Местный бюджет: понятие, структура и исполнение местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение теоретических основ составных частей местного бюджета, его структуры, процедуры его исполнения.
Цель предусматривает решение следующих задач:
•определение понятия «местный бюджет», выделение выполняемых функций ;
•рассмотрение структуры местных бюджетов, подробный анализ его составных частей
•выделение особенностей исполнения местных бюджетов.

Содержание работы

Введение
Понятие и функции местных бюджетов
Понятия «местный бюджет»
Функции местных бюджетов
Общая характеристика структуры местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов
Собственные доходы бюджета
Поступления от регулирующих доходов
Финансовая поддержка муниципальных образований в форме межбюджетных трансфертов и средств по взаимным расчетам
Расходы местных бюджетов
Бюджетный процесс на муниципальном уровне
Общая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне
Особенности исполнения местного бюджета
Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовик - муниципальное право - 2 курс.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Формирование большего числа местных бюджетов, наделение органов  власти местного  самоуправления  широкой   самостоятельностью   потребует   решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.

 

 

 

 

 

Глава 2. Общая характеристика структуры местных бюджетов

2.1. Доходная часть местных бюджетов

 

Доходная часть местных  бюджетов формируется в соответствии с законами Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими нормативными актами Федерации и субъектов Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации” доходная часть местных бюджетов состоит из 6:

1)   собственных  доходов местных бюджетов,

2)   поступлений  от регулирующих доходов,

3) финансовую помощь  в различных формах (дотации, субвенции,  средства фонда финансовой поддержки  муниципальных образований),

4)   средства по  взаимным расчетам.

 

2.1.1. Собственные доходы местных бюджетов

 

К собственным  доходам местных бюджетов в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" относятся 7:

  • средства самообложения граждан;
  • доходы от местных налогов и сборов;
  • доходы от региональных налогов и сборов;
  • доходы от федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования;
  • иные поступления в соответствии с федеральными и региональными законами, а также решениями органов местного самоуправления.

Федеральный законодатель предусмотрел определенные гарантии стабильности собственных доходов местных  бюджетов.

Состав собственных  доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим наиболее важные источники формирования собственных доходов местных бюджетов.

Средства самообложения  граждан - это разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных выше разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Доходы от местных  налогов и сборов.

В ч. 1 ст. 132 Конституции  РФ закреплено право органов местного самоуправления, самостоятельно устанавливать  местные налоги и сборы 8. Также ч. 5 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах9. Вместе с тем исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Местные налоги устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образованиях. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В настоящее время к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Они должны зачисляться в бюджеты поселений и городских округов. Муниципальные районы не имеют собственных налогов, однако могут собирать земельный налог и налог на имущество физических лиц на межселенных территориях.

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В местные бюджеты  в соответствии с едиными для  всех поселений или муниципальных  районов данного субъекта РФ нормативами  отчислений, установленными законом  субъекта РФ, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ.

Таким образом, Закон  о местном самоуправлении призван  устранить существующую в настоящее  время ситуацию, когда субъект  РФ устанавливает различные проценты отчисления от региональных налогов для разных муниципальных образований, что порождает зависимость последних от органов государственной власти субъекта Федерации. Закон о местном самоуправлении также закрепляет следующее правило: установление нормативов отчисления от региональных налогов законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иным законом субъекта РФ на ограниченный срок не допускается. Сделано это для того, чтобы муниципальные образования при осуществлении долгосрочного планирования развития территории могли рассчитывать на определенный уровень доходов. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законом субъекта РФ в бюджеты муниципальных районов. Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

Доходы от федеральных  налогов и сборов устанавливаются в соответствии с БК РФ и (или) законодательством РФ о налогах и сборах. Это единые для всех поселений или муниципальных районов налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления доходов от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие местные бюджеты.

 

2.1.2. Регулирующие доходы местных бюджетов

 

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым  устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты  на очередной финансовый год, а также  на долговременной основе (не менее  чем на 3 года) по разным видам таких доходов 10.

В число главных регулирующих доходов  местных бюджетов входят отчисления:

• от налога на добавленную стоимость;

• от акцизов;

• от налога на прибыль (доход) предприятий;

• от налога на доходы физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению регулирующие доходы местных бюджетов занимают ведущее положение. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории 11.

Существующая система регулирования  местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

 

2.1.3. Финансовая поддержка муниципальных образований в форме межбюджетных трансфертов и средств по взаимным расчетам

 

Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого  уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме  дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

Дотации - это средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе в целях покрытия текущих расходов 12.

Дотации не имеют целевого назначения и могут быть использованы по усмотрению органов местного самоуправления.

Субвенции - это средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных государственных полномочий.

В целях государственной финансовой поддержки муниципальных образований, используются такие средства бюджетного регулирования местных бюджетов как средства по взаимным расчетам.

Средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в местные бюджеты или передаваемые из местных бюджетов в бюджеты субъектов РФ в связи с изменениями в доходах и расходах местных бюджетов, возникающими в результате решений, принятых органами государственной власти и не учтенных при утверждении соответствующих бюджетов.

 

2.2. Расходы местных бюджетов

 

Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую  и социальную инфраструктуру, увеличивается  доля, приходящаяся на местные органы власти в финансировании реконструкции  городов, благоустройства промышленных зон, в ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство. За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение.

Так, например структура среднестатистических расходов из местного бюджета на 2009 года выглядела так: (см. Схема 1)

 

 

 

Схема 1. Структура расходов местных бюджетов на 2009 год.

 

Согласно ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования 13.

Бюджетные расходы в  зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе:

Информация о работе Местный бюджет: понятие, структура и исполнение местного бюджета