Местная администрация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение органов местного самоуправления как система управления муниципальным образованием.
Задачи исследования:
- изучение зарождения и развития органов местного самоуправления в России;
- изучение общей характеристики органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общеисторические аспекты становления и общая характеристика системы органов местного самоуправления
1.1. Зарождение и развитие органов местного самоуправления в России
1.2. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в Усть-Лабинском районе
2.1. Характеристика органов местного самоуправления в Усть-Лабинском районе
2.2. Проблемы возникающие в деятельности органов местного самоуправления и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом Шевченко.docx

— 128.56 Кб (Скачать файл)

В 1992 году впервые органы местного самоуправления были выведены из системы органов государственной  власти, при этом их новый правовой статус не был в достаточной мере уточнен, были внесены изменения, которые позволили окончательно утвердить местное самоуправление как самостоятельную ветвь публичной власти.

Указом Президента РФ от 26.10.93 года №1760 «О реформе местного самоуправления в РФ» деятельность городских и районных Советов  народных депутатов была прекращена, их функции были переданы соответствующим  местным администрациям. Согласно данному  Указу все главы местных администраций (как назначенные, так и избранные) становятся «главами местного самоуправления». Обязательные выборы главы местного самоуправления предусматривались  только для городских и сельских поселений с численностью населения  до 50 тысяч человек. В поселениях с населением свыше 50 тысяч человек, органами местного самоуправления являлись: собрание представителей, избираемое населением и глава администрации, назначаемый главой администрации  края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, или избираемый глава местного самоуправления. Глава местного самоуправления председательствует на заседаниях выборного представительного органа и подписывает его решения. Глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации получили право быть членами соответствующего представительного органа местного самоуправления, в то время как по Закону РСФСР 1991 года «глава и должностные лица местной администрации не могут быть депутатами»[9].

Конституционная реформа 1993 года завершила процесс децентрализации  органов местного самоуправления, она  провозгласила институт местного самоуправления в качестве самостоятельной структуры  в системе публичной власти. Статья 12 Конституции РФ 1993 года закрепила, что «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

С 1993 года в России практически  перестали существовать институты  местного самоуправления. Все полномочия органов местной власти сосредотачивались  в компетенции назначаемых глав администраций. Представительные органы наделялись формально некоторыми контрольными полномочиями, которые на практике не могли быть реализованы.

Помимо Конституции РФ 1993 года вторым по важности документом в области развития органов местного самоуправления является принятый 28 августа 1995 года Федеральный Закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон 1995 г.). Органами публичной власти соответствующего муниципального образования, согласно Конституции РФ и Федерального закона 1995 года, являются органы местного самоуправления. Федеральный закон 1995 года практически  не содержит никаких ограничений  в отношении структуры и численности  органов местного самоуправления. В  данном законе повторяется положение  Конституции РФ, по которому население  самостоятельно определяет структуру  органов местного самоуправления. Федеральный  закон 1995 года к органам местного самоуправления относил: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований; другие органы образуемые в соответствии с Уставами муниципальных образований.

Таким образом, рассмотрев, исторические корни современной  системы органов местного самоуправления можно сказать что, минувший XX век  принес понимание того, что демократическое, правовое государство, гражданское  общество может решать свои основные задачи только при наличии развитой системы местного самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен определяться возможностями их реализации. Только при таком подходе возможно оптимальное сочетание интересов  государства и его граждан.

История развития органов  местного самоуправления в России отчетливо  демонстрирует его основные особенности. Во-первых - местная власть находилась в серьезной зависимости от государственной  власти, практически все серьезные  изменения в системе местного самоуправления инициировались «сверху». Во-вторых: развитие органов местного самоуправления шло маятникообразно - этапы интенсивного развития сменялись  периодами их централизации. Исторический путь развития системы органов местного самоуправления в России был противоречив и зачастую прокладывался под  диктовку государства, но, тем не менее, основы современной системы органов  местного самоуправления были сформированы на базе уже имеющегося исторического  опыта.

 

 

1.2. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика

 

Местное самоуправление - это  форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, как непосредственно так и через органы местного самоуправления.

Под органами местного самоуправления, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение  вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной  власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных  образований, которыми они формируются  и перед которыми несут ответственность  за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

- не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);

- в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон  о местном самоуправлении 2003 г.) четко  определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее  следующие элементы:

1) представительный орган  муниципального образования; 

2) глава муниципального  образования; 

3) местная администрация; 

4) контрольный орган муниципального  образования; 

5) иные органы местного  самоуправления, предусмотренные уставом.  Причем наличие первых трех  элементов в системе органов  местного самоуправления является обязательным[12].

В системе муниципальных  органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и  принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган  осуществляет вопросы исключительного  ведения - это вопросы, не требующие  проведения референдумов, опросов общественного  мнения, публичных обсуждений, которые  вправе решать только представительный орган местного самоуправления и  никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного  органа местного самоуправления находятся  следующие вопросы:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и  программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

5) определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности; 

6) определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных  предприятий и учреждений, а также  об установлении тарифов на  услуги муниципальных предприятий  и учреждений;

7) определение порядка  участия муниципального образования  в организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение порядка  материально-технического и организационного  обеспечения деятельности органов  местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством  субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов  местного самоуправления значительно возрастает.

Структура представительного  органа местного самоуправления –  внутреннее строение органа, которое  по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного  органа местного самоуправления, как  правило, относятся:

1) руководящее звено (председатель);

2) функционально-отраслевые  подразделения (постоянные и временные  комиссии);

3) территориальные структуры  (депутатские группы);

4) политические фракции;

5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания  представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает  решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного  органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как  функционально-отраслевое структурное  подразделение представительного  органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного  органа местного самоуправления относятся  следующие вопросы:

1) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях;

2) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;

3) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных  законов, законов субъекта РФ и местных  нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования  собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).

Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) – исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно- распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов;

2) разработка проекта  бюджета муниципального образования  и его исполнение;

3) управление муниципальной  собственностью;

4) разработка программ  социально-экономического развития  муниципального образования и их исполнение и т. п[16].

К структурным элементам  местной администрации, как правило, относятся руководящее звено (глава местной администрации и его заместители), аппарат администрации,департаменты, управления, комитеты, территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации  руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования  на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации  несет персональную ответственность  за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации  выполняет следующие функции:

- организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования;

- руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

- отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации;

- организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования;

- заключает договоры, соглашения;

- применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

Информация о работе Местная администрация