институт гражданского общества;

специфический уровень власти - власть, осуществляемая населением муниципального образования;

децентрализованная форма  управления, предполагающая известную  самостоятельность и автономность местных органов;

форма народовластия (ст. 3 Конституции  РФ);

одна из основ конституционного строя РФ;

форма самоорганизации граждан  на уровне муниципального образования;

право населения на самостоятельное  решение вопросов местного значения.

 

  1. Законодательное определение местного самоуправления.

 

Правовую  основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы  международного права, международные  договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы,  федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.3

Конституция РФ провозглашает признание и  гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (главы 1 и 8). Как уже говорилось выше, развивая конституционную модель местного самоуправления, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003г. в первой статье характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно  154-ФЗ от 28.08.1995 г. (утратил силу с 01.01.2009г) местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 Формулировки  обоих определений в основном  совпадают. Однако ключевое отличие современного определения — это прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия.

В обоих  определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной  и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельность по решению вопросов местного самоуправления) и говорится о  признании и гарантировании местного самоуправления.

Под самостоятельной активностью следует понимать осуществляемую людьми по своей воле и в своих интересах деятельность.

Активность под свою ответственность связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний и предполагает обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия, при этом неблагоприятные социально-экономические, политические и т.п. последствия

ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Активность, признаваемая и гарантируемая  Конституцией, предполагает гарантируемую активность населения, то есть подкрепляемую и защищаемую государством с помощью ряда мер, прежде всего тех, которые предусмотрены конституционно.

Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое и тому подобное содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местному самоуправлению как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.

Информация о работе Территориальная основа местного самоуправления