Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Создание работоспособной и эффективной системы муниципального управления – необходимое условие обеспечения динамичного социально-экономического развития России. Считается, что именно муниципальный урровень являестя наиболее эфективным, потому, что именно на муниципальном уровне легче всего организовать обратную связь. И эта обратная связь формируется зачастую без всяких усилий, без специальных построений. На исключительную актуальность решения этой проблемы специально обратил внимание В.В. Путин в своем президентском Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года, в котором отметил, что «...на смену политике стабилизации, к настоящему времени себя уже исчерпавшей, должна прийти политика, устремленная в будущее

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Муниципальное управление на современном этапе развития 4
1.1.Понятия и основные характеристики «муниципального управления» 5
1.2.История развития муниципального управления 18
1.3.Нормативно-правовые основы местного самоуправления 27
2.Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России 38
2.2. Проблемы реализации местного самоуправления 43
2.3. Перспективы развития системы муниципального управления и основные пути совершенствования 47
Заключение 49
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

Муниципальное управление современной Россией.docx

— 126.99 Кб (Скачать файл)

Не все реформы местного самоуправления дошли до Сибири. Но это не значит, что в сибирских городах и селах не было своих самоуправленческих традиций. В Государственном архиве Томской области кузбасские краеведы обнаружили формулярный список о службе кузнецкого купца 2-й гильдии Медникова Антона Константиновича: «выходец из государственных крестьян; образование получил домашнее; причислен в кузнецкие второй гильдии купцы в 1871 г.; по выбору городского общества утвержден в должности кандидата городского старосты на три года с 1874 по 1877 гг.; в должности гласного по введению городового положения с 7 апреля 1877 г.; директором тюремного комитета с 10 июня 1881 г.; городским головой с 1 января 1881 г.; почетным блюстителем кузнецкого мужского приходского училища с 28 января 1882 г.; сделал взнос в пользу кузнецкого приходского училища 300 рублей за 1882, 1883 и 1884 гг…»

 

Этапным моментом в развитии местного самоуправления в России\ были земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II. Важно, что эти реформы были осуществлены вскоре после отмены крепостного права.

Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и др.

Органами городского самоуправления после городской реформы являлись городская дума и городская управа. Но параллельно с ними на местах существовали органы государственной власти. Земские и городские органы не были подчинены местной государственной администрации, но свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.

Однако даже эти весьма ограниченные права местного самоуправления вызвали недовольство государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и местных властей. Поэтому при Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены в сторону усиления государственного влияния на принятие решений. Многие постановления местных органов власти по вопросам, входившим в их исключительную компетенцию, требовали утверждения губернатором. Городской голова, избираемый думой, подлежал утверждению губернатором и входил в систему министерства внутренних дел. Все городские чиновники всецело зависели от государственной системы и, чаще всего, наплевательски относились к решениям депутатов думы, так как это не влияло на их продвижение по службе, заработную плату и т.д.

Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после февральской революции 1917 г. 21 мая Временное правительство приняло пакет законов о земской и городской реформе. Была отменена цензовая (по наличию имущества) система выборов, отменены сословия, местное самоуправление должно было стать более независимым от государственной власти. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тысяч волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось, наступил октябрь 1917 года.

 

 

 

 

Советская власть и местное самоуправление

 

После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата.

В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под контролем коммунистической партии. Выступления и демонстрации под лозунгом «За советы без большевиков» безжалостно подавлялись.

Однако необходимость скорейшего преодоления разрухи после гражданской войны вызвала к жизни новую экономическую политику (НЭП) с определенным допущением рыночных методов хозяйствования, некоторой децентрализацией власти и организацией хозяйственного самоуправления на местах. В течение 1920-1923 годов при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело, появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.

В 1925 г. было принято Положение о городских советах, а в 1926 г. Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась в этот период муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был профессор Л. А. Велихов. Его фундаментальный труд «Основы городского хозяйства» и сегодня сохраняет свою актуальность.

Важный урок истории: усиление местного самоуправления способствует преодолению кризисной ситуации в стране, позволяет развить предпринимательство, сохранить и развить инфраструктуру поселений, улучшить качество жизни граждан.

С 1927-1928 годов в СССР наступает новый период развития, период «великого перелома», индустриализации в промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве. Этот период характеризуется резким усилением централизации всех сфер жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо волостей и уездов были созданы более крупные сельские районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все самоуправленческие зачатки в городах и в деревне были ликвидированы, а сам термин «самоуправление» надолго исчез из словарного оборота. Профессор Л.А. Велихов был репрессирован. Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией

СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 1980-х годов. Формально советская власть была вполне демократичной. По Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. все советы, включая местные, стали избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Был введен институт «наказов» избирателей своим депутатам и система отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей. Из числа депутатов создавались постоянные комиссии

для предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на сессии советов. Совет избирал из своего состава исполнительный комитет (исполком), его председателя и заместителей, подотчетных совету. В подготовленные проекты местных бюджетов на сессиях можно было вносить поправки.

Однако фактически выборы в советы, включая местные советы, производились на безальтернативной основе, а кандидатуры единственного кандидата по каждому избирательному округу подбирались партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. Вся собственность (кроме колхозной) являлась государственной, местные бюджеты были частью государственного бюджета.

Партийные чиновники обладали широчайшими полномочиями по надзору за деятельностью местных советов и исполкомов. Даже «сценарии» сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не была ни истинным народовластием, ни самоуправлением.

 

Местное самоуправление в современный период

 

Интерес к идее местного самоуправления возник вновь с началом перестройки, во второй половине 1980-х годов. Руководству страны было ясно, что без местного самоуправления невозможно ни построение демократического общества, ни усиление рыночных начал в экономике. В апреле 1990 г. был принят Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности. В июле 1991 г. был принят российский Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти законы позволили начать возрождение местного самоуправления на новых основах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях многопартийности. Система исполкомов с коллегиальной ответственностью за принимаемые решения была заменена системой глав администраций, действующих на принципах единоначалия. Однако многие пороки советской системы еще сохранялись.

В частности, сохранялась система вышестоящих и нижестоящих советов. Закон детально регламентировал все полномочия совета и администрации каждого уровня. Глава администрации назначался вышестоящим главой, хотя и с согласия совета.

В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х годов, которые привели к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы, демократически избранные советы неизбежно вступили в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все это закончилось вооруженным противостоянием Верховного Совета и

Президента России в октябре 1993 года, после которого советы всех уровней были распущены. Переходный период до конца 1995 года характеризовался полным до- минированием исполнительной власти. Лишь в некоторых регионах России были избраны по временным положениям местные советы с очень ограниченными полномочиями. Только после принятия в 1995 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось действительное возрождение местного самоуправления в России.

А в октябре 2003 года была принята новая редакция этого закона (Федеральный закон 131-ФЗ), которая потребовала внести значительные изменения в сложившуюся систему. В соответствии с Законом 131-ФЗ все муниципальные образования были распределены на несколько типов (городские поселения, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа), для каждого типа был установлен свой объем полномочий и источники доходов. Общее число муниципальных образований в ходе реформы увеличилось примерно вдвое за счет создания новых сельских поселений. . Реформа местного самоуправления продолжалась до января 2009 года, когда Закон вступил в действие в полную силу. Однако неизбежно потребуется дальнейшее совершенствование законодательства о местном самоуправлении с учетом опыта его применения на практике.

В заключении надо признать, что у местного самоуправления как относительно автономной структуры власти, было и остается много противников. Основными их аргументами являются: неготовность населения к осуществлению самостоятельной и под свою ответственность деятельности; опасность разрушения государственности и т.д. Многие руководители органов государственной власти субъектов РФ до настоящего времени не могут смириться с необходимостью делиться властью, признать право жителей и избранных ими руководителей муниципальных образований на собственный выбор, на ошибку, — все то, что неизбежно сопровождает процесс приобретения опыта и без чего невозможно сформировать новые демократические традиции по месту жительства.

 

 

    1. Нормативно-правовые основы местного самоуправления

 

 Функционирование системы  местного самоуправления во многом  определяется уровнем развития  его правовой базы.

Правовая база местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых функционирует местное самоуправление.

Правовая база местного самоуправления включает в себя:

  • Международно-правовые документы
  • Конституция РФ
  • Иные нормативные правовые акты РФ
  • Законодательные акты субъектов Российской Федерации

Международно-правовые документы

В силу прямого указания Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15).

Вопросы местного самоуправления достаточно широко закреплены в международных документах. К международным актам, затрагивающим вопросы местного самоуправления, относятся такие акты, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Европейская хартия о местном самоуправлении и другие акты, принятые в рамках ООН или в ином порядке.

Среди международно-правовых документов, непосредственно направленных на регулирование местного самоуправления, в первую очередь можно выделить Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Данная Хартия определяет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть гарантированы государствами, ее подписавшими.

Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее 5 мая 1998г. В случае противоречия любого положения российского законодательства Европейской хартии должны применяться нормы Хартии.

В I части Европейской хартии местного самоуправления содержатся основные принципы и гарантии местного самоуправления, которые должны быть отражены по возможности во внутреннем законодательстве государств, ратифицировавших Хартию (ст. 2). Среди них:

  • определение местного самоуправления как права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Данное право реализуется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования (ст. 3);
  • сочетание форм представительной и непосредственной демократии в системе местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);
  • указание на то, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом, что не исключает предоставления органам местного самоуправления иных полномочий для выполнения конкретных задач (ч. 1 ст. 4);
  • самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ч. 2 ст. 4);
  • субсидиарность в решении вопросов местного значения (ч. 3 ст. 4);
  • допущение изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом. В этом положении закреплен принцип стабильности территории местного самоуправления (ст. 5);
  • организационная самостоятельность местного самоуправления, многообразие форм его организации (ч. 1 ст. 6);
  • недопустимость произвольного вмешательства органов государственной власти в деятельность местного самоуправления при сохранении за органами государственной власти права административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в соответствии с законом (ст. 8);
  • закрепление права органов местного самоуправления на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом (ст. 9);
  • закрепление права органов местного самоуправления при осуществлении своих полномочий в рамках закона сотрудничать и вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес (ч. 1 ст. 10);
  • закрепление права органов местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления (ст. 11).

Информация о работе Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России