Транспорт и связь Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический. Кроме того, он включает в себя транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:
- транспортные коммуникации: автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортная и аэронавигационная системы;
- инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность видов транспорта (вокзалы, станционные сооружения, аэропорты, речные и морские порты и пристани, мосты, путепроводы, средства производства, здания и сооружения транспортных предприятий и др.;

Содержание работы

Введение
Состав и структура транспортного комплекса.
Проблемы развития и направления совершенствования транспортной системы Республики Беларусь.
Структура и роль отрасли связи в производственно-хозяйственной деятельности общества.
Развитие систем связи и информатизации на современном этапе. Реализация программы «Электронная Беларусь».
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

вариант 18.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  18 Транспорт и связь Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

 

Введение

  1. Состав и структура транспортного комплекса.
  2. Проблемы развития и направления совершенствования транспортной системы Республики Беларусь.
  3. Структура и роль отрасли связи в производственно-хозяйственной деятельности общества.
  4. Развитие систем связи и информатизации на современном этапе. Реализация программы «Электронная Беларусь».

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Транспортный  комплекс Республики   Беларусь объединяет  шесть видов  транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской  электрический. Кроме  того, он включает в себя транспортную инфраструктуру, к которой  отнесены:

- транспортные коммуникации:  автомобильные дороги,  железнодорожные  и водные пути сообщения, трубопроводные  трассы, троллейбусные и трамвайные  линии, линии метрополитена, транспортная  и аэронавигационная системы;

- инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность видов  транспорта (вокзалы, станционные  сооружения, аэропорты,  речные и  морские порты и пристани, мосты,  путепроводы, средства производства, здания и сооружения транспортных  предприятий и др.;

 

- предприятия по проектированию, строительству, обслуживанию и  ремонту транспортных коммуникациии  и инженерных сооружений;

 

- учреждения государственного  регулирования и управления работой  национального транспортного комплекса.

 

Транспортный комплекс республики имеет  исключительно  важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики  и реализации социальной политики государства.  Численность  работающих на предприятиях транспортного комплекса составляет 6,8 % от общей численности населения  республики.  Транспортный  комплекс объединяет 17,4 % производственных Фондов Республики  Беларусь  и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 10 %  всех капитальных вложений республики. Кроме того,  он является  крупным потребителем топливно - знергетических ресурсов, им  ежегодно используется от общего объема потребления  в Республике  Беларусь более 5% электроэнергии, около 84 %  бензина, 54  %  дизельного топлива, 7 % природного газа. Его вклад в экономику определен валовым доходом отрасли, который превысил 2,7 млрд, долларов США, а отчисления предприятий транспорного    комплекса в бюджет республики составили около 1 млрд. долларов США. Максимальную долю отчислений в бюджет дают налоги на доходы от транспортнои деятельности.      Также значительную долю доходов республика получает от транзитных перевозок , через   ее территорию автомо6ильным и железнодорожным транспортом, использования нефте- и газопроводов, а также за счет использования аэронавигационного оборудования иностранными авиакомпаниями

 

 

1 Состав и структура транспортного комплекса.

 

Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой  экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и  эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки  всей экономики республики, обеспечения  национальной безопасности, улучшения  условий и повышения уровня жизни  населения.

 

На предприятиях транспортного  комплекса занято около 5% от общей  численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных  вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления  в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом  внутреннем продукте составляет более 8%.

 

В Республике Беларусь перевозки  грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским  электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.

 

 

В 2000 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составил 76,0%; железнодорожного - 23,3%; речного и воздушного - 0,7%, а  грузооборот соответственно 22,6%; 77,1% и 0,3%.

 

Удельный вес автомобильного транспорта в общей численности  перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и  водного - около 2 %.

 

Парк грузовых автомобилей  в республике составляет около 220,0 тыс. единиц, из них автобусов - более 36,0 тыс., легковых автомобилей - более 1,2 млн.

 

В Беларуси, так же, как  и в зарубежных странах, перевозка  пассажиров осуществляется транспортом  общего и индивидуального пользования.

 

Пассажирский транспорт  общего пользования для республики имеет исключительно важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек).

 

Для перевозки пассажиров на автотранспорте общего пользования  организовано 732 городских регулярных автобусных маршрута, 2585 регулярных пригородных  маршрутов, 500 регулярных маршрутов  в междугородном и 82 - в международном  сообщении.

 

Городскому электрическому транспорту уделяется приоритетное внимание. Широкое внедрение этого  вида транспорта позволит значительно  улучшить экологическое состояние  в 17 самых крупных городах, где  проживает более 5 млн. жителей и  свыше 70% городского населения республики, а также уменьшить финансовую нагрузку на местные бюджеты за счет более низкой себестоимости перевозки  пассажиров по сравнению с автобусами.

Общая протяженность эксплуатационной одиночной троллейбусной линии  в республике составляет более 900 км. В Минске работает метро, строительство  которого продолжается. Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в  жизнеобеспечении ее многоотраслевой  экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и  эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки  всей экономики республики, обеспечения  национальной безопасности, улучшения  условий и повышения уровня жизни  населения.

На предприятиях транспортного  комплекса занято около 5% от общей  численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных  вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления  в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом  внутреннем продукте составляет более 8%.

 

В Республике Беларусь перевозки  грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским  электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.

 

 

В 2000 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составил 76,0%; железнодорожного - 23,3%; речного и воздушного - 0,7%, а  грузооборот соответственно 22,6%; 77,1% и 0,3%.

 

Удельный вес автомобильного транспорта в общей численности  перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и  водного - около 2 %.

 

Парк грузовых автомобилей  в республике составляет около 220,0 тыс. единиц, из них автобусов - более 36,0 тыс., легковых автомобилей - более 1,2 млн.

 

В Беларуси, так же, как  и в зарубежных странах, перевозка  пассажиров осуществляется транспортом  общего и индивидуального пользования.

 

Пассажирский транспорт  общего пользования для республики имеет исключительно важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек).

 

Для перевозки пассажиров на автотранспорте общего пользования  организовано 732 городских регулярных автобусных маршрута, 2585 регулярных пригородных  маршрутов, 500 регулярных маршрутов  в междугородном и 82 - в международном  сообщении.

 

Городскому электрическому транспорту уделяется приоритетное внимание. Широкое внедрение этого  вида транспорта позволит значительно  улучшить экологическое состояние  в 17 самых крупных городах, где  проживает более 5 млн. жителей и  свыше 70% городского населения республики, а также уменьшить финансовую нагрузку на местные бюджеты за счет более низкой себестоимости перевозки  пассажиров по сравнению с автобусами.

 

 

2 Проблемы развития и направления совершенствования транспортной системы Республики Беларусь.

 

 

Главной целью государственной  транспортной политики является формирование высокоэффективной национальной транспортной системы, призванной обеспечить удовлетворение спроса на перевозки грузов и пассажиров, повышение их безопасности и качества, создание условий для финансового  оздоровления предприятий транспорта за счет инвестиционной активности, повышение  конкурентоспособности отечественных  перевозчиков на внутреннем и внешнем  рынке транспортных работ и услуг.

 

Осуществление государственной  транспортной политики предусматривает  реализацию закрепленных в Конституции  Республики Беларусь прав граждан на свободное передвижение, обеспечение  единого экономического пространства и перемещение товаров.

 

Транспорт всегда был и  останется важнейшей составной  частью экономики, фактором, обеспечивающим ее единство и целостность. Развитие транспорта и коммуникаций во многом определяет национальную безопасность страны, ее обороноспособность, решение  социальных задач.

 

Устойчивая и эффективная  работа транспорта позволяет другим отраслям экономики снизить стоимость  товаров и услуг, что стимулирует  рост производства и потребления, а  также способствует расширению международных  связей, интеграции национальной экономики  в мировую экономическую систему.

 

Транспортная система  представляет собой совокупность автомобильного, железнодорожного, наземного и подземного городского электрического, воздушного, водного и иных видов транспорта. В структуру транспортной системы  входят транспортные средства и транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные пути, воздушные  трассы, водные пути, информационные и  навигационные системы и т.д.), транспортные предприятия   и   прочие   организации   и   службы,   обеспечивающие функционирование транспорта.

 

Развитие транспорта и  коммуникаций связано с привлечением больших финансовых средств, материальных и трудовых ресурсов, но отдача от которых  проявляется преимущественно не на самом транспорте, а в обслуживаемых  им отраслях производства или сферах деятельности. В этом и заключается  специфика транспорта как инфраструктуры производства, для которой характерен ярко выраженный внеотраслевой эффект.

Актуальными являются для  государственной транспортной политики и приоритеты, определенные во внешнеэкономической  сфере, а именно:

 

всемерное развитие внешнеэкономических  связей на различных уровнях транспортной деятельности и в области совместного  использования коммуникаций;

 

стимулирование экспорта и рационализация импорта, в том  числе за счет расширения спектра  экспорта услуг, обеспечения на этой основе равновесия торгового и платежного балансов;

 

создание инфраструктуры внешнеэкономической деятельности (в том числе для транспортной - пункты таможенного оформления, технического обслуживания транзита, обустройство рекреационных зон);

 

разработка и внедрение  механизма защиты отечественных  производителей на рынке транспортных работ и услуг и др.

 

В связи с ростом тарифов  возникли определенные ограничения  в области транспортно-экономических  связей, тем не менее несмотря на многократное повышение тарифов  на перевозки грузов и пассажиров, финансовое положение транспортных предприятий остается достаточно тяжелым. Причинами низкой рентабельности, а  порой и убыточности перевозок  являются снижение объемов перевозочной работы при сохранении всей инфраструктуры транспортного комплекса и незначительном снижении численности производственного  персонала, а также постоянное отставание роста доходных ставок от увеличения цен на потребляемые транспортом  топливо, электроэнергию, материалы  и подвижной состав.

 

Следует отметить, что влияние  этих факторов сказывается на деятельности транспортных предприятий независимо от того, в какой форме собственности  они находятся и к какому виду транспорта относятся. Однако в наибольшей степени эти обстоятельства (спад производства, рост цен и инфляция) сказались на государственных крупных  специализированных предприятиях, ранее  ориентированных на обслуживание строительства, промышленного производства и других отраслей экономики, в которых произошло  резкое сокращение объемов производства.

 

Несомненно, что в ближайшей  перспективе для транспорта, как  и для всей экономики Беларуси, главными останутся финансовые проблемы, а основным инструментом государственной  политики будет жесткий контроль за всеми видами издержек и антикризисный  сбалансированный подход к поиску собственных  финансовых источников и привлекаемых инвестиций в виде частного, в том  числе иностранного капитала.

 

К сожалению, на транспорте до сих пор нет полной ясности, какие виды транспорта и  их предприятия  в  большей степени  подходят для  функционирования в новых условиях хозяйствования. Поэтому инвестиции целесообразно направлять не на реализацию крупномасштабных проектов, а на приспособление самого транспорта к нуждам рыночной экономики. Думается, что здесь необходим  новый механизм инвестирования его  деятельности, ведущим элементом  которого могла бы стать контрактная  основа. Для ее введения прежде всего  целесообразно проведение изучения состояния и структуры платежеспособного  спроса населения и экономики  на транспортные работы и услуги, а  также системный анализ финансового  состояния и инвестиционных возможностей самих транспортных предприятий.

Информация о работе Транспорт и связь Республики Беларусь