Краткий анализ правового статуса государственного и муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

В начале необходимо дать ответ на вопрос, что же такое Государственная служба. Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.
Государственная служба в России подразделяется на:
- государственную гражданскую службу (федеральную и субъекта Российской Федерации);
- военную службу (только федеральная);
- правоохранительную службу (только федеральная).

Содержание работы

Понятие государственной службы…………………………………..3.
Принципы государственной службы……………………………4.
Понятие муниципальной службы…………………………………..8.
2.1Принципы муниципальной службы…………………………….12.
3. Краткий анализ правового статуса государственного и муниципального служащего………………………………………………….14.
3.1 Анализ правового статуса государственного служащего…..14.
3.2 Анализ правового статуса муниципального служащего……16.
3.3 Общие черты и различая в правовых статусах………………17.
Тест……………………………………………………………………….20.
Список источников и литературы……………………………………..27.

Файлы: 1 файл

муниципальная служба.docx

— 52.67 Кб (Скачать файл)

б) должностные лица местного самоуправления - выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) организации деятельности органа местного самоуправления;

в) выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

г) члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.

В органах местного самоуправления могут быть предусмотрены должности для технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Лица, которые не замещают муниципальные должности муниципальной службы, а исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими. На данных лиц не распространяются квалификационные требования, предусмотренные к замещению муниципальных должностей муниципальной службы, установленные Законом, а также права, обязанности, ограничения и запреты, то есть те элементы, которые сопровождают статус муниципального служащего;

4) муниципальная служба  функционирует в сфере публичной  власти и является публично-властной  деятельностью. Публичность муниципальной  службы - это важнейшая составная  часть публичного права, выражающая  право народа как суверена  демократического государства на  профессиональное ведение дел  от лица всего народа. Местное  самоуправление является одной  из основ конституционного строя  Российской Федерации, российской  системы народовластия. В то же  время местное самоуправление  в Российской Федерации признается  и гарантируется Конституцией  РФ как форма самоорганизации  граждан для решения вопросов  местного значения, обеспечения  жизнедеятельности муниципального  образования;

5) муниципальная служба  является социальным институтом  и отличается социальным характером  функционирования. Социальные цели  муниципальной службы обусловлены  характером задач муниципального  образования, связанных с необходимостью  удовлетворения общих материальных  и духовных потребностей в  сфере образования, здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности;

6) муниципальная служба  является правовым институтом. Правовой  характер функционирования муниципальной  службы проявляется в двух  аспектах. С одной стороны, муниципальные  служащие призваны осуществлять  свою деятельность на основе  Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской  Федерации, актов органов местного  самоуправления. Муниципальная служба  является субъектом контроля  соблюдения законодательства на  территории соответствующего муниципального  образования. С другой стороны, муниципальная  служба является особым видом  управленческой деятельности, которая  имеет жесткий правовой режим  регламентации. А к муниципальным  служащим предъявляются особые  требования, составляющие правовой  статус, который регламентируется  нормативными правовыми актами  и тем самым отличает муниципальных  служащих от других.

2.1Принципы муниципальной службы .

Принципы муниципальной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты, они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

Принципы муниципальной службы - это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны, то есть соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

В систему принципов входят уже известные принципы:

принципы Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

принцип равного доступа гражданина к муниципальной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки и другие не менее важные.

принцип законности;

самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий;

гласность в осуществлении местного самоуправления;

профессионализм и компетентность;

подконтрольность и ответственность муниципальных служащих перед населением и государством;

единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе;

экономическая, социальная и правовая защищенность муниципальных служащих;

стабильность кадров местного самоуправления;

принцип внепартийности местного самоуправления.

3 Краткий анализ  правового статуса государственного  и муниципального служащего.

3.1 Анализ правового  статуса государственного служащего.

 Правовой статус государственных  гражданских служащих заключается  в его более детальном законодательном  закреплении. Государственные гражданские  служащие имеют определенный  набор прав, а также строго регламентированные обязанности. Они также обязаны соблюдать установленные ограничения и запреты, связанные с осуществлением государственной гражданской службы. В совокупности эти четыре элемента составляют основу правового статуса государственного гражданского служащего. Наряду с данными элементами можно выделить также требования к служебному поведению государственного гражданского служащего, социальные гарантии и ответственность государственных гражданских служащих.7

Государственный служащий России, как и всякий субъект права - гражданин Российской Федерации, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых актов. Вместе с тем после издания полномочным органом или должностным лицом правового акта о назначении этого лица на конкретную должность, указанную в соответствующем перечне должностей государственной гражданской, военной, правоохранительной службы, он становится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение обязанностей, появляется возможность быть поощренным за их исполнение. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы независимо от замещаемых ими должностей. 
Должностные права и обязанности государственного служащего производны от функций и полномочий государственного органа, где он проходит службу.

В положениях о федеральных государственных органах и их структурных подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы деятельности, а также ответственность служащего применительно к каждой должности. При этом объем, и содержание должностных прав находятся в строгом соответствии с содержанием должностных обязанностей.8

Общие права и обязанности государственных служащих установлены Федеральным законом «0б основах государственной службы Российской Федерации».

Государственный гражданский служащий является субъектом именно административно-правовых (или, по-другому, административно-служебных), а не трудовых отношений.9

 

3.2 Анализ правового статуса  муниципального служащего.

Правовой статус муниципального служащего – ϶ᴛᴏ совокупность его прав, обязанностей, ограничения и запреты связанные со службой и ответственность за выполнение ϲʙᴏих функций. Стоит заметить, что он определяется Конституцией РФ, ФЗ, уставами субъектов РФ, муниципальных образований и иными нормативными актами РФ, субъекта РФ и муниципальных образований.10

Основы муниципальной службы регулируются нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с федеральным законодательством организация и функционирование муниципальной службы регламентируются законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. К ведению субъектов РФ относится законодательное обеспечение муниципальной службы на соответствующей территории. Субъекты РФ вправе издавать законы о муниципальной службе в пределах своей компетенции, разрабатывать подробные нормы порядка ее прохождения в данном регионе, определять общий статус муниципальных служащих и требования к муниципальным должностям. Вопросы о правовом положений муниципальных служащих могут содержаться также в уставах соответствующих муниципальных образований.11

Неотъемлемым элементом правового статуса муниципального служащего являются ограничения, которые связаны с муниципальной службой. В целом для муниципальных служащих предусмотрены те же ограничения, что и для государственных служащих.

 

3.3 Общие черты и различая в правовых статусах.

Государственные и муниципальные служащие пользуются правами и обязанностями граждан Российской Федерации, установленными в главе 2 Конституции РФ. Эти положения, составляющие основы правового статуса личности в Российской Федерации, в полной мере включаются в статус государственных гражданских и муниципальных служащих. Они не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой Конституцией (ст. 64).

Правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих основывается на конституционных положениях и регулируется нормами прежде всего административного права и дополняется нормами трудового права. Вместе с тем муниципальные служащие могут наделяться и некоторыми государственными полномочиями, которые проистекают из содержания ч. 2 ст. 132 Конституции РФ.

Муниципальная служба наряду с государственной является составной частью публичной службы, так как государственные и муниципальные служащие осуществляют функции государственных и муниципальных органов в сфере публичной власти.

Традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, ответственность, прохождение службы, аттестация и т. д12.

Сходство правового положения государственного и муниципального служащего в частности, в области установления и реализации гарантий, во многом обусловлено тем, что ст. 13 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» закрепляет для муниципального служащего перечень ограничений, аналогичный установленному в ст. 16 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» для государственного служащего.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гарантии являются важнейшим компонентом административно-правового статуса как государственного, так и муниципального служащего.

В то же время между этими двумя видами служебной деятельности имеются и различия. Задачами государственной службы является реализация общегосударственных функций, в то время как задачами муниципальной – решение вопросов местного значения. Государственный служащий осуществляет свои полномочия от имени и по поручению государства, в то время как муниципальный – от имени и по поручению муниципального образования. Существуют также различия в полномочиях государственных и муниципальных служащих, источниках финансирования государственной и муниципальной службы.13

Одна из основных особенностей статуса государственного служащего состоит в том, что все, что связано с деятельностью государственных служащих, должно быть детально регламентировано правовыми нормами.

Замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (для главы местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих РФ.

Государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

1.Муниципальная  служба это:

    1. профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной;
    2. профессиональная деятельность граждан на постоянной основе на должностях муниципальной службы, осуществляемая путем заключения трудового договора;ФЗ-25 ст.2
    3. профессиональная деятельность на муниципальных должностях, установленных уставом муниципального образования.

Информация о работе Краткий анализ правового статуса государственного и муниципального служащего