Принципы и система местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Формирование населением органов публичной власти различных уровней обеспечивает отражение интересов различных групп граждан. А отсутствие административной соподчиненности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает их взаимодействие в качестве самостоятельных представителей интересов населения. Это создает условия для наиболее адекватного отражения системой органов публичной власти многообразных, в том числе конкурирующих, интересов различных территориальных сообществ.
Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . 3

1. Основные принципы местного самоуправления: самостоятельность решений населения всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам . 6

2. Понятие системы местного самоуправления. Сочетание форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 20

Файлы: 1 файл

Тема 4 Принципы и система местного самоуправления.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Основополагающим актом, закрепляющим принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18).

Под принципами местного самоуправления следует понимать основные идеи и начала, лежащие в основе организации и деятельности населения муниципальных образований, органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы местного самоуправления имеют следующие особенности:

- предопределяют построение  и функционирование органов местного  самоуправления;

- помогают уяснить  сущность и правовую природу  местного самоуправления;

- являются критерием  оценки действующей системы местного  самоуправления;

- способствуют сохранению  преемственности в развитии институтов  местного самоуправления22.

Принципы муниципального права подразделяют на группы:

1) принципы, связанные  с общими условиями муниципально-правового  регулирования:

- соблюдение прав и  свобод человека и гражданина;

- законность муниципально-правового  регулирования;

- гарантии муниципально-правового  регулирования;

2) принципы, связанные  с самостоятельностью муниципально-правового  регулирования:

- организационное обособление  субъектов муниципально-правовых отношений;

- самостоятельность населения  как основного субъекта муниципально-правовых  отношений в решении вопросов  местного значения;

- разграничение полномочий  субъектов муниципально-правовых  отношений и их соразмерность  материально-финансовым ресурсам;

3) принципы, связанные  с организационными формами осуществления  муниципально-правовых отношений:

- многообразие организационных  форм осуществления муниципально-правовых  отношений;

- сочетание в муниципально-правовых  отношениях представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;

- выборность субъектов  муниципально-правовых отношений;

- сочетание коллегиальности  и единоначалия в деятельности  субъектов муниципально-правовых  отношений;

- гласность в деятельности  субъектов муниципально-правовых отношений;

- ответственность субъектов  муниципально-правовых отношений23.

Закрепление указанных  принципов в законодательстве позволит совершенствовать систему местного самоуправления, приблизить местную  власть к населению для более  оперативного и действенного удовлетворения потребностей населения муниципальных образований.

Система местного самоуправления в России - это совокупность организационных  форм и способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Система включает в себя упорядоченные элементы, и применительно к определенному виду и уровню муниципального образования число этих элементов может отличаться.

Если отвлечься от особенностей, связанных с многообразием муниципальных образований, в системе местного самоуправления Российской Федерации можно выделить несколько подсистем и элементов. В эту систему включаются:

1) формы непосредственного  осуществления населением местного  самоуправления и участия населения  в осуществлении местного самоуправления;

2) представительный орган  муниципального образования;

3) глава муниципального  образования;

4) глава местной администрации;

5) местная администрация;

6) территориальное общественное  самоуправление;

7) межмуниципальное сотрудничество.

Естественно, все элементы данной системы нельзя найти на некоторых уровнях местного самоуправления.

Так, применительно к  муниципальному образованию-поселению  с числом жителей, обладающих избирательным  правом, менее 100 человек следует  отметить отсутствие представительного  органа. Но зато в таких муниципальных образованиях серьезные права приобретает сход жителей, поскольку через эту форму непосредственной демократии реализуются полномочия представительного органа муниципального образования.

В зависимости от численности  населения, территории, масштабов хозяйственной деятельности кардинально может отличаться и структура исполнительных и распорядительных органов муниципального образования. В поселении с несколькими сотнями жителей вся администрация может состоять из старосты, его помощника и счетовода. В большом муниципальном районе и тем более в мегаполисе - городском округе, имеющем несколько сотен тысяч или миллионов жителей, местная администрация состоит из десятков подразделений, которые включают большой штат муниципальных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранчиков В.А. Муниципальное право. М., 2000. С. 47.
  2. Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. 1995. N 3. С. 5.
  3. Выдрин И.В. Муниципальное право России. М., 2004. С. 75 - 79.
  4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2002. С. 48.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. С. 188.
  6. Дмитриев Ю.А. Понятие, принципы, предмет и методы муниципального права // Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Профобразование, 2000. С. 10 - 11.
  7. Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 1998. С. 78.
  8. Колюшин Е.И. Муниципальное право России: Курс лекций. М.: Норма, 2008. С. 46.
  9. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 99.
  10. Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. М., 1994. С. 40.
  11. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. С. 135;
  12. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2006. С. 97 - 125.
  13. Муниципальное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Костюкова. М., 2007. С. 84 - 90.
  14. Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Профобразование, 2000;
  15. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. С. 158.
  16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 719.
  17. Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 1998. С. 10.
  18. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 231.
  19. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в России: основы и пределы (конституционно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 36.
  20. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994; Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999. С. 146 - 169;
  21. Фадеев В.И. Муниципальное право России. С. 33.
  22. Шеремет К.Ф. Система и содержание общих принципов организации местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998. С. 47.
  23. Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в РФ // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998.
  24. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2004. С. 56.

 

 

 

 

1 См.: Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в России: основы и пределы (конституционно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 36.

2 См.: Колюшин Е.И. Муниципальное право России: Курс лекций. М.: Норма, 2008. С. 46.

3 См., напр.: Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Профобразование, 2000; Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994; Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999. С. 146 - 169; Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в РФ // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998.

4 См.: Фадеев В.И. Муниципальное право России. С. 33.

5 См.: Дмитриев Ю.А. Понятие, принципы, предмет и методы муниципального права // Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Профобразование, 2000. С. 10 - 11.

6 См.: Муниципальное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Костюкова. М., 2007. С. 84 - 90.

7 См.: Выдрин И.В. Муниципальное право России. М., 2004. С. 75 - 79.

8 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2006. С. 97 - 125.

9 См.: Баранчиков В.А. Муниципальное право. М., 2000. С. 47.

10 См.: Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. С. 158.

11 См.: Шеремет К.Ф. Система и содержание общих принципов организации местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998. С. 47.

12 Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 1998. С. 10.

13 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. С. 188.

14 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 719.

15 Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. 1995. N 3. С. 5.

16 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. М., 1994. С. 40.

17 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2002. С. 48.

18 Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 231.

19 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. С. 133.

20 См., например: Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2004. С. 56; Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. С. 135; Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 1998. С. 78.

21 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. С. 133-134.

22 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. С. 96.

23 См.: Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 99.

 


Информация о работе Принципы и система местного самоуправления