Государственное управление и местное самоуправление соотношение и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:09, дипломная работа

Описание работы

Процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным состоянием нашего общества, нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. Все еще недостаточна законодательная основа, неглубоко разработаны теоретические концепции, нет единого мнения о месте и роли местного самоуправления в современной России. Одни пытаются полностью отделить местное самоуправление от государства, представить его в виде самостоятельной независимой общественной структуры, другие предпочитают рассматривать его в качестве местных органов государственной власти, обладающих ограниченной автономией и являющихся неотъемлемым институтом государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
1. Характеристика государственного управления и местного самоуправления
1.1. Государственное управление, как особый вид
социального управления……………………………………………….9
1.2. Понятие местного самоуправления и его отличие от
государственного управления. …………………………………..….20
1.3. Теории о местном самоуправлении………………………….…34
2.1. Роль государства в развитии местного самоуправления …….41
2.2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. ……………………………………………………………52
3.1. Основные проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………….66
3.2. Пути преодоления проблем развития местного
самоуправления в Российской Федерации…………………………75
Заключение………………………………………………………..…84
Список использованных источников……………………………....97

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

По мнению Авакьяна С.А., взаимодействия местного самоуправления и государства  строятся на следующих основополагающих моментах106.

1)государство в Конституции  Российской Федерации и законах провозглашается существование местного самоуправления, его самостоятельность и вместе с тем подробно регулирует организацию местного самоуправления.

2)государство может не только разграничить сферы ведения свои и местного самоуправления, но и подключить местное самоуправление к реализации государственных функций.

3)государство призвано оказывать  поддержку местному самоуправлению.

4) государство и его органы  имеют право контроля за соблюдением  в деятельности местного самоуправления  интересов государства и норм законодательства

5) у государства нет права  на административную отмену актов местного самоуправления.

По мнению М.М. Ишмуратова, в ходе формирования новой российской модели взаимодействия органов государственной  власти и органов местного, самостоятельность органов местного самоуправления оказалась в большей мере формальной нежели реальной, оправданность такой позиции отмечают отдельные российские исследователи, например Васильев В, подчеркивающий, что быть свободным от государственного присутствия местного самоуправления не может.

Местное самоуправление в Российской Федерации воплощает  в себе два начала: общественное и государственное, что и определяет его место в системе публичной  власти. В свою очередь, публичная  власть может быть рассмотрена как система, которая имеет определенные территориальные рамки, а также распространяется на определенное население. В данной системе Конституция Российской Федерации выделяет два уровня - уровень государственной власти, организационно воплощенный в системе органов государственной власти, и уровень местного самоуправления, на котором власть реализуется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления. Положения ст.12 Конституции РФ, закрепляющие организационную обособленность местного самоуправления, стали объектом серьезной критики со стороны некоторых исследователей, поскольку они позволяют рассматривать местное самоуправление в отрыве от государственной власти107. По мнению же Н.Л.Пешина, указанная статья препятствует широкому, не санкционированному законодательно применению механизмов административного воздействия органов (должностных лиц) государственной власти на органы (должностных лиц) местного самоуправления.108

В последнее время  формируется модель взаимодействия государства и местного самоуправления, в основе которой лежит «концепция взаимозависимости». Её сущность заключается в том, что центральные органы строят отношения с местными органами на основе переговоров, компромисса и обмена информацией

Механизм взаимоотношений  государства и местного самоуправления предполагает не только одностороннее влияние на муниципалитеты со стороны государства, но и наличие "обратной связи". В настоящее время возможности оказания влияния на государство со стороны муниципальных образований весьма незначительны. Это проявляется, в первую очередь, в отсутствии четко прописанных в законе рычагов влияния муниципалитетов на решения, принимаемые государством и затрагивающие вопросы местного значения. Анализ практики функционирования органов местного самоуправления показывает, что наиболее эффективными являются два канала влияния местного самоуправления на государство: судебный и общественно-политический. Судебный канал заключается в возможности обжаловать действия и решения органов государственной власти обоих уровней, нарушающие права местного самоуправления. Вторым эффективным рычагом воздействия муниципальных образований является активизация деятельности различных объединений муниципальных образований: Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, Союза российских городов, Ассоциации сельских муниципальных образований и др. Так, Конгресс муниципальных образований систематически проводит работу по обсуждению и доведению до широкого круга общественности законодательства о местном самоуправлении.

Таким образом, система  взаимоотношений Российского государства  и муниципальных образований  складывается из направлений, обеспечивающих единство публичной власти и самостоятельность  местного самоуправления. Несмотря на законодательно разработанные механизмы взаимодействия государства и муниципалитетов, достаточно острой остается проблема "обратной связи", которая может быть решена лишь при осознании роли местного самоуправления как одного из важнейших институтов гражданского общества и объединении усилий Российской Федерации и субъектов РФ по созданию условий для стабильного развития местного самоуправления в России.

 Основными проблемами  развития местного самоуправления  в РФ являются:

Безуспешные предыдущие попытки проведения муниципальной реформы, реализации федерального закона от 28.08.1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Проблемы нормативно – правового характера: отсутствие четкого разграничения полномочий органов государственной и муниципальной власти, формирование собственной компетенции органов местного самоуправления, разработка и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований, правовая неопределенность статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица.

Проблемы финансово  – экономического характера: отсутствие у муниципальных образований  собственных средств для решения  местных вопросов, закрепление за органами местного самоуправления дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам соответствующих источников дохода; незначительные поступления налога в бюджет поселений,

Проблемы организации  управления муниципальными образованиями: структура и функции местных органов власти; совершенствование системы управления муниципальными образованиями .

Проблемы социальной политики: не заинтересованность и неготовность населения к самостоятельному осуществлению местного самоуправления.

Далее следуют такие  проблемы: как: реформа жилищно-коммунального  хозяйства; реорганизация агропромышленного комплекса; развитие и выживание малых городов; землепользование; поддержка предпринимательства; развитие народного образования; развитие культуры и спорта; проблемы здравоохранения; медицинское страхование; историко-краеведческие вопросы; инновационная деятельность муниципалитетов; бенчмаркинг (информация об опыте работы своих коллег; об опыте работы выборных органов местного самоуправления об опыте развития экономики муниципальных образований; об опыте внедрения и привлечения инвестиционных программ; об опыте проведения реформ в различных сферах деятельности муниципального образования; о зарубежном опыте.

Для решения выявленных проблем необходима четкая разработанная  стратегия, учитывающая особенности  социального и экономического развития России.

С целью обеспечения  финансовой автономии муниципальных  образований необходимо:

сократить предусмотренного, Налоговым  кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 г., перечня юридических лиц, освобождаемых  от уплаты земельного налога109;

усовершенствовать методику кадастровой оценки земли;

предоставить органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации права самостоятельно индексировать ставки земельного налога в пределах, установленных федеральным  законодательством;

передать органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления полномочий по проведению кадастровой  оценки земли110.

Закрепить за органами местного самоуправления муниципального образовани полномочия по предоставлению бюджетных услуг, потребление которых локализовано в границах муниципального образования.

внести изменения в  Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленные на увеличение нормативов отчислений от федеральных налогов  и сборов в местные бюджеты111.

Стимулировать развитие предпринимательства, частного сектора, мелкого и среднего бизнеса на местах

Отдельные же государственные  полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, должны финансироваться  а за счет субвенций, предоставляемых  местным бюджетам соответственно из федерального и региональных бюджетов.

Ввести в муниципальных  образованиях институт муниципального консалтинга.

С.Г. Соловьев, вносит предложение кодифицировать муниципальное законодательство в форме Муниципального кодекса Российской Федерации112.

В данном кодексе возможно детально расписать модели организации  муниципальной власти, систематизировать  нормы действующего законодательства о компетенции местного самоуправления, разграничение компетенции между  органами государственной власти и муниципальной власти, что позволит устранить правовые пробелы и противоречия, имеющиеся в этой области113.

Однако, необходимо отметить, что проблему неготовности жителей и руководителей муниципальных образований к самоуправлению, невозможно решить путем принятия или отмены какого либо нормативного акта, в чем и состоит вся сложность данного вопроса. Это объясняется менталитетом российского общества, долгое время зависящие от власти и находящиеся под её жестким контролем. Необходима смена поколений, правовое развитие общества.

Таким образом, в современной России во взаимодействии государственной власти и местного самоуправления  имеет наибольшее значение установление взаимовыгодного партнерства и взаимной ответственности в деле обеспечения жизненных потребностей территориального сообщества. Органы государственной власти обязаны создать условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие органам местного самоуправления. Так как быть свободным от государственного присутствия местное самоуправление не может.

 

Список использованных источников

 

Нормативные акты

 

  1. Европейская хартия местного самоуправления 15.10.1985 г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №36, ст.4466 (конвенция ратифицирована Федеральным Законом от 11 апреля 1998 № 55 – ФЗ )
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета.- №237. – 25.12.1993.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.08.1997 г. № 145 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст.3823 ( с изменениями на 01 декабря 2007 № 63 –ФЗ //Российская Газета, №123, 28.04.2007).
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 – ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации 2000, № 32, ст.3340 ( с изменениями на 4 декабря 2007 года №324 – ФЗ //Российская газета № 08.12.2007 №45).
  5. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №35, ст.3506 (с изменениями на 21 июля 2005 года №97 – ФЗ // Российская Газета,№59, 25.07.2007).
  6. Федеральный Закон  от 28.03.1998 г. №53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998, №13, ст.1475 ( с изменениями и дополнениями на 01 января 2008 № 104 – ФЗ // Российская Газета, №156, 14.12.2007)
  7. Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №40, ст.3822 (с изменениями на 22 октября 2007 года №230-ФЗ // Российская газета, №45,24.10.2007 )
  8. Федеральный закон от 12.10.2005 года №129-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2005, №42, ст.4216.
  9. Федеральный Закон от 30.06.2006  №93 – ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости имущества» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2006, №27, ст.2881
  10. Указ Президента РФ от 02.11.2007 №1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2007, №45, ст.5462.
  11. Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996, №2, ст.121.
  12. Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 года № 162–з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства РБ, №7(205), ст.327. ( с изменениями на 29 декабря 2007 года №514-з //Республика Башкортостан //, №77(25641), 23.12.2007)
  13. Закон Республики Башкортостан от 23.12.2005 года №259-з «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства РБ, №4(226), ст.159.
  14. Закон Республики Башкортостан от 03.11.2006 года № 452–з «Об административно – территориальном устройстве Республики Башкортостан»  // Ведомости Государственного Собрания – Курултая., Президента и Правительства РБ, №10(208), ст.468 ( с изменениями на 03 ноября 2006 года №370-з //Республика Башкортостан, №74 (25621), 21.11.2006)
  15. Закон Республики Башкортостан от 03.11.2007 года №474-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2008год // Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства РБ, №22(268), ст.1120.
  16. Закон Республики Башкортостан от 17.12.2007 года №126-з «О границах, статусе и административных, центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания – Курултая., Президента и Правительства РБ, №1(199), ст.1 (без приложений) ( с изменениями на 10 декабря 2007 № 488-з // «Республика Башкортостан» № 375 (239654), 25.11.2007)
  17. Закон Республики Башкортостан от 21.06.2008 №190-з «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания – Курултая., Президента и Правительства РБ, №15(213), ст.746.( с изменениями на 03.11.2006 №370-з // «республика Башкортостан» №25 (754865), 24.02.2006)
  18. Указ Президента Республики Башкортостан от 24.02.2007 №УП – 48 «О Совете по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства РБ,2007, №6(252), ст.266
  19. Закон СССР от 19.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» //Свод Законов СССР,1990, т.1, с.267, (утратил силу в связи с принятием федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №35, ст.3506).

 

 

Специализированная литература

 

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.- 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т.2. – М.: Юрист, 2007. – 778с.
  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. – М.: Омега – Л, 2004. – 456с.
  3. Бахрах Д.Н, .Россинский В.Б., .Старилов Ю.Н. Административное право. М.:Норма, 2004.-768с.
  4. Бурмыкина И.В.  Муниципальный консалтинг как инструмент совершенствования организации работы органов местного самоуправления// Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержания и механизмы трансформации. В IV т. Т.1. Состояние, динамика и проблемы реформирования государственной службы в условиях модернизации административной системы Сб. науч. Ст. по материалам VI Международной научно-практической конференции/Под общей ред. В.М.Ермакова. – Курск.: Изд-во КИГМС, 2007. – 284с.
  5. Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал Российского права, 2006., №10. 45с.
  6. Валеев Х.А. Основные задачи развития местного самоуправления в Республике Башкортостан// Реформа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан: приоритеты, механизмы и этапы осуществления. Сборник научных статей. – Уфа.: БАГСУ, 2004.-365с.
  7. Гильманов А.З. Реформа местного самоуправления: региональные аспекты// Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы четвертой ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова (24-26 мая 2006 г.) – М., 2006 – 1176с.
  8. Гимаев И.Р. К вопросу формирования модели муниципальных образований и муниципальной службы в Республике Башкортостан// Реформа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан: приоритеты, механизмы и этапы осуществления. Сборник научных статей. _ Уфа.: БАГСУ, 2004. – 365с.
  9. Иванова Н.А. Б.Н. Чичерин о правовой природе местного самоуправления // Современные актуальные вопросы государства, права и юридического образования: материалы всероссийской научно – практической конференции/ ответственный редактор В.М. Пучнин. – Тамбов.: Першин, 2004.274с.
  10. Иванцова Г.А. Концепция местного самоуправления. Уфа.: Издание Башкирского университета, 1998. 199с.
  11. . Ишмуратов М.М. Основы взаимодействия и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления // Реформа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан: приоритеты, механизмы и этапы осуществления. - Уфа.: БАГСУ, 2004. -С.365с.
  12. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия.// Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер. Политология. – 2003. №4.- 65с.
  13. Козлов А.Е. Конституционное право. Москва.: БЕК., 1996. – 464с.
  14. Колкнева Т.Ф. Взаимоотношения государства и муниципальных образований: проблемы законодательного регулирования//Конституционное и муниципальное право, 2004.№6, 49с.
  15. Миннигулова Д.Б. К вопросу о гражданской правосубъектности органов местного самоуправления// Реформа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан: приоритеты, механизмы и этапы осуществления. Сборник научных статей. _ Уфа.: БАГСУ, 2004. – 365с.
  16. Мукина Б.К. Институт местного самоуправления в Казахстане и России// Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы четвертой ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова (24-26 мая 2006 г.) – М.: 2006. – 1176с.
  17. Пешин Н.Л. Проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Правовая система Консультант Плюс.
  18. Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления // Правовая система Консультант Плюс
  19. Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления //Государство и право, 2005, №9, С.15.
  20. Рысаев И.Ш. Основные барьеры на пути реформирования местного самоуправления в России// Реформа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан: приоритеты, механизмы и этапы осуществления. - Уфа: БАГСУ, 2004. – 365с.
  21. Соловьев С.Г. Модели организации системы муниципальной власти: проблемы теории и практики. // Современное право, 2006. №7. 54с.
  22. Трофимова И.Н.  «Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации»// Правовая система Консультант Плюс
  23. Усманова Р.М. Конституционные основы местного самоуправления. Уфа.: РИЦ БашГУ,2007.-336с.
  24. Усманова Р.М. Проблемы наделения органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями // Реформа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан: приоритеты, механизмы и этапы осуществления. - Уфа: БАГСУ, 2004.- 365с
  25. Шугрина Е.С. Формы и пределы вмешательства органов  государственной власти в деятельность органов местного самоуправления// Правовая система Консультант Плюс.

Информация о работе Государственное управление и местное самоуправление соотношение и взаимодействие