Местное самоуправление, понятие, принципы, территории муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Содержание работы

1. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления. Виды и состав территории муниципальных образований…………………………3
2. Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения….7
3. Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях……………………………………………………………………………11
Список использованной литературы и информационных источников ………….. 17

Файлы: 1 файл

Контрольная МП.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Понятие и принципы  территориальных основ местного  самоуправления. Виды и состав  территории муниципальных образований………………………….

 

3

2. Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения….

7

3. Особенности осуществления местного  самоуправления на отдельных  территориях…………………………………………………………………………….

 

11

Список использованной литературы и  информационных источников …………..

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления. Виды и состав территории муниципальных образований.

Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций1.

Местное самоуправление представляет собой один из уровней политико-территориальной организации публичной власти страны наряду с субъектами РФ и государством в целом. Оно заключено в определенные территориальные рамки.

Территориальные основы местного самоуправления в РФ - это  совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления определяют:

- принципы территориальной организации местного самоуправления;

- понятие, виды и  состав территории муниципальных  образований;

- порядок установления  и изменения границ муниципальных  образований.

Территориальные основы местного самоуправления закреплены в  нормах главы 8 Конституции РФ от 12.12.1993 года, главы 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее – ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») , главы 15 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, Федеральном законе от 07.04.1999 N 70-ФЗ  "О статусе наукограда Российской Федерации" и др.

 Принципы территориальной организации местного самоуправления в РФ:

1. Территориальный: местное  самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. Пространственные рамки местного самоуправления законодатель устанавливает с помощью категории «муниципальное образование». Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Обязательными признаками любых муниципальных образований являются:

а) осуществление в  его рамках местного самоуправления;

б) обособленная муниципальная  собственность;

в) местный бюджет;

г) наличие органов местного самоуправления (представительного, исполнительно-распорядительного, главы муниципального образования);

д) населенная территория;

е) устав муниципального образования, зарегистрированный в  установленном законодательством  порядке.

Статусом муниципального образования наделяются: городские и сельские поселения; муниципальные районы; городские округа, а также внутригородские территории городов федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории. На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

2. Поселенческий: местное  самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. Давая оценку этому положению, Конституционный Суд РФ признал, что федеральное законодательство связывает формирование местного самоуправления с существующим территориальным делением субъекта Федерации на населенные пункты и административные единицы.  Порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований,  становления и изменения их границ и наименования определяется законами субъектов Федерации. Изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ).

3. Демографический: Закон  1995 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  не принимал в рассмотрение демографические показатели при создании муниципальных образований. Он устанавливал, что население городских и сельских поселений независимо численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

ФЗ РФ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г., формально не закрепляя положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения,   фактически допускает организацию местного самоуправления на самых разных по своим демографическим характеристикам территориях.   Указывается, что муниципальным образованием может быть поселение с численностью   жителей,    обладающих   избирательным правом, менее 100 человек. Поселениями, а в контексте   названного   Федерального   закона   муниципальными образованиями, могут быть территории с численностью проживающих менее 1 тыс. человек; от 1 тыс. до 10 тыс. человек; от 10 до 30 тыс. человек; от 30 до 100 тыс. человек; от 100 до 500 тыс. человек; свыше 500 тыс. человек.

Законодательно определены территории с низкой и высокой  плотностью населения. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ.

К территориям с высокой  плотностью населения относятся  территории отдельных муниципальных  районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений  в которых более чем в три  раза выше средней плотности населения  сельских поселений в РФ. Перечень субъектов федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, территории которых относятся к территориям с низкой (высокой) плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

В ст. 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержатся подробные характеристики — описания муниципальных образований общего типа: городских и сельских поселений; муниципальных районов; городских округов.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не имеющие статуса сельских поселений, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

 Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

 Внутригородская территория - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. 
В сельских поселениях, включающих два и более населенных пункта, муниципальных районах выделяются административные центры - поселения, в которых расположены органы местного самоуправления соответственно сельского поселения, муниципального района.

При создании муниципальных образований  учитывается история складывания  местного сообщества, величина его  территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих  поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.

Территорию городского или сельского  поселения составляют исторически  сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Указанный критерий вызывает сложность при определении территорий муниципальных образований крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки.

Размеры территории поселения устанавливаются  с учетом численности его населения. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.

Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта. Территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Федерации. Границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом  субъекта Федерации при наличии  сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой  для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

  1. Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения

Границы муниципальных  образований несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют пространственные   параметры   действия   органов   местного самоуправления, а также выступают как основные элементы территориальной  структуры муниципального образования.

Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляется по инициативе:

 а) населения; 

б) органов местного самоуправления;

в) органов государственной  власти субъектов Российской федерации;

г) органов государственной  власти РФ.

Инициатива населения  об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом  и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Уменьшение численности населения  сельских населенных пунктов менее  чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной п.6 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправлении и государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Информация о работе Местное самоуправление, понятие, принципы, территории муниципальных образований