История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

По своему содержанию, назначению и юридической силе Конституция отличается от всех нормативных актов. Это основной политический, юридический документ государства и общества; это закон законов. Конституция является правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства. Она концентрирует то, что уже дала жизнь.
С принятием Конституции и вступлением ее в силу исполнение ее является обязанностью для всех государственных органов, предприятий, организаций, общественных объединении, должностных лиц и граждан. Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к подрыву политики государства.
Конституция создает также систему юридических гарантий принципа законности в нормотворческой деятельности органов государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Предпосылки разработки новой Конституции…………........
4
Глава 2. Организация работы над проектом Конституции Республики Беларусь
8
Глава 3. Основные этапы подготовки проекта Конституции Республики Беларусь
10
Глава 4. Принятие Конституции Республики Беларусь……………….
17
Заключение…………………………………………………………………
26
Список использованных источников. ………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс КП.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра конституционного права

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

История подготовки и принятия Конституции  Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса, 8 группы,

юридического  факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной  формы  обучения

Тихонюк Максим Юрьевич

_________________

(подпись студента)

 

Научный руководитель:

Пляхимович  Иван Иванович

кандидат юридических  наук,

доцент

 

 

Минск

2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Предпосылки разработки новой Конституции…………........

4

Глава 2. Организация работы над проектом Конституции Республики Беларусь

8

Глава 3. Основные этапы подготовки проекта Конституции Республики Беларусь

10

Глава 4. Принятие Конституции Республики Беларусь……………….

17

Заключение…………………………………………………………………

26

Список использованных источников. …………………………………...

28

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основным источником конституционного права является Конституция. Для лиц, изучающих право, необходимо четко представлять назначение Конституции в государстве и обществе. Конституция—это понятие более узкое, чем Конституционное право. Конституция лишь один из источников Конституционного права. Слово «Constitutio» означает «учреждаю, устанавливаю» и употреблялось еще в законодательстве Римской империи, где выражало различные установления и указы императоров. Со временем значение этого слова менялось. В настоящее время не существует единого определения конституции, но наиболее общим следует считать такое. Конституция—это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Конституция—это документ обладающий высшей юридической силой, поэтому ее еще часто называют Основным Законом страны. Для  конституции характерно наличие двух аспектов: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства.

По своему содержанию, назначению и юридической силе Конституция  отличается от всех нормативных актов. Это основной политический, юридический документ государства и общества; это закон законов. Конституция является правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства. Она концентрирует то, что уже дала жизнь.

С принятием Конституции  и вступлением ее в силу исполнение ее является обязанностью для всех государственных органов, предприятий, организаций, общественных объединении, должностных лиц и граждан. Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к подрыву политики государства.

Конституция создает также  систему юридических гарантий принципа законности в нормотворческой деятельности органов государства.

 

Глава 1. Предпосылки разработки новой Конституции

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим  образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции  Беларуси всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

За всю историю развития Беларуси было принято пять конституций  (1919, 1927, 1937, 1978, 1994). Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. Вторая Конституция БССР утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 года. Третья принята 19 февраля 1937 года вторым Чрезвычайным съездом Советов БССР.

Четвертая конституция БССР была принята 13 апреля 1978 года внеочередной девятой сессией Верховного Совета девятого созыва.  К этому времени в 1977 году была принята очередная (и последняя) Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого, зрелого социалистического общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. В целом по своему содержанию эта Конституция была более прогрессивной и совершенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Конституция впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ БССР. В Конституции впервые содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереально.

Конституции БССР 1978 года был  присущ и ряд недостатков. К примеру, в ней отсутствовал механизм реализации ряда положений; в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, органы государственной власти были по существу ее придатком.

Еще хотелось бы сказать, что  все советские конституции в  той или иной степени закрепляли такую организацию государственной  власти, которая имела явно выраженный тоталитарный аспект. Они имели ряд специфических черт. Они имели классовый характер,  исключали многопартийность, многообразие форм собственности, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, в них не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина.

Начиная с 1989 г. в Конституцию 1978 года приходилось беспрерывно  обновлять, причем не только ее отдельные  статьи, но и разделы, главы. [1 c. 79] Особенно это коснулось основ общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел, посвященный правам и свободам, также необходимо было принципиально совершенствовать.

Возникает необходимость  принятия новой Конституции. Необходимость заключалось в том, что действующее законодательство не соответствовало требованиям времени, Беларусь провозглашается как суверенное и независимое государство, происходит определение новой роли человека в государстве и обществе (не человек для государства, а государство для человека), исключается монополия на власть одной политической партии (КПСС) и создаются условия для многопартийности, намериваются пути перехода к рыночным отношениям.

В 90-х годах встает такая  проблема, как обретение республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического и экономического плюрализма. 

27 июля 1990 года была принята  Декларация Верховного Совета БССР "О государственном суверенитете БССР". Она имела огромное значение для принятия новой конституции. Декларация состояла из 12 статей. Также в ней присутствовала преамбула, в которой был провозглашен «полный государственный суверенитет Беларуси как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость Беларуси во внешних отношениях».

Декларация решила вопрос о власти. Объявив суверенитет  Беларуси, она закрепила обязанность  государства охранять и защищать национальную государственность белорусского народа. [1 c. 80]

Как и в Конституции 1978 года, в Декларации было закреплено, что единственным источником государственной  власти является белорусский народ. Однако в отличие от Основного Закона в ней подчеркнуто, что полновластие народа реализуется не только через представительные органы, но и непосредственно. Весьма далекие последствия имела запись в Декларации положения о том, что право выступать от имени всего народа имеет исключительно Верховный Совет. Декларация определила соотношение властных полномочий Союза и БССР. Ранее существовавшая пирамида была перевернута; не Конституция и законы СССР имели верховенство, а объявлялось, что на территории Беларуси устанавливается верховенство Конституции и законов БССР. В декларации имелись и другие важные положения, которые предопределяли содержание будущего проекта новой Конституции Беларуси: о гражданстве, о разделении властей, о собственных вооруженных силах, финансово-кредитной системе, о тенденции к нейтралитету и безъядерности и др. [1 c. 81]

25 августа 1991 года был принят Закон БССР "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР". На основании этого закона были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года. Также в ней говорилось о том, что если «статьи действующей Конституции (Основного закона) Белорусской ССР входят в противоречие с положениями Декларации Верховного Совета Белорусской Советской Социалистический Республики, руководствоваться Декларацией как конституционным законом Белорусской ССР». В статье 12 Декларации говорилось о том, что она является основой для разработки новой Конституции.

Первоначально Декларация "О государственном суверенитете БССР" не являлась источником права. Декларация носила, скорее, рекомендательный характер и являлась декларацией о намерениях, а не Декларацией реального суверенного государства. Декларация стала источником права после придания ей статуса конституционного закона. Но в 1994 году Декларация "О государственном суверенитете Республики Беларусь" утратила свою силу с принятием Конституции Республики Беларусь 1994. Таким образом, с этого времени Декларация перестала быть источником права. Означала ли выход из ссср

 

 

Глава 2. Организация работы над проектом Конституции Республики Беларусь

22 июня 1990 года  было принято Постановление Верховного  Совета БССР "Об образовании  Конституционной комиссии". Эта  комиссия должна была разработать  проект новой конституции. В  этом постановлении ничего не  говорилось о составе Конституционной комиссии. Присутствовало только положение, в котором был избран Председатель этой комиссии тов. Дементий Николай Иванович—Председатель Верховного Совета БССР.

20 июля 1990 года  было принято Постановление Верховного  Совета БССР "Об избрании Конституционной комиссии". В этом постановлении был четко определен состав Конституционной комиссии. По этому постановлению в состав конституционной комиссии вошло 74 человека: 61 дупутат и 13 специалистов в области права. В этом документе Верховный Совет постанавливает Конституционной комиссии разработать проект Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР и в 1991 году опубликовать для народного обсуждения. По завершению народного обсуждения проекта Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР внести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

В состав Конституционной  комиссии вошли две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. Руководителем первой рабочей группы был избран Шолодонов Василий Иванович—заместитель Председателя Верховного Совета БССР, а второй Гончар Виктор Иосифович—Народный депутат БССР, доцент кафедры советского права Белорусского государственного института народного хозяйства имени В. В. Куйбышева, кандидат юридических наук. После подготовки рабочими группами двух проектов на совместном заседании  рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Института президентства на этот период не существовало. Поэтому руководил подготовкой новой Конституции Верховный Совет.

За всю историю  существования Конституционной  комиссии в ней было назначено три председателя. Первый, как уже говорилось ранее, был избран Дементий Николай Иванович.

18 сентября 1991 года  было принято Постановление Верховного  Совета БССР "О Председателе Верховного Совета Республики Беларусь". В результате чего Председателем Верховного Совета был избран Шушкевич Станислав Станиславович—Первый заместитель Председателя Верховного Совета БССР. Фактически с этого времени Шушкевич Станислав Станиславович стал руководить работой Конституционной комиссии несмотря на то, что Николай Иванович Дементий оставался председателем Конституционной комиссии до 28 октября 1992 года.

28 октября 1992 года было принято Постановление  Верховного Совета Республики Беларусь "О председателе Конституционной комиссии" в результате которого Шушкевич Станислав Станиславович и был назначен Председателем Конституционной комиссии.

1 февраля 1994 года было принято Постановление  Верховного Совета Республики  Беларусь "О председателе Конституционной  комиссии". В котором Верховный Совет Республики Беларусь постановляет: Освободить Шушкевича Станислава Станиславовича от обязанностей председателя Конституционной комиссии и избрать председателем Конституционной комиссии Гриба Мечеслава Ивановича – Председателя Верховного Совета Республики Беларусь.

За историю  существования Конституционной  комиссии, кроме избрания председателей, проходили изменения и в составе комиссии. Это было закреплено в Постановлении Верховного Совета Республики Беларусь от 11 ноября 1992 г. "Об изменении в составе Конституционной комиссии", по которому из состава Конституционной комиссии по собственному желанию вышло 11 депутатов, в связи с досрочным прекращением депутатских полномочий—2, посчитало выбывшими 2 ее члена и было включено по собственному желанию 17 народных депутатов.

Глава 3. Основные этапы подготовки проекта Конституции Республики Беларусь

16 октября 1990 года было принято Постановление  Верховного Совета БССР "О ходе  подготовки проекта Конституции  (Основного Закона) Республики Беларусь". В котором Верховный Совет постановляет: заслушать информацию Конституционной комиссии о ходе подготовки проекта Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР.

Весной 1991 г. продолжилась активная работа над текстом. 28 мая 1991 г. обсуждался первый объединенный текст проекта Конституции (явившийся итогом работы окончательно сложившейся группы из 14 человек). С 12 по 24 июля четырнадцать основных авторов работали над текстом в правительственной резиденции «Заславль-1», где 24 июля 1991 г. всеми членами рабочей группы и был подписан первый основной текст проекта Конституции. [2 c. 223]

Информация о работе История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь