Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении правовых основ местного самоуправления.
Исходя из обозначенной цели в работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие местного самоуправления; проанализировать правовые основы местного самоуправления, в частности: определить понятие правовой основы местного самоуправления; рассмотреть Конституцию РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении; рассмотреть Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; рассмотреть Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ…………………………………………5
1.1 ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………………………………… 5
1.2 ПОЛОЖЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ СТРАНЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………… 7
1.3 ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………..13
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……… 16
2.1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…… 16
2.2 КОНСТИТУЦИЯ РФ, ЗАКОНЫ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ…………………………………18
2.3 КОНСТИТУЦИЯ, ЗАКОНЫ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ……………………....................21ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………... 28

Файлы: 1 файл

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

2.2 КОНСТИТУЦИЯ РФ, ЗАКОНЫ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Конституцией РФ (К. РФ) в отношении местного самоуправления установлено следующее. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 К. РФ).

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти (ст.12 К. РФ).

Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (п.2 ст.15 К. РФ).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 К. РФ).

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено законом (п.2 ст.24 К. РФ).

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают  условия для осуществления права  на жилище (п.2 ст.40 К. РФ).

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст.130 К. РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст.132 К. РФ).

В соответствии с федеральным  законодательством к полномочиям  федеральных органов государственной  власти в области местного самоуправления относятся:

определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых Федеральным законом;

правовое регулирование  по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в  отношении муниципальных образований  и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами.

В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применяются Конституция РФ и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2.3 КОНСТИТУЦИЯ , ЗАКОНЫ  И ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ  САМОУПРАВЛЕНИИ

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью  местному самоуправлению, а также  содержащие отдельные нормы о  местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении. В большинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997 годах.

Нормы, регулирующие отношения  в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик, в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления.

К полномочиям органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  местного самоуправления относятся:

правовое регулирование  вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации  в случаях и порядке, установленных  Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и их должностных лиц в области  местного самоуправления в случаях  и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации  местного самоуправления и устанавливающих  права, обязанности и ответственность  органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другим федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другие федеральные законы.

Основным нормативным  правовым актом муниципального образования  является его устав. Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни местного самоуправления.

Имея всеобъемлющий  характер, устав, тем не менее, не может  и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).

Устав города - основной нормативный правовой акт, устанавливающий правовые, экономические, финансовые и социальные основы организации местного самоуправления. Устав имеет высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления. Устав определяет предметы ведения города, его территориальное устройство, статус органов местного самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы деятельности органов местного самоуправления, формы прямого волеизъявления жителей города и их участия в решении вопросов местного значения. Действие устава по вопросам местного самоуправления распространяется на деятельность всех находящихся на территории города органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм, общественных объединений, должностных лиц и населения города .

Устав муниципального образования  характеризуется особым порядком принятия, внесения в него изменений или дополнений.

Отказ в государственной  регистрации устава муниципального образования, акта о внесении изменений  и дополнений в устав, а также  нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, акта о  внесении в устав изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, акт о внесении в устав изменений  и дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после  их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру  органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Все эти особенности делают уставы муниципальных образований носителями наиболее значимых ценностей муниципальной демократии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обязательным условием функционирования и развития любого демократического государства является существование в его рамках местного самоуправления.

Практика применения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы  местного самоуправления, в числе  которых:

нечеткость в определении  компетенции муниципальных образований;

неопределенность территориальной  организации местного самоуправления;

возможность формирования структуры органов местного самоуправления, не соответствующей решаемым задачам;

несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям;

удаленность органов местного самоуправления от населения;

не проработанность  механизмов взаимодействия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Основным условием развития местного самоуправления, проявления его настоящей сущности является действующий механизм реализации полномочий органами местного самоуправления в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения на территории конкретного муниципального образования. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит, прежде всего, от эффективно работающих органов местного самоуправления и достаточной финансово-материальной базы местного самоуправления. Задача государства - проявить должный интерес и политическую волю в развитии и укреплении местного самоуправления.

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.

Вопросы местного самоуправления неотделимы от государственного интереса. Но влияние государства на муниципальную власть - категория относительная, и в соответствии с общепризнанными конституционными принципами построения демократического и правового государства недопустимо императивное, руководящее влияние государственных органов на органы местного самоуправления. Эффективным и правомерным представляется влияние в форме координации и стимулирования, что требует установления четкого правового механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как на федеральном уровне, так и уровне субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ