Муниципальная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:47, реферат

Описание работы

Органы местного самоуправления - это самостоятельная часть профессионального публично-властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих их полномочия. Названная деятельность - служба - понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении и его обслуживании.
Местное самоуправление осуществляет свою власть на местном уровне, в реализации этой власти ей помогает специальная служба, именуемая «муниципальной службой».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие, задачи и функции муниципальной службы………………….4
1.1. Понятие муниципальной службы………………………………………………4
1.2. Задачи муниципальной службы……………………………………………….6
1.3. Функции муниципальной службы……………………………………………..7
Глава 2. Правовые источники и принципы муниципальной службы……………9
2.1. Правовые источники муниципальной службы……………………………….9
2.2. Принципы муниципальной службы, их значение…………………………..10
Глава 3. Понятие должностное лицо и классификация должностей
муниципальной службы……………………………………………………………13
3.1. Понятие должностного лица и его правовой статус……………………..…13
3.2. Классификация должностей муниципальной службы………………………16
Глава 4. Особенности приема на муниципальную службу и аттестация муниципальных служащих…………………………………………………………20
4.1. Аттестация муниципальных служащих………………………………………20
4.2. Прием на муниципальную службу и ее прекращение………………………22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы……………………………..25

Файлы: 1 файл

Муниципальная служба.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Они устанавливают правовые основы организации муниципальной службы и основы правового статуса муниципальных служащих в Костромской области в соответствии с Федеральным Законом “Об основах муниципальной службы в РФ”.

В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех  или иных должностных лиц; должностные  инструкции, трудовое законодательство, для регулирования наиболее общих отношений, и т.д. [1, с. 98-113].

Хотя, нормативно-правовая база о муниципальной службе достаточно нова, но сегодня ее нельзя назвать  отстающей, так как на основании  федеральных законов в субъектах  Российской Федерации принимаются свои законы, позволяющие детально регулировать местное самоуправление, а также нельзя забывать о нормотворчестве внутри самих муниципальных образований. На основании этого можно сказать, что эта сфера прорабатывается достаточно детально.

2.2. Принципы муниципальной службы, их значение

Правовое установление принципов муниципальной службы обуславливает функционирование соответствующих  органов, деятельность муниципальных  служащих, устойчивость служебных отношений, а также обоснование тенденций  развития законодательства о муниципальной службе.

Изучение принципов  муниципальной службы дает ответ  на вопрос: что является главным  в институте муниципальной службы, что постоянно сопутствует системе  служебных отношений, без чего не могут существовать различные институты комплексного правового института муниципальной службы. Основное значение принципов муниципальной службы заключается в том, что они определяют жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

Принципы муниципальной  службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий  характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость [6, с. 25-30].

С другой стороны, принципы муниципальной службы - это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта, и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Каждый в  отдельности принцип муниципальной  службы отражает не все объективные  закономерности деятельности муниципальных  служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

Федеральный закон  «Об основах муниципальной службы в РФ» дает нам список основных принципов муниципальной службы:

1. Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;

2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

3. самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

4. профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

5. ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

6. единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций;

7. правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

8. внепартийности муниципальной службы;

9. принцип равного доступа гражданина к муниципальной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки и другие не менее важные принципы [7, с. 48-55].

К этому списку Закон «О муниципальной службе в Костромской области» добавляет еще несколько:

1. принцип законности

2. гласности

3. подконтрольности

4. стабильности кадров муниципальной службы

Иными словами, этот список можно продолжать очень  долго, это зависит от исторических, культурных особенностей той или иной местности, а также от фантазии законодателя, но самые важные, на мой взгляд, были помещены в федеральный закон, на основании которых строится законодательство субъектов, а главное сама муниципальная служба.

 

Глава 3. Понятие  должностное лицо и классификация  должностей муниципальной службы

3.1. Понятие  должностного лица и его правовой статус

Разрабатываемое в настоящее время законодательство о местном самоуправлении определяет и использует понятие “должностное лицо”. Федеральный Закон от 12 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в ст. 1 устанавливает два понятия:

1. должностным лицом местного самоуправления является выборное либо работающее по контракту (трудовому договору), лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

2. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения [11. с. 233-239].

Должностные лица несут повышенную правовую ответственность, так как  они заметно выделяются из состава  служащих объемом и характером своих должностных обязанностей; от них требуется профессиональное и внимательное решение важнейших практических вопросов. Поэтому законодательство и устанавливает повышенную юридическую (уголовную или административную) ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей.

Должностное лицо реализует властные полномочия, выполняя волю общества, удовлетворяя общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные  на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так субъектам частного права. Должностное лицо имеет права, обязанности, ограничения и запреты по службе. Оно может применять меры принуждения. Оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий. Должностное лицо может разрабатывать и принимать управленческие решения. Оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.

Столь же важным предметом исследования является вопрос о правовом статусе должностного лица. Обычно выделяет такие факторы правового статуса как: трудовую правосубъектность работников, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей. В.М. Манохин включает в статус служащего задачи по должности, основные функции служащего, права и обязанности, правовые формы деятельности служащего, порядок взаимоотношений по должности. А.П. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовое положение должностного лица: правосубъектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность.

Функции должностного лица - главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица.

Права и обязанности  выступают очень важной стороной для того, чтобы охарактеризовать правовой статус. К числу основных прав муниципальных служащих относятся  следующие права:

1.требование представления всех документов, определяющих их права и обязанности, а также необходимых организационно-технических условий;

2.бесплатное получение требуемой по службе информации и материалов;

3.внесение предложений по совершенствованию службы;

4.посещение по службе предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, за исключением объектов с особым режимом посещения в силу федерального законодательства;

5.знакомство с материалами своего личного дела;

6. продвижение по службе, получение денежного содержания, увеличение его размера с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

7.повышение квалификации и переподготовка в соответствии с функциями и полномочиями занимаемой должности;

8.участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

9.принятие решений и участие в их подготовке согласно должностным обязанностям;

10.объединение в профессиональные союзы;

11.выход в отставку;

12.пенсионное обеспечение [10, с. 113-125].

Муниципальные служащие обязаны:

1.добросовестно исполнять свои должностные полномочия;

2.обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3.соблюдать положения законодательства;

4.своевременно рассматривать обращения граждан, запросы депутатов;

5.исполнять приказы, распоряжения, указания своих руководителей, за исключением незаконных;

6.соблюдать нормы служебного этикета и этики;

7.не разглашать закрытых по закону сведений;

8.поддерживать необходимый уровень квалификации;

9.ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности и являющемся объектом налогообложения [2, с. 55-64].

Права и обязанности - это центральные элементы статуса, характеризующие юридическое состояние должностного лица; они определяют границы должного и возможного поведения и действий должностного лица; выражаются в совершении определенных действий и соблюдении запретов и ограничений по службе. Неотъемлемым элементом правового статуса должностного лица является ответственность, предполагающая создание обстановки взаимной требовательности, организованности, а также выполнения условий служебной дисциплины. Иными словами, служебная дисциплина означает соблюдение должностными лицами установленных законодательством Российской Федерации правил и порядка при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий. Ответственность характеризуется наличием: объективных требований к должностному лицу и субъективного отношения к этим требованиям.

3.2. Классификация  должностей муниципальной службы

Должностных лиц  можно классифицировать:

1.По объему служебных полномочий на:

- должностных лиц, которые имеют полномочия внутриорганизационного характера;

- должностных лиц, которые имеют полномочия публичного характера, то есть должностные лица органов местного самоуправления (главы администраций и руководители структурных подразделений администрации).

2.По признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: руководителей и специалистов, уполномоченных совершать действия, которые влекут правовые последствия для других субъектов права.

3.По видам деятельности на:

- должностных лиц органов представительной власти (органов местного самоуправления);

-должностных лиц органов исполнительной власти (глава администрации, его заместители, руководители структурных подразделений администрации и т.д.).

-должностных лиц аппарата городского (районного) народного суда; служащих муниципальных хозяйственных субъектов и т.д. [8, с. 12-19].

Классификация должностей согласно областному законодательству построена на разведении понятий  «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы».

Муниципальная должность - должность, предусмотренная  уставом муниципального образования  в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность муниципальной  службы - штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной в Уставе муниципального образования.

Эти должности  классифицируются в рамках трех категорий: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три категории - степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.

Должности категории  «А» (именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного  исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе.

Информация о работе Муниципальная служба