Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ. Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года действующей Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти1. С этого момента начался поворотный этап в становлении и развитии местного самоуправления в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........... 3
Глава I. Понятие и общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………... ……5
Глава II. Система местного самоуправления в Российской Федерации…….9
2.1. Непосредственное участие граждан в делах местного самоуправления………………………………………………………......9
2.2. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления…………………………………………………………12
2.3. Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления ………………………………………………………..16
Глава III. Финансово-экономические основы местного самоуправления…20
Заключение……………………………………………………………………..24
Приложение…………………………………………………………………….25
Библиографический список…………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

Говоря о правовой основе местного самоуправления, следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Конституции  Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного  полновластия: формы непосредственного  народовластия и формы опосредованного  народовластия через системы  органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной  власти и системе органов местного самоуправления.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» уточняет положения Конституции РФ.

Так, в соответствии с  частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации  осуществляют свое право на местное  самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных  образованиях посредством участия  в местных референдумах, муниципальных  выборах, посредством иных форм прямого  волеизъявления, а также через  выборные и иные органы местного самоуправления.

В отдельную группу форм ряд авторов выделяет территориальное  общественное самоуправление. Хотя эти  органы представляют собой фактически опосредованное участие населения, более правильным представляется подход, в соответствии с которым территориальное  общественное самоуправление рассматривается  как одна из форм непосредственного  участия населения в местном  самоуправлении.

Совокупность организационных  форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования  образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого  волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного  самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных  интересов, исторических и иных местных  традиций вопросы местного значения.

 

Глава III. Финансово-экономические основы местного самоуправления

 

         Важнейшей предпосылкой реального осуществления местного самоуправления является его финансово-экономическая обеспеченность. Согласно ст. 9 Европейской хартии о местном самоуправлении финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.

   Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Правовое регулирование  муниципальной собственности в  Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»12, Гражданским кодексом Российской  Федерации, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов (местные налоги и сборы, доходы от приватизации и гражданско-правовых сделок) и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, с осуществлением отдельных государственных полномочий, иные расходы.

Основной целью деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных  потребностей населения муниципальных  образований. Для этого в распоряжение муниципальных образований передаются финансовые и местные ресурсы, за счет которых местные органы публичной  власти организуют предоставление населению  соответствующих услуг и товаров. Однако уровень финансовой сбалансированности не позволяет сегодня определиться с качественным показателем услуг.

Реализация полномочий органов  местного самоуправления также зависит  от того, насколько эффектно используются имеющиеся в распоряжении ресурсы. Для этого органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и  потребления, а также социальной сферы.

Надо признать, что у  органов местного самоуправления не хватает финансовых ресурсов для  формирования и реализации планов и  программ социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления  капитальных вложений и бюджетных  инвестиций в развитие экономики  территорий.

Одной из причин ухудшения финансового положения муниципальных образований стало низкособераемость земельных налогов и налогов на имущество физических лиц. Так же дополнительной причиной стало закрепление за ними вопросов местного значения без передачи соответствующих доходных источников. Так, принятый в конце 2005 года 199-й Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» к вопросам местного значения отнес создание условий для развития малого предпринимательства, сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельхозпродукции.

Социально-экономическое  развитие муниципальных образований  обеспечивается органами местного самоуправления за счет не только финансовых ресурсов, но и материальных средств. Положения 131-го ФЗ указывают на необходимость  принятия специального Федерального закона, устанавливающего особенности возникновения, осуществления и прекращения  права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества.

Повышение эффективности  использования муниципального имущества  можно обеспечить, в частности, за счет:

- осуществления  текущего и перспективного планирования  экономических результатов деятельности  муниципальных предприятий, уточнения  предметов и целей их деятельности;

- обеспечения  полной инвентаризации и государственной  регистрации объектов муниципальной  собственности;

- четкого определения  порядка и прав пользования  объектами муниципальной собственности  в муниципальных правовых актах;

- введения единого  реестра договоров аренды и  учета недвижимого муниципального  имущества, находящегося в аренде, а также корректировки величины  арендной платы с учетом рыночных  цен.

Наибольшими проблемами муниципального хозяйствования является жилищно-коммунальное хозяйство, бремя  содержания которого в полном объеме возложено на органы местного самоуправления. Основной задачей реформы ЖКХ  является не поиск дополнительных средств  на финансирование отрасли, а в создании стимулов у предприятий ЖКХ, поставщиков  тепла и энергии по улучшению  эффективности их финансово-хозяйственной  деятельности в целях предоставления качественных услуг населению.

Анализируя сказанное, надо сказать, что для муниципальных образований очень важно своевременное формирование налога на имущество. Мы все знаем, что есть подстройки, есть здания, сооружения, собственники которых не платят налога на имущество. Почему? Потому что оно не зарегистрировано в установленном порядке. А мы даем разрешение на строительство. Например, строится дом, дверная ручка не прикручена – незавершенное строительство, налог на имущество не платится. В данном случае целесообразно законодательно установить срок обязательной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая роль и место  местного самоуправления в решении  вопросов перехода России к устойчивому  развитию и повышению конкурентоспособности  страны, становление и развитие местного самоуправления должно стать одной  из приоритетных задач государственного строительства. Процесс должен осуществляться в рамках специальной общегосударственной  программы.

Условием развития местного самоуправления является наличие общей  стратегии государственного строительства  и представлений о роли и месте  местного самоуправления в системах публичной власти и управления развитием.

Роль государства в  становлении и развитии местного самоуправления в целом должна возрасти.

Усиление роли государства  в отношении муниципальных образований  должно осуществляться не в направлении  непосредственного участия в  решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его  роли в координации всех процессов  государственного строительства, оказывающих  влияние на развитие муниципальных  образований.

Изменить ситуацию можно  путем развития межбюджетных отношений  на основе нормативного определения (в  натуральных показателях) объемов  финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий, одновременно определив  и включив стимулирующие механизмы.

Необходимо признать, что  наша страна (а вместе с ней и  местное самоуправление) еще пока находится в переходном периоде. Развитие местного самоуправления - процесс  длительный. Поэтому и грядущие изменения  в системе организации местной  власти надо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Приложение

 

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  
местного самоуправления в РФ»

Статья 50. Муниципальное  имущество

1. В собственности муниципальных  образований может находиться:

         1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное  для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными  законами и законами субъектов  Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий  и учреждений в соответствии  с нормативными правовыми актами  представительного органа муниципального  образования.

1.1. В собственности муниципальных  образований могут находиться  объекты культурного наследия (памятники  истории и культуры) независимо  от категории их историко-культурного  значения в случае, если такие  объекты необходимы для осуществления  полномочий органов местного  самоуправления, а также в иных  случаях, установленных федеральным  законом.

(часть первая.1 введена  Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

1.2. В собственности муниципальных  образований также может находиться  имущество, необходимое для осуществления  полномочий, право осуществления  которых предоставлено органам  местного самоуправления федеральными  законами.

(часть первая.2 введена  Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. В собственности поселений  могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги  общего пользования, мосты и  иные транспортные инженерные  сооружения в границах населенных  пунктов поселения, за исключением  автомобильных дорог общего пользования,  мостов и иных транспортных  инженерных сооружений федерального  и регионального значения, а также  имущество, предназначенное для  их обслуживания;

3) жилищный фонд социального  использования для обеспечения  малоимущих граждан, проживающих  в поселении и нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  жилыми помещениями на условиях  договора социального найма, а  также имущество, необходимое  для содержания муниципального  жилищного фонда;

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации