Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ. Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года действующей Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти1. С этого момента начался поворотный этап в становлении и развитии местного самоуправления в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........... 3
Глава I. Понятие и общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………... ……5
Глава II. Система местного самоуправления в Российской Федерации…….9
2.1. Непосредственное участие граждан в делах местного самоуправления………………………………………………………......9
2.2. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления…………………………………………………………12
2.3. Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления ………………………………………………………..16
Глава III. Финансово-экономические основы местного самоуправления…20
Заключение……………………………………………………………………..24
Приложение…………………………………………………………………….25
Библиографический список…………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Саратовская  государственная академия права»

 

 

 

 

 

 

Кафедра Конституционного и  международного права

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Курсовая работа)

 

 

 

 

 

Выполнил: саааааааатудент 1 курса

студент 1 курса 121 группыщаааааа

Следственно-криминалистического

институтаааааааааааааааааааааащщ

                                       Тюменев Камиль Хамитович ддддэ

щщгг Руководитель: Заметина Т.В. ааааа   

 

 

Саратов 2011    

Содержание

Введение…………………………………………………………………........... 3

Глава I. Понятие и общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………... ……5

Глава II. Система местного самоуправления в Российской Федерации…….9

2.1. Непосредственное участие граждан в делах местного самоуправления………………………………………………………......9

2.2. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления…………………………………………………………12

2.3. Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления ………………………………………………………..16

Глава III. Финансово-экономические основы местного самоуправления…20

Заключение……………………………………………………………………..24

Приложение…………………………………………………………………….25

Библиографический список…………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Местное самоуправление составляет  одну из основ Конституционного  строя РФ. Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года действующей Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти1. С этого момента начался поворотный этап в становлении и развитии местного самоуправления в России.

         Впервые закрепленное в конституционной  практике российского государства  положение о том, что местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно и  органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти, относительно. Государство устанавливает юридические  рамки такой самостоятельности,  законодательно определяет пределы  полномочий местного самоуправления, его место во взаимоотношениях  государства, общества и личности.

Нельзя говорить и об абсолютной обособленности и тем более оторванности органов местного самоуправления от органов государственной власти. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с законами и  иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Более  того, согласно ч. 2 ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна  государству.

Проводилось неоднократное  реформирование структуры местного самоуправления, менялась ее законодательная  база.

         Исследование этих и других  факторов делают выбранную тему  «Конституционные основы местного  самоуправления в Российской  Федерации» актуальной для исследования в рамках изучения курса «Конституционное право РФ».

Цель данной работы состоит  в том, чтобы, опираясь на законы, научные  источники,  раскрыть понятие и  сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты  и особенности. Значительное внимание уделить конституционным основам  взаимоотношений органов государственной  власти и местного самоуправления, полномочиям местного самоуправления, роли местного самоуправления в осуществлении  народовластия.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и общие принципы организации  местного самоуправления в Российской Федерации

         В демократическом государстве организация и осуществление власти базируется на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления.  В федеративном государстве, выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть.

Местное самоуправление –  не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять самостоятельно.

Согласно ст. 3 Европейской  хартии о местном самоуправлении2 под ним понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Концептуальные основы построения существующей и развивающейся системы  местного самоуправления в России, такие, как самостоятельная форма  осуществления власти народа, экономическая  основа местного самоуправления, муниципальная  собственность наряду с другими  формами собственности, заложены в  Конституции Российской Федерации.

Местное самоуправление относится  к основам конституционного строя, что означает невозможность его  упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ (гл. 8 «Местное самоуправление»). Положения главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конституционным  Собранием.

         Местное самоуправление Российской Федерации, записано в федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации.

Согласно Конституции  Российской Федерации (ст.12), органы местного самоуправления «не входят в систему  органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках ее полномочий.  Органы государственной  власти создают пределы для деятельности местного самоуправления. Самостоятельность  местного самоуправления имеет пределы  установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

По своей природе местное  самоуправление - явление гораздо  более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между государством и обществом. Именно здесь этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов общества и государства.

Важным моментом в организации  местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Местное самоуправление создает  условия для приближения власти к населению, для гибкой системы  управления на местах. Оно способствует развитию инициативы и самостоятельности  граждан и в конечном счете  развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территория муниципальных образований – городов, сёл, посёлков, станиц, районов, сельских округов и других муниципальных образований.

Одним из главных признаков  новой модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.

Принцип ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением призван обеспечить:

1. Эффективность обеспечения местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований.

2. Учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления.

3. Тесную связь с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Еще одним признаком самостоятельности  местного самоуправления является законодательно закрепленная гарантия невмешательства  органов государственной власти в вопросы местного значения, перечень которых определен главой 3 Федерального закона № 131.

Муниципальное образование  действует в соответствии с уставом4. Устав муниципального образования подлежит регистрации,в порядке установленном законом субъекта Российской Федерации. Основанием для отказа может служить только его противоречие Конституции Российской Федерации и законам соответствующего субъекта Федерации.

 В Уставах муниципальных  образований специально оговаривается,  что эффективное управление муниципальной  собственностью возлагается на  органы местного самоуправления. Они вправе осуществлять с  муниципальным имуществом любые  сделки, регламентировать условия  использования муниципальной собственности,  осуществлять приватизацию муниципальной  собственности. Закон закрепляет  за органами местного самоуправления  право на создание предприятий,  учреждений и организаций для  осуществления хозяйственной деятельности.

Муниципальное образование  вправе иметь собственную символику (герб, эмблема и т. д.).

 

Глава II. Система местного самоуправления в Российской Федерации

                 2.1 Непосредственное участие граждан  в делах местного самоуправления

В соответствии со статьей 3 Конституции  Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного  полновластия: формы непосредственного  народовластия и формы опосредованного  народовластия через системы  органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной  власти и системе органов местного самоуправления.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» уточняет положения Конституции РФ.

Так, в соответствии с  частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации  осуществляют свое право на местное  самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных  образованиях посредством участия  в местных референдумах, муниципальных  выборах, посредством иных форм прямого  волеизъявления, а также через  выборные и иные органы местного самоуправления.

В отдельную группу форм ряд авторов выделяет территориальное  общественное самоуправление. Хотя эти  органы представляют собой фактически опосредованное участие населения, более правильным представляется подход, в соответствии с которым территориальное  общественное самоуправление рассматривается  как одна из форм непосредственного  участия населения в местном  самоуправлении.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает следующие  формы непосредственного (не через  органы местного самоуправления) участия  граждан в осуществлении местного самоуправления:

           Местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований , по важным вопросам местного значения, которые проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований.

          В местном референдуме имеют право участвовать, все граждане проживающие не территории муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации