Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления на современном этапе, выявить его характерные черты и особенности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятия и принципы местного самоуправления;
- дать характеристику системе местного самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие и принципы местного самоуправления в РФ 5
1.2. Система местного самоуправления 9
2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЯРОСЛАВЛЯ) 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

правоведение.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


НОУ ВПО «Институт управления»

 

Ярославский филиал

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

По дисциплине:

Правоведение


 

 

Тема:

Местное самоуправление в Российской Федерации


 

 

 

 

Преподаватель:

 
 

(фамилия, инициалы)

Выполнил студент:

 

1

курса,

 

группы

Леднев А.С.

 

(фамилия, инициалы)

№ зачетной книжки

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер регистрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2012 г.

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основным моментом становления  современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.

Местное самоуправление как форма народовластия населения является важной основой конституционного строя России. Местное самоуправление признано одной из фундаментальных составляющих российской системы народовластия и отражает возрастающую роль местной власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований.

Местное самоуправление представляют в качестве формы организации  власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти означает, что население и формируемые им органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление муниципальными делами, максимально ограничивая степень участия государственных структур в решении вопросов местной жизни.

Актуальность данной темы заключается в том, что жизнь  наших граждан напрямую зависит  от органов местного самоуправления. Для поднятия уровня жизни необходимо эффективная и плодотворная работа органов власти.

Объектом исследования является система местного самоуправления.

Цель настоящей  работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления на современном этапе, выявить его характерные черты и особенности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить понятия и  принципы местного самоуправления;

- дать характеристику  системе местного самоуправления;

- рассмотреть структуру  и деятельность органов местного  самоуправления на примере г.  Ярославля;

- сделать выводы.

Методической основой  написания данной работы является нормативно-правовое обеспечение государственного и муниципального управления, учебная и специальная литература, публикации таких авторов как Козлова Е.И., Кутафин О.Е, Сигарев А.В. и справочно-правовая система Консультант Плюс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и принципы местного самоуправления в РФ

 

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» это — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами — законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2].

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается, гарантируется  и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность  решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление  управления местными делами в системе  управления обществом и государством.

Согласно Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства [3, C. 473-474].

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как  и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации  населения для решения своих  задач. Это также форма осуществления  публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного Самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление создает условия для приближения  власти к населению, для гибкой системы  управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям.

Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан  и в конечном счете развитию муниципальной  демократии.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Городское, сельское население  независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление  местного самоуправления.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к  ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их наименований определяется законом субъекта Федерации [3, C. 474-477].

Муниципальное образование  действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 44).

Устав муниципального образования  разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно. Он принимается  представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Федерации создают  необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для  становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Важную роль в этом деле играет Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления, являющаяся постоянно действующим  консультативным органом.

При Правительстве РФ действует Совет по вопросам местного самоуправления. Совет является совещательным  органом, образованным для предварительного рассмотрения вопросов местного самоуправления, выработки предложений по решению  основных проблем его развития и обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Таким образом, к принципам местного самоуправления относится:

  • самостоятельность и организационная обособленность: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, органы государственной власти не вправе формировать органы местного самоуправления, назначать их должностных лиц;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством;
  • многообразие организационных форм местного самоуправления;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • гласность;
  • коллегиальность и единоначалие;
  • наличие государственных гарантий местного самоуправления [4, C. 126-129].

 

 

 

 

1.2. Система местного  самоуправления

Согласно Конституции  РФ (ст. 130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении им местного самоуправления и участию в осуществлении местного самоуправления [4, C. 130-134].

Важной составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган  муниципального образования, глава  муниципального образования, местная  администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов  местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования [4, C. 134-135].

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государства.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной его компетенции  находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации