История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

По своему содержанию, назначению и юридической силе Конституция отличается от всех нормативных актов. Это основной политический, юридический документ государства и общества; это закон законов. Конституция является правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства. Она концентрирует то, что уже дала жизнь.
С принятием Конституции и вступлением ее в силу исполнение ее является обязанностью для всех государственных органов, предприятий, организаций, общественных объединении, должностных лиц и граждан. Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к подрыву политики государства.
Конституция создает также систему юридических гарантий принципа законности в нормотворческой деятельности органов государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Предпосылки разработки новой Конституции…………........
4
Глава 2. Организация работы над проектом Конституции Республики Беларусь
8
Глава 3. Основные этапы подготовки проекта Конституции Республики Беларусь
10
Глава 4. Принятие Конституции Республики Беларусь……………….
17
Заключение…………………………………………………………………
26
Список использованных источников. ………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс КП.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Конституция 1994 года вобрала  в себя все лучшее, что было наработано теорией и практикой конституционного строительства стран с устойчивыми демократическими традициями. Она закрепила в конституционных нормах ряд общепризнанных принципов международного права. Республика Беларусь провозглашена демократическим государством, в котором человек является высшей ценностью общества, обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства. Конституция получила положительную оценку международных экспертов в области конституционного права. В ходе разработки проекта Конституции было подготовлено около трех десятков ее вариантов. В печати публиковались три проекта Конституции, что позволило провести их широкое и обстоятельное обсуждение, проанализировать и учесть поступившие замечания и предложения. Это был настоящий научный поиск оптимального варианта Конституции. В архивах Национального собрания содержатся тысячи отзывов, рецензий, поправок и предложений на проект Конституции, поступивших от различных органов власти, научных учреждений и учебных заведений, международных организаций, правовых центров ближнего и дальнего зарубежья, от рядовых граждан.

Принятая 15 марта 1994 года Конституция стала первой Конституцией независимой Республики Беларусь. Ее отличие от действовавшей ранее Конституции 1978 года в том, что она легализировала переход нашего общества от командно-административной системы власти к управлению обществом посредством закона; Это первая Конституция Республики Беларусь как независимого самостоятельного государства; Республика Беларусь впервые в истории провозглашается как унитарное демократическое социальное правовое государство; Основные положения Конституции приведены в соответствие с нормами международного права; Одной из особенностей Конституции Республики Беларусь является более полное закрепление в ней прав и свобод личности; Закреплено равенство всех форм собственности. Она содержит ряд новых прав и свобод, а многие привычные нам права и свободы получили дальнейшее развитие. Но самое главное – Основной Закон содержит надежный гарантийный механизм их реализации; Конституция Республики Беларусь закрепляет новую систему органов государственной власти, основанную на принципе разделения властей. Впервые в истории Беларуси учреждается должность Президента как Главы государства. Для осуществления контроля за конституционностью нормативных актов впервые в Беларуси образован Конституционный суд. Он должен стать гарантом соблюдения Конституции.

По всем главным  параметрам белорусская конституция  – это конституция развитого, свободного общества, конституция европейского государства. В ней прослеживается принцип верховенства права, четкое разделение ветвей власти, допускается многообразие политических институтов, идеологических воззрений.

В законе нашли  отражение опыт конституционного строительства в передовых странах мира, базовые общечеловеческие ценности.

Единственным  источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Несмотря на то, что Конституция 1994 года действует  до сих пор, однако за это время она подверглась изменениям, причем значительным (на референдуме 24 ноября 1996 года). Все изменения в Конституцию производились путем республиканского референдума. Всего было три республиканских референдума.

Согласно результатам  первого референдума 14 мая 1995 года, русский язык получил такой же статус как и белорусский язык, также были внесены изменения в Конституцию о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов.

Второй республиканский  референдум был проведен 24 ноября 1996 года. На референдуме в Конституцию были внесены большие изменения и дополнения. В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений был разогнан единственный законный законодательный орган современной Беларуси – Верховный Совет 13-го созыва. Полномочия депутатов, которые были избраны народом на 5 лет, были прекращены. С тех пор в стране действует – «Палата представителей», первыми членами которого стали бывшие депутаты Верховного Совета, написавшие заявления на имя президента с просьбой сделать их «парламентариями». В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции в редакции 1996 г. называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Учреждён новый контрольный орган – Комитет государственного контроля вместо Контрольной палаты. Изменилось название Правительства – Совет Министров вместо Кабинета Министров. Конституционный Суд включён в систему судебной власти ранее входил в систему органов контроля и надзора. Установлен более чёткий принцип «разделения властей». Изменилось место и роль Президента в государственном механизме как Главы государства, ему предоставлялись широчайшие полномочия (право распускать парламент, назначать генерального прокурора, председателей Верховного и Конституционного судов и Национального банка, половину членов Конституционного суда и Центризбиркома, треть членов Совета Республики). В следствие этого уменьшилась роль Парламента.

Третий и  последний республиканский референдум прошел 17 октября 2004 года. Из конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо.

Конституция Республики Беларусь отражает новый социально-экономический  и политический этап развития общества и государства: закрепление полного государственного суверенитета, дальнейшее возрождение белорусской нации и культуры. Изменено название государства, оно стало называться Республика Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет конституционный строй, основы государства и общества, положение в нем личности, основные права, свободы и обязанности граждан, принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенция и взаимодействие, финансово-кредитная система.

Человек является наивысшей ценностью общества и  государства. Определен новый правовой статус граждан, расширен круг прав и свобод, закреплены их гарантии и формы защиты.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.

Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Признается приоритет общепризнанных принципов международного права. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Как было сказано  ранее Конституция была принята  Верховным Советом, который являлся законодательным органом. Но истории известны и другие способы принятия конституции. Существует 4 способа принятия конституции:

  1. Принятие путем народного голосования (референдумом). В последние годы таким способом были Конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др. [1 c. 66]
  2. Принятие законодательным органом. Это второй наиболее распространенный способ принятия Конституции. В этом случае может действовать иная, более жесткая процедура, чем при принятии обычных законов, требуется более высокие (квалифицированное) большинство.
  3. Принятие конституции специально создаваемым для этих целей органов. К таким учредительным органам можно отнести учредительное собрание и др.
  4. Наиболее редко всречающимся в настоящее время является введение конституции посредством октроирования—одностороннего  акта «дарования» конституции суверена (монарха) народу.

Система Конституции  представляет собой совокупность конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. Система Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные, переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом:

Преамбула

Раздел I. Основы конституционного строя 

Раздел II. Личность, общество, государство

Раздел III. Избирательная  система. Референдум

Глава 1. Избирательная система

Глава 2. Референдум (народное голосование)

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд 

Глава 3. Президент  Республики Беларусь

Глава 4. Парламент - Национальное собрание

Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд

Раздел V. Местное  управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

Глава 7. Прокуратура

Глава 8. Комитет  государственного контроля

Раздел VII. Финансово-кредитная  система Республики Беларусь

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и  порядок ее изменения

Раздел IX. Заключительные и переходные положения 

В преамбуле  весьма сжато закрепляются руководящие  начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции. Главное отличие преамбулы от основной части заключается в том, что преамбула в отличие от основной части не содержит норм права.

Основная часть  Конституции состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).

В первом разделе  раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие.

Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе третьем  фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. Нередко в конституциях других стран эти положения отсутствуют.

Раздел четвертый, посвященный статусу государственных  органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В шестом разделе  содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел седьмой  содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел восемь. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Заключительные  и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. "О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь". Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить "переход" к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов. Говоря о заключительных и переходных положениях хочется сказать, что это временные положения, то есть они действуют единожды. К заключительному положению относится статья 141, а к переходным положениям статьи 142-146

Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо трактовать в системной взаимозависимости.

 

Заключение

Основным источником конституционного права является Конституция. Конституция лишь один из источников Конституционного права. Слово «Constitutio» означает «учреждаю, устанавливаю». Конституция—это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов. За всю историю развития Беларуси было принято пять конституций. Четвертая конституция БССР была принята 13 апреля 1978 года внеочередной девятой сессией Верховного Совета девятого созыва. Конституции БССР 1978 года был присущ и ряд недостатков. К примеру, в ней отсутствовал механизм реализации ряда положений; в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, органы государственной власти были по существу ее придатком. Начиная с 1989 г. в Конституцию 1978 года приходилось беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но и разделы, главы. Возникает необходимость принятия новой конституции. Процесс подготовки Конституции был непрерывным со дня создания Конституционной комиссии и рабочих групп. Текст готовился на базе опыта конституционного развития ряда демократических стран. Принятие новой Конституции рассматривалось в качестве главной государственной задачи. Историческое решение - принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет. 15 марта 1994 года первая Конституция независимой Беларуси была принята. С принятием данной Конституции белорусское государство вступило в новый этап своей истории. Конституция Республики Беларусь 1994 года представляет собой синтез всего лучшего, что накоплено многовековой историей белорусской государственности. Принятая 15 марта 1994 года Конституция стала первой Конституцией независимой Республики Беларусь. Ее отличие от действовавшей ранее Конституции 1978 года в том, что она легализировала переход нашего общества от командно-административной системы власти к управлению обществом посредством закона. Это первая Конституция Республики Беларусь как независимого самостоятельного государства; Республика Беларусь впервые в истории провозглашается как унитарное демократическое социальное правовое государство; Основные положения Конституции приведены в соответствие с нормами международного права; Закреплено равенство всех форм собственности. Впервые в истории Беларуси учреждается должность Президента как Главы государства. Для осуществления контроля за конституционностью нормативных актов впервые в Беларуси образован Конституционный суд. Он должен стать гарантом соблюдения Конституции. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Конституция Республики Беларусь отражает новый социально-экономический и политический этап развития общества и государства: закрепление полного государственного суверенитета, дальнейшее возрождение белорусской нации и культуры. Конституция Республики Беларусь закрепляет конституционный строй, основы государства и общества, положение в нем личности, принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенция и взаимодействие, финансово-кредитная система. Человек является наивысшей ценностью общества и государства. Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения.

Информация о работе История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь