Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.
По своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией России местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Конституционные основы местного самоуправления в РФ…………………4
Задачи, функции и полномочия местного самоуправления…..……………..5
Формы осуществления местного самоуправления……………. ……………7
Понятие и значение финансовых основ деятельности местного самоуправления ………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………… 17
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

контр. КП.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Содержание :

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Конституционные основы местного самоуправления в РФ…………………4
  2. Задачи, функции и полномочия местного самоуправления…..……………..5
  3. Формы осуществления местного самоуправления……………. ……………7
  4. Понятие и значение финансовых основ деятельности местного самоуправления ………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………… 17

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Местное самоуправление  - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.

По своей природе местное  самоуправление - явление гораздо  более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией России местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.

 

Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 3) впервые  относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его  в качестве самостоятельной формы  осуществления народом принадлежащей  ему власти.

Тем самым впервые на конституционном  уровне закреплено существование самостоятельной  от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения. В этой связи  представляется бесспорным, что степень  развитости и самостоятельности  местного самоуправления является одним  из важнейших показателей уровня демократизма системы управления обществом  и государством.

Конституционное признание  такой основополагающей роли местного самоуправления означает необходимость  обеспечения его организационной  обособленности и самостоятельности. В этих целях Конституция Российской Федерации (ст. 12), признавая и гарантируя местное самоуправление, указывает  на его самостоятельность в пределах своих полномочий, а также на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

Это означает, что государственные  органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, образовывать такие органы, назначать должностных  лиц местного самоуправления, отменять их решения (отмена данных решений возможна в судебном порядке), давать указания относительно распоряжения объектами  собственности, финансовыми средствами и т.д. Служащие органов местного самоуправления относятся законом  к отдельной от государственных  служащих категории — муниципальных  служащих. Кроме того, согласно части 1 ст. 131 Конституции структура органов  местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Организационное обособление  местного самоуправления в общей  системе управления обществом обеспечивается также с помощью гарантий, закрепляемых в различных статьях главы 8 «Местное самоуправление» Конституции.

Так, в статье 130 закрепляются экономические гарантии такой обособленности, основу которых составляет муниципальная  собственность, владение, пользование  и распоряжение которой осуществляется населением самостоятельно.

В статье 131 — гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления. К их числу Конституция  относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты йа изменение  границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета  мнения населения соответствующих  территорий.

В статье 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления)> в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов  и сборов; осуществление охраны общественного  порядка; решение иных вопросов местного значения.

В статье 133 закрепляются правовые гарантии обеспеченности самостоятельности  местного самоуправления, которые законодатель связывает с правом местного самоуправления на судебную защиту; правом на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти; запретами  на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Закрепляемый статьей 12 Конституции  принцип организационного обособления  и самостоятельности местного самоуправления в общей системе управления обществом  и государством не означает, что  органы местного самоуправления отделены от государства.

Закрепленное в Конституции  Российской Федерации положение  о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского  государства означает, что все  конституционные нормы, в том  числе по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве  конкретных судебных дел по искам  о признании недействительными  нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной  власти и государственных должностных  лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений  должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

 

  1. Задачи, функции и полномочия местного самоуправления.

 

Органы и должностные  лица местного самоуправления являются основным звеном в системе местного  самоуправления.  Они  осуществляют  разнообразную деятельность по реализации задач  и  функций  местного  самоуправления.

 Согласно  Федеральному  закону  “Об  общих  принципах   организации местного самоуправления в Российской Федерации” органы  местного самоуправления  наделяются   в   соответствии   с   уставами   муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов  местного  значения. Они  управляют  муниципальной  собственностью,   формируют,   утверждают   и исполняют  местный   бюджет,   устанавливают   местные   налоги   и   сборы, осуществляют охрану общественного  порядка,  а  также  решают  иные  вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления  организуют  исполнение  федеральных законов, указов Президента Российской Федерации,  правовых  актов  субъектов Российской  Федерации.  Они   оказывают   содействие   федеральным   органам государственной  власти,  расположенным  на   их   территории,   и   органам государственной  власти   субъектов   Российской   Федерации,   осуществляют координацию    деятельности    органов    территориального     общественного самоуправления.

Наименования  органов   местного   самоуправления   устанавливаются уставами муниципальных  образований  в  соответствии  с  законами  субъектов Российской Федерации с учетом  национальных,  исторических  и  иных  местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.

Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования.

Полномочия представительного  органа местного самоуправления состоят  прежде всего из исключительных полномочий, определяемых Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2)      утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3)      принятие планов и программ развития муниципального образования,

утверждение отчетов об их использовании;

4)      установление местных налогов и сборов;

5)     установление порядка управления и распоряжения муниципальной

собственностью;

6) контроль за деятельностью  органов местного самоуправления  и должностных

лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных

образований.

Кроме того к числу полномочий представительного органа относятся  те, которые самостоятельно определяются каждым муниципальным образованием, исходя из собственных представлений о наиболее целесообразных подходах к разграничению предметов ведения и функций между различными органами и должностными лицами муниципальной власти.

 

  1. Формы осуществления местного самоуправления.

 

Конституция РФ (статья 130) предусматривает  осуществление местного самоуправления в различных организационных  формах, населению предоставлено  право самостоятельно определять структуру  органов местного самоуправления. Для  реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций, население  образует выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в соответствии с законодательством  соответствующими полномочиями для  решения вопросов местного значения.

Выборными органами местного самоуправления в городах, районах  и других поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы) представителей. Собрание представителей муниципального образования (дума, муниципальный  комитет и т.п.) обладает правом представлять интересы населения и принимать  от его имени решения, действующие  на территории муниципального образования.

Представительный орган  местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование, численный состав и полномочия представительного  органа местного самоуправления устанавливаются  уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъектов  РФ. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

- принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных  уставом муниципального образования;

- утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов (программ) развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

- установление местных  налогов и сборов;

- установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью;

- контроль за деятельностью  органов местного самоуправления  и должностных лиц, предусмотренных  уставом муниципального образования,  в пределах своих полномочий;

- внесение законопроектов  в органы государственной власти.

Постоянно действующим исполнительным органом местного самоуправления является, как правило, администрация муниципального образования (местная администрация). На нее, прежде всего, возлагается текущее, оперативное управление муниципальным  хозяйством.

Местная администрация является юридическим лицом, поэтому:

- имеет обособленное имущество,  собственные источники финансирования  из местного бюджета;

- может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и неимущественные права и  обязанности;

- может быть истцом  и ответчиком в суде;

- имеет гербовые и иные  печати, штампы, бланки, расчетные и  иные счета в банковских учреждениях.

Возглавляет администрацию  муниципального образования глава  администрации. Глава администрации (глава местного самоуправления) является высшим должностным лицом, возглавляющим  деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава местной администрации  на принципах единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью  администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к его компетенции.

Информация о работе Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации