Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием

Содержание работы

Введение
1 . Общие положения о системе управления образованием
2. Компетенция РФ и субъектов федерации в области образования
3. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Основу ведомственных  нормативных документов составляют:

1) акты минобразования  РФ:

- Положение о порядке  лицензирования образовательных  учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442

- Положение о государственной  аккредитации образовательного  учреждения среднего профессионального  образования (среднего специального  учебного заведения), утвержденное  приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. №2574

- Положение о порядке  аттестации и государственной  аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования  РФ от 22 мая 1998 г. N 1327

- Положение о государственной  аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113

2) Постановления ГОСКОМВУЗА 

Положение об итоговой государственной  аттестации выпускников высших учебных  заведений в Российской Федерации, утвержденное постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. №3

В совокупность актов  данной группы также можно включить отдельные акты Минздравмедпрома и  некоторые другие, направленные на урегулирование отдельных вопросов управления образованием.

 

 

 

 

 

 

2. Компетенция РФ и субъектов федерации в области  образования

 Компетенция  Российской Федерации в области  образования

В области образования  ведению Российской Федерации в  лице ее федеральных органов государственной  власти и органов управления образованием подлежат:

1) формирование и осуществление  федеральной политики в области  образования;

2) правовое регулирование  отношений в области образования  в пределах своей компетенции;

3) разработка и реализация  федеральных и международных  программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;

4) формирование федеральных  государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

5) согласование назначений  руководителей образовательных  учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

6) установление порядка  создания, реорганизации и ликвидации  образовательных учреждений;

7) установление перечней  профессий и специальностей, по  которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

8) создание, реорганизация  и ликвидация образовательных  учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная  аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов  управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);

9) организация и координация  материально-технического обеспечения  Федеральной программы развития  образования и иных целевых  федеральных программ в области образования;

10) разработка и утверждение  типовых положений об образовательных  учреждениях;

11) установление порядка  лицензирования, аттестации и государственной  аккредитации образовательных учреждений;

12) установление порядка  аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

13) регулирование трудовых  отношений, установление норм  труда и федеральных нормативов  его оплаты в образовательных  учреждениях;

14) установление федеральных  компонентов государственных образовательных  стандартов и эквивалентности  документов об образовании на  территории Российской Федерации,  нострификации на территории  Российской Федерации иностранных  документов об образовании иностранных государств;

15) ежегодное установление  доли федерального дохода, направляемого  на финансирование образования.  Формирование федерального бюджета  в части расходов на образование,  федеральных фондов развития  образования;

16 установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;

порядка финансирования образовательных учреждений;

обязательных на территории Российской Федерации минимальных  размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием;

льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;

образовательного ценза  педагогических работников;

федеральных требований к образовательным учреждениям  в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

17) прямое финансирование  образовательных учреждений федерального  подчинения, если иной порядок не предусмотрен Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения;

18) информационное и  научно-методическое обеспечение  системы образования, разработка  в пределах своей компетенции  примерных учебных планов и  программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в образовании;

19) организация федеральной  системы подготовки и переподготовки  педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

20) контроль исполнения  законодательства Российской Федерации  в области образования и федеральных  компонентов государственных образовательных  стандартов;

21) установление и присвоение  государственных наград и почетных званий работникам образования;

22) издание нормативных  документов в рамках своей  компетенции.

23) лицензирование образовательных  учреждений по программам высшего  профессионального образования  и выдача лицензии на право  ведения образовательной

 

 

 

Компетенция субъектов  Российской Федерации в области  образования

В ведении субъектов  Российской Федерации в области  образования находятся:

1) определение и осуществление  политики в области образования,  не противоречащей политике Российской  Федерации в области образования;

2) законодательство субъектов  Российской Федерации в области  образования;

3) определение особенностей  порядка создания, реорганизации,  ликвидации и финансирования  образовательных учреждений;

4) осуществление федеральной  политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;

5) разработка и реализация  республиканских, региональных программ  развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

6) формирование государственных  органов управления образованием  и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

7) создание, реорганизация  и ликвидация образовательных  учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных  учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

8) установление национально-региональных  компонентов государственных образовательных  стандартов;

9) формирование бюджетов субъектов российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

10) установление местных  налогов и сборов на цели  образования;

11) установление республиканских,  региональных нормативов финансирования образования;

12) организация финансирования  местных органов управления образованием  и образовательных учреждений  в части их материально-технического  обеспечения;

13) установление дополнительных  к федеральным требований к  образовательным учреждениям в  части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

14) установление дополнительных  к федеральным льгот обучающихся,  воспитанникам и педагогическим  работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

15) информационное обеспечение  в пределах своей компетенции  образовательных учреждений, организация  издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;

16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации  педагогических работников;

17) обеспечение соблюдения  законодательства Российской Федерации  в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

18) издание нормативных  документов в рамках своей  компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Образование является важнейшей  сферой, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.

что управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы  образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

В современном обществе управление образованием, по мнению специалистов, ориентировано на решение следующих проблем: организация такого доступа к образованию, который удовлетворял бы образовательные потребности людей в ХХI в.; обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

В Российской Федерации  управление образованием – компетенция  следующих органов:

Министерства образования Российской Федерации;

министерств образования  республик в составе Российской Федерации;

управлений (главных управлений, комитетов, департаментов) образования  краев, областей и автономных образований;

комитетов (департаментов) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

органов управления образованием районов, городов, районов, округов (в  городе).

Большое значение имеет  вопрос разграничение компетенции  вышеуказанных органов управления, а также контроля за выполнением  возложенных на них полномочий.

Одной из задач в совершенствовании  действующей системы образования  Российской Федерации названа разработка таких механизмов управления системы  образования, которые сочетали бы правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования. И, будем надеется, что проходящая в настоящее время программа достигнет поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и эффективная система управления образованием.

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

Законодательные и иные нормативные акты:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
  2. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. - №3. - Ст. 150.
  3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации // 26 августа 1996 г. - №35. - Ст.4135.
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3. - Ст.145.
  5. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 апреля 2000 г. - №16. - Ст.1639.
  6. Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. №21 "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" (с изменениями от 18 мая 1998 г.)
  7. Закон РФ об образовании. Глава III. Управление системой образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования