Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием

Содержание работы

Введение
1 . Общие положения о системе управления образованием
2. Компетенция РФ и субъектов федерации в области образования
3. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский  государственный педагогический

университет имени И. Я. Яковлева»

 

 

Факультет иностранных языков

Реферат на тему:

«Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:

студентка III курса группы «Г»

английского отделения 

факультета  иностранных языков

Аввакумова  Анастасия 

Проверила:

Скворцова А.А

 

Чебоксары 2013

Содержание 

Введение

1 . Общие положения  о системе управления образованием

2. Компетенция  РФ и субъектов федерации в  области  образования

3. Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

«Российская Федерация  провозглашает область образования приоритетной» - гласит пункт 1 статьи первой ФЗ «Об образовании». Закрепленное за каждым гражданином РФ право на получение образования является конституционным.

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием. И в Российской Федерации это прерогатива Министерства Образования.

До недавнего времени  считалось, что в Советском Союзе  школьники и студенты получают образование  качественнее и по уровню намного  выше стандартов многих европейских  стран. Многочисленные тесты и сравнительные  анализы знаний и умений выпускников учебных заведений России и других стран показывали, что в сфере общего образования наши выпускники превосходят своих ровесников за рубежом, однако когда дело доходило до узкой специализации, тут то и оказывалось, что необходимые навыки работы по специальности выпускник получает только на новом месте работы, что вуз не в состоянии обучить тому, что действительно пригодится будущему работнику в сфере производства, управления или услуг.

Виной ли тому недостаточная  оснащенность Вузов современными средствами обучения, малое финансирование или устоявшаяся схоластическая система подачи знаний?

Существует мнение, что  учебное заведение, развивающееся  автономно (т.е. которое идет по пути демократического развития, что характерно для США) и устанавливающее свои стандарты качества образования, функционирует наиболее эффективно, что финансирование, получаемое от учащихся более реально и может непосредственно направляться на нужды конкретной отдельной образовательной единицы. Государственные органы управления образования в этих условиях все чаще выступают в качестве покупателей образовательных услуг учебных заведений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. Эффективно ли это, или же следует придерживаться централизованной схемы управления образованием, когда все стандарты (ориентированные на потребности страны и личности) устанавливаются государством?

Возможно, что  именно органы управления образованием способны ответить на эти и другие вопросы. Современные органы управления национальной образовательной системой имеют большие полномочия и ответственны по многим пунктам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения  о системе управления образованием 

 Получение образования - право каждого гражданина

Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании  у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество  разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.

Легальное определение  образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья  человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам  человека, любви к окружающей  природе, Родине, семье;

2) единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях;

5) свобода и плюрализм  в образовании;

6) демократический, государственно-общественный  характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Процесс получения образования, как и любой другой, управляем. На самом низком уровне (т.е.самом  приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне всегосударственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.

Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов  управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

В соответствии со ст.37 Закона «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

- федеральные (центральные)  государственные органы управления  образованием;

- федеральные ведомственные  органы управления образованием;

- государственные органы  управления образованием субъектов  Российской Федерации.

Постановление Правительства  РФ "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую  иерархию в системе органов государственного управления:

Министерство образования  Российской Федерации;

министерства образования  республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования  краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в  городе) могут быть созданы по решению  органов местного самоуправления.

Все вышеназванные ступени  органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

 

 Нормативные акты, регулирующие сферу управления  образованием 

В комплекс законодательства Российской Федерации в области  управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты. Так, например, можно выделить:

- Федеральный закон  от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О  послевузовском профессиональном  образовании»

- Федеральный закон  от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

- Федеральный закон  от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении  Федеральной программы развития  образования"

В эту же группу можно  включить законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации в области управления образованием.

Федеральные законы в  области управления образованием, в  соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:

1) разграничивают компетенцию  и ответственность в области  образования Федеральных органов  государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) регулируют в рамках  установленной федеральной компетенции  вопросы отношений в области  образования, которые должны решаться  одинаково всеми субъектами Российской  Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3) вводят общие установочные  нормы по вопросам, которые относятся  к компетенции субъектов Российской  Федерации и в соответствии  с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать  в области управления образованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования  не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению  с законодательством Российской Федерации в области образования.

Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием наряду с законодательными актами могут  регулироваться нормативными указами  Президента Российской Федерации, которые  не должны противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

Так, можно выделить следующие  постановления правительства:

- Постановление Правительства  РФ от 9 января 1992 г. N 21 «О системе  государственного управления образованием  в Российской»

- Положение о лицензировании  образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796

- Положение о государственной  аккредитации высшего учебного  заведения, утвержденное постановлением  Правительства РФ от 2 декабря  1999 г. N 1323

Кроме того, постановлениями  Правительства РФ утверждены и следующие типовые положения:

Об образовательном  учреждении высшего профессионального  образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации;

О межшкольном учебном  комбинате;

Об общеобразовательной  школе-интернате с первоначальной летной подготовкой;

Об образовательном  учреждении для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

О кадетской школе (кадетской  школе-интернате);

Об оздоровительном  образовательном учреждении санаторного  типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для  обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах;

О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах;

Об образовательном  учреждении для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей;

Об образовательном учреждении дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов;

Об общеобразовательной школе-интернате;

Об общеобразовательном учреждении;

Об учреждении начального профессионального  образования;

О среднем профессионально-техническом  училище;

О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением;

Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

О дошкольном образовательном учреждении.

В комплекс нормативных  актов о управлении образованием входят также многочисленные акты соответствующих  министерств и ведомств. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Информация о работе Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования