Принципы и система местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Формирование населением органов публичной власти различных уровней обеспечивает отражение интересов различных групп граждан. А отсутствие административной соподчиненности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает их взаимодействие в качестве самостоятельных представителей интересов населения. Это создает условия для наиболее адекватного отражения системой органов публичной власти многообразных, в том числе конкурирующих, интересов различных территориальных сообществ.
Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . 3

1. Основные принципы местного самоуправления: самостоятельность решений населения всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам . 6

2. Понятие системы местного самоуправления. Сочетание форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 20

Файлы: 1 файл

Тема 4 Принципы и система местного самоуправления.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

\

 

 

 

Контрольная работа

 

по муниципальному праву  

 

 

Тема № 4:

«Принципы и система местного самоуправления»

 

Адрес местожительства:                        Выполнил: слушатель

Индекс _________________________    ФИО___________________________

Город   _________________________             ____________________________

Улица  _________________________             ____________________________

Дом      _________________________     Вид обучения - заочное

Тел. сл. ________________________      Курс ________ набор _____________

Тел.дом.________________________     № гр. ______№ зач. кн. __________

 

 

 

БЕЛГОРОД - 2012

Содержание

 

 

Введение . . . . . . . . . . . 3

 

1. Основные  принципы местного самоуправления: самостоятельность решений населения  всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие  организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам . 6

 

2. Понятие системы  местного самоуправления. Сочетание  форм прямой и представительной  демократии в системе местного  самоуправления 12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  . . . . . . . . . 17

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения  и его представителей (органов  местного самоуправления) по решению  вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также актами, принятыми в соответствии с ними.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

  • самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
  • организационная обособленность местного самоуправления в системе управления государством;
  • взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  • сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  • ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением и государством;
  • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления;
  • законность в организации и осуществлении местного самоуправления;
  • гласность при осуществлении местного самоуправления;
  • сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении;
  • наличие государственных гарантий местного самоуправления;
  • возможность передачи на уровень местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий.

В соответствии с действующими конституционными нормами концепция  государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой  организации публичной власти. Народ  Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (далее - федеральная власть), государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - региональная власть) и местного самоуправления (далее - муниципальная власть). Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен, т.е. самостоятелен в пределах своей компетенции.

Реализация указанного концептуального  подхода к организации государственного устройства Российской Федерации обеспечивается установлением конституционных норм о том, что центральные (федеральные), региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) органы власти в определенной мере организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их, по существу, одинакова: все эти органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории); имеют свою компетенцию, установленную законодательно; содержание их деятельности определяется обеспечением прав и свобод человека и гражданина; их решения и действия могут быть обжалованы в суд.

В Российской Федерации  наряду с общегосударственными интересами (интересами народа Российской Федерации) признаются общие интересы граждан, населения отдельных территориально обособленных частей государства (субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), и гарантируется защита этих интересов. При этом из норм Конституции РФ о государственном устройстве Российской Федерации следует, что интересы населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований признаются и гарантируются в качестве самостоятельных интересов, не подчиненных общефедеральным интересам.

Предусмотренное федеральной Конституцией государственное устройство Российской Федерации гарантирует возможность реализации гражданами России права участия в управлении делами государства путем выражения своего мнения через федеральные, региональные, местные выборы и референдумы.

Формирование населением органов публичной власти различных уровней обеспечивает отражение интересов различных групп граждан. А отсутствие административной соподчиненности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает их взаимодействие в качестве самостоятельных представителей интересов населения. Это создает условия для наиболее адекватного отражения системой органов публичной власти многообразных, в том числе конкурирующих, интересов различных территориальных сообществ.

Обязательность наличия  федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ.

Это является федеральной  гарантией демократичности организации  публичной власти в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  принципы местного самоуправления: самостоятельность решений населения всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам

 

Многие российские ученые анализировали понятие принципа права, систему принципов организации местного самоуправления и приходили к выводу о необходимости ее конкретизации.

В общем, принципы права, которые применяются  при регулировании основ местного самоуправления, можно подразделить на конституционные принципы и общие принципы организации местного самоуправления, которые необходимо иметь дополнительно к конституционному регулированию.

К конституционным принципам относятся  принципы, содержащиеся в Конституции  России, такие, как:

- осуществление народом своей  власти непосредственно, а также  через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (ст. 3);

- признание и гарантированность  местного самоуправления, его самостоятельность  в пределах своих полномочий (ст. 12);

- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);

- обеспечение самостоятельного  решения населением вопросов местного значения (ст. 130);

- структура органов местного  самоуправления определяется населением  самостоятельно (ст. 131);

- местное самоуправление осуществляется  гражданами путем референдума,  выборов, других форм прямого  волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130);

- изменение границ территорий, в которых осуществляется местное  самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);

- органы местного самоуправления  могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132).

Однако другие конституционные  принципы, в отличие от перечисленных, характеризуются более высоким  уровнем детализации правового  регулирования местного самоуправления. К ним можно отнести:

- самостоятельное управление муниципальной  собственностью, формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета,  осуществление охраны общественного  порядка (ст. 132);

- право граждан избирать и  быть избранными в органы местного  самоуправления, участвовать в местном  референдуме (ст. 32);

- обязанность органов местного  самоуправления участвовать в  создании условий для осуществления  прав граждан на жилище (ст. 40).

Российскими учеными предложены различные  варианты и классификации общих  принципов организации местного самоуправления, например обязательность местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, поселенческо-территориальный, одноуровневость (с принятием Федерального закона 2003 г. N 131-ФЗ - двухуровневость), приближенность к населению, учет мнения населения, учет исторических и иных местных традиций, количественные параметры сельских поселений, наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры (для городского округа), пешеходная и транспортная доступность, принцип города - единый организм1.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является главным критерием развития общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Гарантии местного самоуправления - условия и средства, которые обеспечивают организацию и деятельность названного института2, поэтому с целью реализации населением права на осуществление местного самоуправления в Федеральном законе N 131-ФЗ необходимо раскрыть содержание общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации как правовых, территориальных, организационных и экономических.

В научной и учебной литературе по муниципальному праву проблематике принципов организации местного самоуправления (понятию, содержанию, классификации, пределам правового регулирования) уделяется значительное внимание3. Так, В.И. Фадеев считает, что "принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами"4. Он выделил следующие основные принципы местного самоуправления: 1) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения; 2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством; 3) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; 4) соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Ю.А. Дмитриев выделяет основные (общие) и частные (специальные) принципы. Под  основными принципами он понимает исходные идеи, коренные начала, выражающие главное  и решающее в организации и  деятельности населения, формируемых им органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Частные принципы относятся им к отдельным сферам местного самоуправления5. Предложенная Ю.А. Дмитриевым классификация основных принципов включает: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; самостоятельность решения населением вопросов местного значения в интересах местного населения; законность в организации и осуществлении местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления; обязательность наличия предусмотренных законом органов местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами; неподчиненность одного муниципального образования другому; государственные гарантии и поддержка местного самоуправления; взаимодействие и сотрудничество в обеспечении жизнедеятельности населения органов местного самоуправления с органами государственной власти.

А.Н. Костюков полагает, что правомерно выделение трех групп принципов  местного самоуправления: принципов, связанных с общими условиями осуществления местного самоуправления (соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и деятельности местного самоуправления; государственное гарантирование местного самоуправления); принципов, определяющих самостоятельность местного самоуправления (организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством; самостоятельность решения населением вопросов местного значения; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам); принципов, закрепляющих формы осуществления населением права на местное самоуправление (многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; выборность органов и должностных лиц местного самоуправления; коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; гласность местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления)6. Представляется, что данная классификация охватывает основные стороны организации местного самоуправления, но вот принципам территориальной организации местного самоуправления внимания уделено, к сожалению, мало.

Информация о работе Принципы и система местного самоуправления