Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

цель контрольной работы – изучить на основе современного российского законодательства правовой статус муниципального служащего. Во исполнение данной цели в работе ставятся следующие задачи:
− рассмотреть правовые основы деятельности муниципальных служащих;
− проанализировать понятие «муниципальный служащий»;
− изучить классификацию муниципальных должностей;
− определить правовой статус муниципального служащего со всеми вытекающими специфическими особенностями данного вида деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие вопросы регулирования деятельности муниципальных служащих 5
1.1 Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей 5
1.2 Правовые основы деятельности муниципальных служащих 9
2. Особенности правового статуса муниципального служащего 14
2.1 Правовое положение муниципального служащего 14
2.2 Права, обязанности и ответственность муниципального служащего 15
2.3 Ограничения и запреты для государственных служащих 21
2.4 Поощрения и гарантии для муниципальных служащих 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Муниципальный служащий - ПЕТРЕНКО.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1.

Общие вопросы регулирования деятельности муниципальных служащих

 

5

1.1

Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных  должностей

 

5

1.2

Правовые основы деятельности муниципальных служащих

9

2.

Особенности правового статуса муниципального служащего

14

2.1

Правовое положение  муниципального служащего

14

2.2

Права, обязанности и ответственность муниципального служащего

 

15

2.3

Ограничения и запреты  для государственных служащих

21

2.4

Поощрения и гарантии для муниципальных служащих

24

Заключение

28

Список используемой литературы

30


 

 

 

Введение

 

Как известно, именно в муниципальных образованиях реализуется основная часть жизненных интересов населения, и политика районных органов власти приближена к людям, их делам, потребностям. Поэтому особенно важно не наблюдать пассивно за процессом становления местного самоуправления, а попытаться понять его сущность, определить, в каких отношениях оно находится с органами государственной власти, каким объемом полномочий обладает, и, наконец, определить, кто они – люди, работающие в современных российских муниципалитетах.

Каждый акт управления на территории муниципального образования осуществляется конкретными людьми, работающими в системе местного самоуправления – муниципальными служащими. Именно в деятельности муниципальных служащих «находят свое реальное воплощение задачи и функции местного самоуправления, кроется секрет его эффективности и неудач».

Вопросы правового статуса муниципальных служащих на сегодняшний день представляют по некоторым причинам определенную значимость.

Во-первых, действия муниципальных  служащих регламентируются не только Трудовой кодекс РФ, но и другими актами общего законодательства о труде, а также специальным законодательством.

Во-вторых, значительный массив законодательства о муниципальной службе принят в субъектах РФ.

В-третьих, немало правовых актов по вопросам муниципальной  службы принято органами местного самоуправления.

В-четвертых, достаточно мало научных исследований по вопросам регулирования действий муниципальных служащих (в отрыве их от государственных).

Исходя из вышесказанного, цель контрольной работы – изучить на основе современного российского законодательства правовой статус муниципального служащего. Во исполнение данной цели в работе ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть правовые основы деятельности муниципальных служащих;
  • проанализировать понятие «муниципальный служащий»;
  • изучить классификацию муниципальных должностей;
  • определить правовой статус муниципального служащего со всеми вытекающими специфическими особенностями данного вида деятельности.

Объектом контрольной работы является муниципальный служащий как элемент государственного и муниципального управления.

Предметом – правовой статус муниципального служащего как основа его деятельности.

Теоретическую основу работы составили ряд монографических исследований, в частности: В.Г. Игнатова, В.В. Рудой, Ю.Н. Старилова, А.Н. Кокотова, А.С. Саломаткина и др., законодательные и нормативно-правовые документы, а также практические комментарии к законодательству.

 

1. Общие вопросы регулирования труда муниципальных служащих

 

1.1 Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей

 

Согласно ст. 2 и 7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. При этом под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальными служащими не являются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

Итак, к муниципальным  служащим относятся лица:

  • граждане РФ;
  • граждане достигшие совершеннолетия (18 лет);
  • исполняющие обязанности по муниципальной должности муниципальной службы, при этом порядок исполнения должности определен уставом муниципального образования в соответствие с федеральным и региональным законодательством;
  • - получающий денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета.

Не являются муниципальными служащими лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты  и другие помощники), а также лица, исполняющие в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

Аналогичное определение муниципального служащего присутствует в каждом региональном законе о муниципальной  службе.

Профессиональная деятельность предполагает выполнение социально-значимых действий, связанных с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, планово-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций в соответствие с квалификацией муниципальных служащих[8].

Согласно ст. 8 указанного ФЗ муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность  муниципального служащего может  быть:

- выборной, т.е. замещаемой  в результате муниципальных выборов  (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

- невыборной, т.е. должности,  замещаемые путем заключения  трудового договора.

Законодатель рассматривает  как муниципальную службу только профессиональную деятельность на так  называемых иных муниципальных должностях (т.е. невыборных – т.е. тех, на которых граждане работают по трудовому договору). Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной службы не попадает. В ч. 2 ст. 2 Закона указывается, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Здесь должны действовать особые акты.

В практических целях  принято различать понятия муниципальный «служащий» и «должностное лицо», относя к первой группе работников по трудовому договору, а ко второй – лиц, избранных на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Уголовное законодательство также делает достаточно строгое  различие между «должностными лицами»  и просто «служащими». Так, УК РФ в ст. 258 дает определение понятия «должностное лицо», относя к этой категории «лиц, осуществляющих функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, занимающие государственные должности РФ или субъекта РФ и т.п.»

Что же касается лиц, занимающих определенное «служебное положение», то это государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, служащие различных общественных объединений, фондов, иных некоммерческих организаций, служащие коммерческих организаций, не относящиеся к числу лиц, осуществляющих управленческие функции[10].

Должности муниципальной  службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

Руководители - должности  руководителей и заместителей руководителей  отраслевых (функциональных) и территориальных  подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. Большинство исследователей относят в эту категорию и выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия должностным  лицам местного самоуправления в  реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.

Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального  обеспечения осуществления органом  местного самоуправления своих задач  и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий[13].

Подробная и детальная  классификация муниципальных должностей муниципальной службы позволяет  организовать мобильность в работе муниципального аппарата, разграничить сферы ответственности между сотрудниками. Кроме того, классификация (своеобразный Табель о рангах) является хорошим способом стимулирования профессионального роста муниципальных служащих и четкого задания его направленности и ступеней.

1.2 Правовые основы труда муниципальных служащих

 

Регулирование труда  муниципальных служащих, равно как  и регулирование вопросов организации  местного самоуправления вообще, осуществляется комплексно, нормами ряда отраслей права – прежде всего, трудового права и муниципального права.

Основные постулаты заложены в Конституции РФ. Ст. 130 основного закона страны устанавливает, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления [1].

Закон «Об основах муниципальной службы в РФ» является основным в вопросах регулирования труда муниципальных служащих. Данный Закон содержит основные понятия «муниципальная служба», «муниципальная должность»; в нем определена законодательная основа муниципальной службы; основные принципы муниципальной службы; основы статуса муниципального служащего (права, обязанности, ограничения, гарантии и ответственность); основания для прекращения муниципальной службы.

 Однако данный федеральный  закон, как отмечают эксперты, в целом охватив основные вопросы муниципальной службы, содержит недостаточную регламентацию муниципальной службы, что обусловлено необходимостью регулирования местных особенностей муниципальной службы не только на уровне субъекта Федерации, но и на уровне муниципального образования.

Кроме нормативных актов, непосредственно  затрагивающих регулирование деятельности муниципальных образований на территории России, в связи с самим фактом образования в стране муниципальных  образований, были внесены соответствующие изменения и дополнения в существующие законы, затрагивающие вопросы компетенции местного самоуправления («О милиции», «О пожарной безопасности», «О Государственной границе», «Об особенностях организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях»). Основополагающие федеральные кодексы и законы (ГК РФ, ТК РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.), содержат значительное количество норм муниципального права. В настоящее время общее количество федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, превышает 1300, в их числе 150 федеральных законов.

Так как по действующему законодательству значительная часть правового регулирования  местного самоуправления должна осуществляться на региональном и муниципальном  уровне власти, в субъектах РФ и в муниципальных образованиях идет активный процесс формирования нормативной правовой базы местного самоуправления[8].

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего