Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Осуществляется местное самоуправление в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Высшей целью местного самоуправления в Российской Федерации является объединение людей для организации самостоятельного решения вопросов своей жизнедеятельности, управления землей и другими объектами муниципальной собственности. Через местное самоуправление реализуются большинство прав и свобод человека и гражданина. Местное самоуправление призвано активно участвовать в укреплении российской государственности, формировании начал гражданского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Понятие и сущность местного самоуправления……………….4
Законодательное определение местного самоуправления.........8
Местное самоуправление как основа конституционного строя…………………………………………………………………...13
Местное самоуправление и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия……………….17
Заключение……………………………………………………………25
Список использованных источников………………………………..26

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 65.57 Кб (Скачать файл)

Содержание местного самоуправления составляют вопросы местного значения, в их числе вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.

Вопросы местного значения — это совокупность дел, во-первых, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности местных сообществ во-вторых, решаемых самими этими сообществами самостоятельно или предрасположенных к такому решению, пусть и посредством публичного управления, разделяющего управляющих и управляемых.

Пространственные рамки местного самоуправления — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Отличительные признаки муниципального образования:

а) осуществление  в его рамках местного самоуправления;

б) обособленная муниципальная собственность;

в) местный  бюджет;

г) наличие  органов местного самоуправления (представительного, исполнительно-распорядительного, главы муниципального образования);

д) населенная территория;

е) устав  муниципального образования, зарегистрированный в установленном законодательством  порядке.

Субъектный состав местного самоуправления определен в двухуровневой модели.

К первому уровню относится население соответствующих муниципальных образований.

Второй уровень составляют отдельные жители, иные субъекты непосредственно изъявляющие свою волю по отношению к общемуниципальным интересам, в их числе органы местного самоуправления. Общие запросы жителей выявляются в процессе их взаимодействия, задавая программу деятельности органов местного самоуправления.

Они в  правовой сфере выступают правопредставителями своих местных сообществ. Отдельные жители по отношению к собственным интересам (не интересам местного населения в целом) рассматриваются как первичные субъекты самоуправления.

Следует отметить, что понятие "местное  самоуправление", приведенное в  Федеральном законе № 131-ФЗ от 06.10.2003г., где акцент в первую очередь делается на формы народовластия, значительно отличается по смыслу от понятия местного самоуправления, закрепленного в Европейской хартии.

Согласно  Европейской Хартии,  под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Также можно  выделить следующие отличия. Если в  определении Европейской хартии речь идет только о праве на местное самоуправление, то, исходя из смысла российского Закона, местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется обязательно и гарантируется Конституцией РФ. Кроме того, Европейская хартия говорит о регламентировании органами местного самоуправления государственных дел, в то время как в российском законодательстве ряд вопросов отнесены именно к вопросам местного значения, то есть не являются государственными.

/Несколько иное толкование местного самоуправления дается в ст. 1 Декларации о принципах местного самоуправления в государствах - участниках СНГ 29 октября 1994 г. Под местным самоуправлением согласно Декларации понимается система организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства. Основное различие между Декларацией и Федеральном законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. заключается в том, что в настоящем Законе речь идет о деятельности населения, а в декларации о системе организации такой деятельности./4

В нормативных  актах встречаются и другие определения  местного самоуправления. Так, в Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 15.10.1999 г. N 1370, местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

В соответствии с выше изложенным, я пришла к мнению, что нормативная формула, использованная в российском законе, вернее описывает понятие местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Местное самоуправление как основа конституционного строя

 

Местное самоуправление согласно Европейской  Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя.

Конституция РФ, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении.

/Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации./5

Характеристика местного самоуправления как одной из основ конституционного строя связана с намерениями России быть демократическим и правовым государством.

Основы конституционного строя представляют собой систему исходных конституционных принципов, закрепляемых в главе 1 Конституции РФ, устанавливающих юридическую модель общества, государства, национального права.

/Под основами, как правило, понимают находящуюся под защитой государства систему принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения/6.    Соответственно, основами конституционного строя РФ являются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

Закрепление принципа местного самоуправления в  законодательстве, а по возможности  в Конституциях стран, является требованием  Европейской хартии (Страсбург, 15 октября 1985 г., ETS N 122). Европейская хартия местного самоуправления была подписана Россией в 1996 г. и ратифицирована в 1998 г.

Основные  принципы Европейской хартии местного самоуправления нашли свое законодательное отражение в Конституции РФ. Более двадцати статей Конституции РФ регламентируют осуществление местного самоуправления. Именно в Конституции РФ впервые были определены место и роль местного самоуправления в системе государственно-политического устройства общества. Конституция РФ закрепила местное самоуправление как самостоятельную форму осуществления власти народом (ст. 3), выделила органы местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст. 12), признала экономическую основу местного самоуправления - муниципальную собственность - наряду с другими формами собственности (ст. 8).

Конституция РФ содержит такие концептуальные установления, как:

гарантированность местного самоуправления со стороны государства (ст. ст. 12, 133);

самостоятельность местного самоуправления в пределах своих  полномочий (ст. ст. 12, 130, 131, 132);

осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так  и через представителей (ст. ст. 3, 32, 131);

обособленность органов  местного самоуправления от системы  органов государственной власти (ст. 12);

осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных  традиций (ст. 131);

отнесение общих принципов  организации системы местного самоуправления к предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ (ст. 72).

Кроме того, Конституция  РФ закрепляет следующий комплекс муниципальных институтов:

институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. ст. 3, 12);

институты правового положения  человека и гражданина в системе  местного самоуправления (ст. ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46);

институты организации и  функционирования местного самоуправления как особой публичной власти (ст. ст. 130 - 133);

институт муниципальной  собственности (ст. ст. 8, 132) и т.п.

Конституционное регулирование местного самоуправления не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах, где регламентация  местного самоуправления отнесена к  ведению субъектов Федерации. Специфические  условия возрождения и развития местного самоуправления в России предопределили необходимость прямого, активного  влияния федеральных органов  государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ  установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Конституция Российской Федерации не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к  ведению местного самоуправления. Основываясь  на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.

В соответствии со статьей 16 Конституции Российской Федерации положения статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как  в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции  не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.

Будучи  основой конституционного строя, местное самоуправление выступает как:

― конституционный принцип, признающий и гарантирующий самостоятельность муниципальных образований, определяющий нормативную политику правотворческих органов и деятельность правоприменителей в сфере местного самоуправления;

― коллективное право местного населения (местных сообществ жителей) на властную самоорганизацию;

― социальный институт, включающий в себя организационно-правовые формы самоуправленческой деятельности жителей (муниципальные образования, органы местного самоуправления, выборы, референдумы, иные формы прямого волеизъявления граждан);

― правотворческая и правореализационная деятельность по существлению местного самоуправления в качестве конституционного принципа и права населения в установленных законом организационно-правовых формах;

― реальное состояние местной жизни, складывающееся под воздействием права и факторов его искажающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Местное самоуправление и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия

 

Слово "взаимодействие" в словаре Ожегова истолковано  как "взаимная поддержка"./7 В случае взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти это толкование наиболее полно и емко обозначает смысл такого взаимодействия.

Муниципальная власть, являясь самым приближенным к населению уровнем публичной  власти, обеспечивает защиту наиболее насущных и близких каждому человеку вопросов, с которыми он сталкивается каждый день. Круг вопросов, решаемых местным самоуправлением, определяется в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 г./8 с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии (пункт 3 статьи 4). Это означает, что если определенный вопрос публично-правового характера наиболее эффективно можно решить на уровне местного самоуправления, то органы местного самоуправления должны быть наделены соответствующим публичным полномочием по решению данного вопроса, которое в соответствии с Хартией должно быть полным и исключительным.

Этот  международный принцип организации  местного самоуправления закреплен в качестве одной из основ конституционного строя нашей страны в статье 12 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и автономно от государственной власти.

Однако  эта автономия не является абсолютной, иначе ни о каком взаимодействии и говорить было бы не нужно. Точек соприкосновения органов государственной власти и органов местного самоуправления более чем достаточно. Так, органы государственной власти не только создают правовую и экономическую основы деятельности муниципальной власти, но и разъясняют населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствуют тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

В данном случае следует согласиться с  А.А. Васильевым, который отмечает, что  государственное управление подразумевает  не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов  с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное  функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются  моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей./9

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации