Местный бюджет: понятие, структура и исполнение местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение теоретических основ составных частей местного бюджета, его структуры, процедуры его исполнения.
Цель предусматривает решение следующих задач:
•определение понятия «местный бюджет», выделение выполняемых функций ;
•рассмотрение структуры местных бюджетов, подробный анализ его составных частей
•выделение особенностей исполнения местных бюджетов.

Содержание работы

Введение
Понятие и функции местных бюджетов
Понятия «местный бюджет»
Функции местных бюджетов
Общая характеристика структуры местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов
Собственные доходы бюджета
Поступления от регулирующих доходов
Финансовая поддержка муниципальных образований в форме межбюджетных трансфертов и средств по взаимным расчетам
Расходы местных бюджетов
Бюджетный процесс на муниципальном уровне
Общая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне
Особенности исполнения местного бюджета
Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовик - муниципальное право - 2 курс.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

СРЕДНЕ-ВОЛЖСКИЙ (г. САРАНСК) ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(СВФ РПА  Минюста России)

 

 

                                                                                                 Юридический факультет

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Курсовая работа

 

по курсу: «Муниципальное право»

 

на тему: «Местный бюджет: понятие, структура и исполнение местного бюджета»

 

 

Автор курсовой работы        Ерошкина Е.А. студентка II курса

очного  отделения

группы 201

Ерошкина Елена Алексеевна

 

 

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

 

Обозначение курсовой работы «КР-СВФ РПА-32361975-030501-12.00.02-2009/008-11»

Руководитель курсовой работы    Еремин А.Р. д.ю.н., проф.

 

                                                                                 Оценка __________

 

 

 

 

Саранск

2011

 

С О Д Е Р Ж А  Н И Е

 

 

Введение

3

Глава 1.

Понятие и функции  местных бюджетов

6

1.1.

Понятия «местный бюджет»

6

1.2.

Функции местных бюджетов

7

Глава 2.

Общая характеристика структуры  местных бюджетов

11

2.1.

Доходная часть местных  бюджетов

11

2.1.1.

Собственные доходы бюджета

11

2.1.2.

Поступления от регулирующих доходов

15

2.1.3.

Финансовая поддержка муниципальных образований в форме межбюджетных трансфертов и средств по взаимным расчетам

 

16

2.2.

Расходы местных бюджетов

17

Глава 3.

Бюджетный процесс на муниципальном уровне

24

3.1.

Общая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне

 

24

3.2.

Особенности исполнения местного бюджета

25

3.3.

Контроль за исполнением  местного бюджета. Отчет об его исполнении

 

27

 

Заключение

28

 

Список использованных источников

30


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет проводиться направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы в пределах муниципального образования. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

В современных условиях, когда так ускорился процесс  развития демократических принципов, как в государственном устройстве, так и в управлении, особое значение в практики РФ имеет  институт «местного самоуправления». Сегодня, на муниципальном уровне решаются наиболее важные, насущные проблемы жизнедеятельности общества, населения страны в целом. Это требует постоянного, стабильного финансирования, что порождает проблему недостатка средств в местных бюджетах. Поэтому очень важно разобраться в их законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов и расходов, отследить процесс исполнения бюджета для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов. Именно это делает данную проблему как никогда актуальной сегодня.

Финансовый вопрос в силу самых разных причин находится в центре внимания муниципальных органов различных стран. Абсолютное большинство из них не способно обеспечить выполнение муниципальных программ только за счет местных налогов и сборов, хотя в настоящее время многие страны имеют от 20 до 50 видов источников доходов (от туристических налогов и штрафов за парковку до лицензий на содержание собак и взносов за место для рекламы).

Однако в условиях современной российской действительности этот вопрос является одним из наиболее больных вопросов современной российской действительности в целом. Именно поэтому исследование нижнего звена бюджетной системы - местных бюджетов,  имеет широкое практическое значение и представляет большой научный интерес для теории права.

Отметим, что тема органов  государственной власти достаточно разработана в теоретическом плане. При подготовке ответов на поставленные передо мной вопросы мною изучались нормативные акты, монографии, научно–учебные пособия, материалы периодических изданий, а также труды представителей отечественной юридической науки, участвовавших в разработке исследуемого вопроса: Кутафин О.Е, Игнатюк Н.А., Шугрина Е.С., Кудилинский М.Н., Шевелева И.А., Пауль А.Г., Яговкина А.В., Маркелов К.Б. В совокупности  данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей.

Исходя из вышесказанного, определим цель работы – рассмотрение теоретических основ составных частей местного бюджета, его структуры, процедуры его исполнения.

Цель предусматривает  решение следующих задач:

  • определение понятия  «местный бюджет», выделение выполняемых функций ;
  • рассмотрение структуры местных бюджетов, подробный анализ его составных частей
  • выделение особенностей исполнения местных бюджетов.

Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.  На основе анализа нормативной базы и некоторых других источников я и попытаюсь раскрыть сущность данного вопроса.

  В первой части моего исследования я рассматриваю содержание понятия «местные бюджеты», какую роль они играют в социально-экономическом развитии территории. Во второй части рассмотрены основные структурные элементы местного бюджета.  В заключении, я остановлюсь на таком вопросе, как исполнение местных бюджетов.

 

Глава 1. Понятие и функции местных бюджетов

1.1. Понятие «местный бюджет»

 

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы в пределах муниципального образования. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами 1.

Соответствующий круг правомочий дает возможность местным органам  самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Таким образом, каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет, который представляет собой определенную  форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для решения вопросов местного значения, формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением которого осуществляются органми местного самоуправления самостоятельно 2.

Таким образом, формирование каждого местного бюджета обусловлено  важнейшей задачей - финансовым обеспечением реализации полномочий местного самоуправления на территории муниципального образования.

В соответствии с Законом  о местном самоуправлении 2003 г. местные  бюджеты делятся на бюджеты двух уровней 3:

  • бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Что касается полномочий местных органов в отношении  регулирования бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Эти  положения отражаются в БК РФ.

Так, ст.9 БК РФ к ведению  органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений относит 4:

  • установление порядка формирования доходов и расходов местных бюджетов;
  • установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов;
  • утверждение и исполнения бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

В исключительном ведении  представительных органов местного самоуправления находится утверждение  местного бюджета и отчета о его  исполнении.

Органы местного самоуправления имеют право регулировать все вопросы бюджетного процесса, распределения доходов и разграничения полномочий по осуществлению расходов между различными местными бюджетами, определения условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов и определения порядка осуществления муниципальных заимствований.

 

1.2. Функции местных бюджетов

 

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в  их назначении. Они выполняют следующие  функции 5:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

•  распределение и  использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства;

•    контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач — в первую очередь это распределительная функции в сфере государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Кроме  того,  с помощью этой функции можно определить  на сколько  своевременно  и  полно финансовые ресурсы поступают в  расположение органов местного  самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в  распределении  местного бюджетного    фонда.    Содержание    функции    определяется     процессами перераспределения  финансовых   ресурсов   между   разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы  не осуществляет  такого  разнообразия  перераспределения  финансовых   ресурсов (межотраслевое,  межтерриториальное,    многоуровневое    перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).

Сфера деятельности этой функции определяется тем,  что  в  отношение  с местным бюджетом вступают  все  участники  общественного  производства,  как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).

Контрольная функция заключается в том,  что через формирование  и использование   фонда денежных  средств органов  местного   самоуправления отображает экономические процессы, характеризующие экономику  муниципального образования.

Благодаря этой функции  можно судить  о  том,  как  поступают  в распоряжение органов  местного самоуправления финансовые  ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли  размер  централизуемых ресурсов  потребностям  муниципального  образования.   Основу  этой  функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях  местных  бюджетных  поступлений  и   расходных назначений.

Важно отметить управляющую и системообразующую функции местного бюджета в финансовой системе муниципального образования, поскольку бюджет тесно взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы муниципального образования и именно через него осуществляется финансовая политика соответствующей территории.

Функции местного бюджета  также объективны, как и  сама  эта  категория. Местный  бюджет  является  важным  инструментом  воздействия   на   развитие экономики и социальной сферы.  С  его  помощью  государство  может  изменять структуру общественного производства, влиять на результаты   хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

Органы местного  самоуправления  обеспечивают  удовлетворение  основных жизненных  потребностей   населения   в   сферах,   отнесенных   к   ведению муниципальных образований, на уровне  не  ниже  минимальных  государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.

Информация о работе Местный бюджет: понятие, структура и исполнение местного бюджета