Право на публичные мероприятия и гарантии его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является – изучить право на публичные мероприятия и гарантии его реализации.
В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные понятия права на публичные мероприятия;
- рассмотреть такое понятие как «социальное движение», его стадии и классификацию,
- рассмотреть Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
- изучить порядок организации и проведения публичного мероприятия;
- рассмотреть гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия;
- рассмотреть опыт конституционного регулирования проведения публичных мероприятий в других странах

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
I. СУЩНОСТЬ ПРАВА НА ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРЯИТИЯ ………… …...…..5
1.1. Основные понятия права на публичные мероприятия………………….5
1.2. Социальное движение как коллективная попытка осуществить интересы общества. ………………………………………………………...8
1.3. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях …………………………...10

II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ………………………………………………………………..….13
2.1.Организация публичного мероприятия……………………….................13
2.2. Организатор публичного мероприятия………………………………… 14
2.3.Участники публичного мероприятия…………………………….………14
2.4. Уведомление о проведении публичного мероприятия……………...…14
2.5. Места проведения публичного мероприятия………………………….. 16
2.6. Время проведение публичного мероприятия …………………………..17
2.7. Предварительная агитация…………………………………………...…..17
2.8. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия………………………………………….…….18
2.9. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления……………………20
2.10. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления………………………………………….……21
2.11. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел…………………………………………………..………22
2.12. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия….23
III. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ……………………………………………….25
3.1. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия…… 25
3.2. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия………………….……………26

IV. ОПЫТ КОНСТИТУЦИОННОГО РУГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРЯИТИЙ В ДРУГИХ СТРАНАХ………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…….36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа итог.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций". Конкретизация этого основополагающего положения дается в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: "Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц".

Перечисленные права содержатся и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS N 005. Она подписана Россией 28 февраля 1996 г., ратифицирована 5 мая 1998 года, вступила в силу 5 мая 1998 г.

Согласно ст. 11 Конвенции каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Статья 11 не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

 

 

1.2 Социальное движение как коллективная попытка осуществить интересы общества

Перечисленные в 1 параграфе главы действия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования), на которые граждане Российской Федерации имеют право в соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации, являются акциями. Особенность перечисленных акций состоит в том, что они являются коллективными.

Коллективные действия - это совместные выступления людей в защиту своих общих интересов, например, демонстрация в поддержку какого-то общего дела. Уровень активности участников акций бывает разный: одни участвуют весьма интенсивно; другие оказывают пассивную и нерегулярную поддержку.

Эффективное коллективное действие, оказывающееся результативным, обычно имеет следующие стадии:

1) организация;

2) мобилизация;

3) осознание общих интересов;

4) конкретная возможность  осуществления действия.

С точки зрения Чарльза Тилли (Tilly Charlez. From mobilization to revolution. Addison Wesley, 1978), социальные движения начинают развиваться как средства мобилизации групповых ресурсов в том случае, когда у населения отсутствуют институциональные формы выражения своего мнения либо когда власти выступают с решениями, затрагивающими положение людей. Возможность участия социальных групп в политических отношениях играет основную роль в определении того, будут ли их члены использовать разные формы социального движения для достижения своих целей.

Социальные движения могут проводиться как в поддержку решений властей, так и в форме протеста против их решений. (Гидденс Энтони. Социология. М., 1999. С. 586).

Перечисленные в ЗАКОНЕ действия являются видами социального движения. Социальное движение может быть определено как коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных социальных институтов.

Институт социальный - элемент социальной структуры общества, понимаемой в самом широком смысле слова; исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей. Социальный институт понимается и как нормы и ценности, которым следует большинство, а также способы поведения, охраняемые и поддерживаемые жесткими санкциями.

Главным основанием классификации институтов выступают сферы общественной жизни, виды общественных отношений. В связи с этим выделяют:

а) экономические институты - разделение труда, собственность, обмен, деньги, банки, разного рода хозяйственные объединения и т.д.;

б) политические институты - государство, партии, общественные организации и объединения, армия, суд и т.д.;

в) институты родства, брака и семьи;

г) институты в духовной сфере - моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение и т.д.;

д) институты в сфере культуры.

Выделяют также религиозные институты. Различают формальные и неформальные институты.

Такие социальные институты, как государство, семья, образование, культура и другие, выполняют функции регулятора поведения людей в различных сферах общественной жизни, в том числе в социальной области (Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М., 2001. С. 67).

Многие из движений насчитывают лишь несколько десятков человек, в других участвуют тысячи и даже миллионы. Часть движений действуют в рамках законодательства, другие являются нелегальными или подпольными. Иногда в результате деятельности социальных общественных движений меняется законодательство. Например, рабочие объединения, занимавшиеся организацией забастовок, действовали в свое время незаконно, их участникам грозили наказания разной степени тяжести. Однако впоследствии соответствующие законы были изменены, забастовка стала допустимой тактикой решения производственных конфликтов. Другие формы экономического протеста во многих странах остаются вне закона и по сей день, например сидячие забастовки на заводах или на рабочих местах. (Гидденс Энтони. Социология. М., 1999. С. 586).

Классификация общественных движений

В социологии было предложено множество различных способов классификации общественных движений. Считается, что самую точную и полную классификацию разработал Дэвид Эберл, описавший четыре типа движений (Aberle David. The Reyote Religion Among the Navaho. Chicago, 1966):

1. Движения трансформации  нацелены на далеко идущие  перемены в обществе или обществах, частью которых они являются. Перемены, за которые выступают члены этих движений, могут быть катаклизмами, нередко сопряженными с насилием. Примерами могут служить революционные или некоторые радикальные религиозные движения. Например, многие движения милленариев предвидят, что с наступлением эры спасения произойдет более или менее полная перестройка общества.

2. Движения за реформы (реформистские движения) имеют более  простые цели. Их притязания ограничиваются  изменением лишь некоторых сторон  существующего социального порядка. Свою деятельность они связывают  с конкретным видом несправедливости  или неравенства. В качестве примера можно привести Женский Христианский Союз, выступающий за трезвость, и группы, выступающие за запрещение абортов.

Движения трансформации и реформистские движения ориентируются в основном на перемены в жизни всего общества. Два других типа движений, выделяемых Эберлом, в качестве целей ставят изменение привычек и взглядов индивидов.

3. Движения за перевоспитание  стремятся оградить людей от  порочного, по их мнению, образа  жизни. К этой категории относятся  многие религиозные движения, поскольку свою цель они видят, прежде всего, в спасении индивидов. Примером являются секты пятидесятников, которые считают, что показателем истинного достоинства индивида может быть только его духовное развитие (Schwartz G. Sect ideologies and social status. Chicago, 1970).

4. Движения альтерации  ориентируются на частичные изменения  в жизни индивидов. Они не преследуют  своей целью полное изменение  привычек людей, их интересуют  лишь отдельные специфические  черты. Пример - Общество анонимных  алкоголиков.

 

1.3. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

1. Порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования устанавливают субъекты Российской Федерации, местные органы самоуправления.

Например, постановление администрации Иркутской области от 17 марта 2005 г№40 –па «Об утверждении порядка проведения публичного мероприятия на территории объектов в Иркутской области, являющихся памятниками истории и культуры».

2. В случаях, предусмотренных ЗАКОНОМ, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издает Президент Российской федрации. Например, порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

3. Государственные органы, органы местного самоуправления  в соответствии со ст. 54 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, политическим партиям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, в организации и проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

4. Государственные органы, органы местного самоуправления на основании ст. 62 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, в организации и проведении собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

5. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, участниками референдума, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

6. Согласно ст. 16 Федерального  закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О  свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации вправе проводить религиозные обряды, в иных случаях - публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

7. Граждане на основании ст. 25 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться:

через средства массовой информации;

путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

8. Агитация по вопросам  референдума может проводиться  на основании ст. 60 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий, иных мероприятий).

9. Действующим федеральным законодательством органы местного самоуправления не наделены правом осуществлять правовое регулирование отношений, связанных с определением порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, поскольку данные отношения не относятся к вопросам местного значения и отсутствует федеральный закон, наделяющий органы местного самоуправления указанными полномочиями.

Например, Пензенская городская Дума приняла решение от 30 ноября 2001 г. N 171/12 "Об утверждении Положения "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования (массовых акций) на территории города Пензы". Это решение было принято с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления действующим законодательством, о чем было сказано в протесте прокурора Пензенской области от 8 июля 2004 г. N 7-5-78-04 на решение Пензенской городской Думы от 30 ноября 2001 г. N 171/12 "Об утверждении Положения "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования (массовых акций) на территории города Пензы".

10. Проведение религиозных  обрядов и церемоний регулируется  Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести  и о религиозных объединениях".

В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Информация о работе Право на публичные мероприятия и гарантии его реализации