Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Курсовая органы МСУ ЮФУ.docx

— 91.47 Кб (Скачать файл)

 Осуществляющие  свои полномочия на постоянной  основе депутаты, члены выборного  органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного  самоуправления не вправе заниматься  предпринимательской, а также иной  оплачиваемой деятельностью, за  исключением педагогической, научной  и другой творческой деятельности.

 

    1. Гарантии деятельности. Ответственность депутата представительного органа местного самоуправления

Реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно осуществлять свою депутатскую деятельность призваны обеспечивать гарантии депутатской деятельности.

Принято выделять следующие группы гарантий:

- организационные,

- материальные,

- специальные.

К организационным гарантиям относится право безотлагательного приема депутатов руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории муниципального образования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы.

Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми представительным органом муниципального образования, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми государственными органами области и органами местного самоуправления, а также другими информационными и справочными материалами.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в муниципальных средствах массовой информации на территории того муниципального образования, от которого он избран.

Выступления и отчеты депутата подлежат опубликованию в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством.

Правозащитной деятельности депутата корреспондирует обязанность должностных лиц принять меры по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов граждан с последующим информированием об этом депутата.

К материальным гарантиям депутатской деятельности относятся: возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, право бесплатного проезда на территории муниципального образования всеми видами транспорта (кроме такси), предоставление жилого помещения на все время депутатских полномочий, право иметь помощников для содействия в осуществлении его депутатских полномочий, а также установление ежемесячного денежного вознаграждения работающему на постоянной основе депутату.

Расходы органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, оплачиваются за счет бюджета соответствующего муниципального образования.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу в течение определенного Законом субъекта Федерации срока (например, одного месяца в Саратовской области или трех месяцев – в Тамбовской области) после прекращения депутатских полномочий.

Дополнительной гарантией трудовых прав депутата является то, что в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть уволен с работы по инициативе администрации, исключен из учебного заведения без согласия представительного органа муниципального образования.

Депутату по окончании срока его полномочий представляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. В настоящее время этот порядок установлен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Депутат, член  выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного  самоуправления не могут быть  привлечены к уголовной или  административной ответственности  за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и  другие действия, соответствующие  статусу депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления, в том  числе по истечении срока их  полномочий. Данное положение не  распространяется на случаи, когда  депутатом, членом выборного органа  местного самоуправления, выборным  должностным лицом местного самоуправления  были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность  за которые предусмотрена федеральным  законом.

 Формами работы  депутатов с избирателями являются  встречи с избирателями, их прием, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по результатам которых депутаты  принимают меры, предусмотренные  законодательством Российской Федерации  и уставом муниципального образования. Депутат отвечает на письма  избирателей, изучает поступившие  от них предложения и жалобы, осуществляет личный прием граждан. Общий порядок работы депутатов  с избирателями, процедура обращений  депутатов в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, вопросы гарантий депутатской  деятельности, материального обеспечения  депутатов при работе с избирателями, как правило, определяются уставом  муниципального образования или  регламентом представительного  органа.

Областным  Законом  Ростовской области № 103-ЗС от 13.10.2008г « О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области» депутатам, например, предоставлено право на получение и распространение информации (статья 3) и право депутатов представительного органа муниципального образования на объединение в депутатские группы и другие объединения депутатов (статья 6).

Право на получение и распространение информации реализуется правом депутата представительного органа муниципального образования в порядке,  обеспечиваться документами, принятыми указанным органом, документами и иными информационными материалами, официально направляемыми в представительные органы муниципальных образований органами государственной власти, а также другими информационными и справочными материалами.

Право депутатов представительного органа муниципального образования на объединение в депутатские группы и другие объединения депутатов реализуется правом объединяться в депутатские группы, иные объединения депутатов. Порядок образования и деятельности объединений депутатов, их права и обязанности определяются регламентом представительного органа муниципального образования25.

 

    1. Основания досрочного прекращения депутатской деятельности.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

- смерти;

- отставки по собственному желанию;

- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

- вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- отзыва избирателями;

- досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

- призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

- в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Представительный органа муниципального образования – орган, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Отсюда его ведущая роль в системе органов местного самоуправления.

              Также помимо членов представительного органа и главы муниципалитета практикуется избрание населением других должностных лиц местного самоуправления. К иным органам местного самоуправления могут относиться: контрольные органы муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция, а так же специальные органы местного самоуправления, наделенные статусом юридического лица, - муниципальные учреждения, создаваемые для осуществления управленческих функций. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также другие органы и должностные лица местного самоуправления.

            Структура представительного органа муниципального образования характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство.

              Внутреннее строение представительного органа местного самоуправления, порядок и организационные формы их деятельности определяются муниципальными образованиями самостоятельно и находят свое закрепление в их уставах, регламентах, других правовых актах, принимаемыми этими органами.

         Основной формой работы представительного органа является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его компетенции, в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством.

            Полномочия представительного органа местного самоуправления вытекают из положений федеральных законов, законов субъектов, и закрепляются в уставах, конкретизируясь. В основном, это вопросы местной жизни: бюджет, налоги, хозяйственная деятельность, а также регулирование организационных вопросов самого представительного органа.

           Реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.

           Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, представительных и иных органов местного самоуправления и государственной власти. Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить:

- улучшение условий жизни  населения в каждом муниципальном  образовании;

- обретение гражданами  навыков демократического взаимодействия  с формируемыми ими органами  местного самоуправления, а также  навыков общественного контроля  за эффективностью их деятельности  устойчивое самостоятельное развитие  муниципальных образований

           В заключении следует отметить, что местное самоуправление есть право граждан на самостоятельное ведение местных дел. Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права. И только от того как население воспользуется этим правом во многом зависит благополучие конкретного муниципального образования, а значит и государства в целом.

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Авакьян С.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления/Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004г.
  2. Васильев В.И., «О полноте статуса муниципального выборного лица», "Журнал российского права", N 12, декабрь 2005г.
  3. Выдрин И. В. Муниципальное право России. М. Норма, 2004г.
  4. Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. - М.: НОРМА, 2003г.
  5. Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право. М. Юристь, 2005г
  6. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) // Справочная правовая система "Гарант"
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  8. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект, 2008г.
  9. Мокрый В. С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. М. КНОРУС, 2008г.
  10. « О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области» № 103-ЗС от 13.10.2008г
  11. Парахин В. Н. Муниципальное право. М. КНОРУС, 2007г
  12. Постановление Конституционного суда РФ от 18 мая 2011 г. N 9-п "По делу о проверке Конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с жалобой гражданина Н.М.Савостьянова"
  13. Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". М., 2008г.
  14. Сергеев А.А. Муниципальные выборы. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления/Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004г
  15. Устав города Ростов-на-Дону. Решение  от 9 апреля 1996 г. № 211.
  16. Устав города Шахты Ростовской области. Решение от 8 ноября 2005 г. №106
  17. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ //Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  18. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710.
  19. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.
  20. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253
  21. Четвериков В. С. Муниципальное право. М. ИНФРА-М, 2003

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации