Государственное и местное управление во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

1. Система центральных органов государственной власти и управления Франции. Национальное собрание и Президент. Конституционный Совет.
2. Премьер-министр и правительство Франции: функциональные особенности. Система министерств и ведомств.
3. Регионы, департаменты, коммуны (основные особенности формирования и функционирования структур местного самоуправления). Коммунальные сообщества и их типология.

Файлы: 1 файл

Государственное и местное управление во Франции.docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

Государственное и местное управление во Франции.

План:

1. Система центральных  органов государственной власти  и управления Франции. Национальное  собрание и Президент. Конституционный  Совет.

2. Премьер-министр и правительство  Франции: функциональные особенности.  Система министерств и ведомств.

3. Регионы, департаменты, коммуны (основные особенности  формирования и функционирования  структур местного самоуправления). Коммунальные сообщества и их  типология.

1.)Центральные органы государственной власти, в принципе, строятся на основе разделения властей, при некотором преиму-ществе исполнительной власти по отношению к законодательной.

Центральная исполнительная власть - не особенно удачный термин, поскольку  эти органы не только исполняют законы, но являются и основным двигателем государственного механизма, предлагая  парламенту принятие каких-либо мер; эти органы обладают самой полной информацией о положении дел внутри страны и за рубежом. В Пятой республике к числу таких органов относятся Президент республики и правительство. Эти два органа не являются совершенно отделенными друг от друга; правительство, заседающее в статусе Совета министров находится под председательством Президента республики, который, следовательно, составляет часть этого Совета. Однако, Президент и правительство конституируются разными способами, имеют различную продолжительность полномочий и весьма разные права. Соотношение этих полномочий в различные периоды Пятой республики было весьма различным и зависело от партийного состава Национального собрания. Например, с 1986 по 1988 гг. большинство мест в нижней палате парламента принадлежало правым буржуазным партиям, которые были политическими противниками президента - социалиста Ф.Миттерана. Такое же положение сложилось и после выборов в Национальное собрание в 1993 г. В такие периоды Президент обладает точно очерченными в конституции полномочиями; если же в Собрании большинство мест занимают сторонники Президента, то его фактическая власть возрастает - Президент может предлагать меры, входящие в собственную компетенцию правительства.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Институт президента прошел значитель-ную эволюцию, на понимание роли Президента накладывает отпечаток и личность обладателя этого поста. В соответствии со статьей 19 конституции формально-юридические полномочия Президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра, а в случае необходимости и ответственных министров. Практи-чески существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19 (например, без контрассигнации назначается пре-мьер-министр).

Президенту принадлежат весьма важные обязанности по наблюдению за установленным конституционным правопорядком. Содержащаяся в ст. 5 основного закона формула о наблюдении Президентом за соблюдением конституции и об обеспечении своим арбитражам нормального функционирования государственных органов и преемственности государства давно была оставлена, и высказывания всех президентов не оставляют сомнений в их собственном каждый раз понимании духа и буквы основного закона. Влияние Президента на такое понимание проявляется и в косвенной форме - путем назначения трех членов в высшей орган конституционной юстиции - в Конституционный совет.

Наиболее важным личным полномочием  Президента (наряду с использованием ст. 16 конституции) является право роспус-ка Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения (ст. 16 конституции); 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, замещающего вакантную должность главы государства до избрания нового президента. Роспуск всегда производится в благоприятный момент; вновь избранный Президент, если он получает "в наследство" враждебный ему парламент также использует это оружие. Свое право использовал Ф.Миттеран в 1981 г. и с мень-шим успехом в 1988 г. Роспуск Национального собрания может применяться и как средство вывода страны из национального кризиса (в 1968 г. Ш.де Голль распустил Собрание). Однако, использование этого права всегда связано с риском для Президента, и применение этого права во многом зависит от популярности среди населения главы государства. О праве Президента проводить национальный референдум на основании ст. 11 конституции мы уже говорили.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновни-ков; лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров. Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право было предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г. В области международных отношений Президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства. Президент информируется о всех перегон ворах, ведущих к заключению соглашений, не требующих ратификации. Наиболее ярким примером роли Президента во внешнеполитической области явился выход Франции из военной организации НАТО в 1966 г., осуществленного по личной инициативе Ш.де Гопля, без ведома парламента.

В судебной области Президент - обладатель традиционного права главы государства - права помилования. Президент находится  на вершине судебной власти, являясь "гарантом" ее независимости (ст. 64 конституции). По Конституции 1958 создан Конституционный совет – высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением Конституции. В совет входят 9 членов, назначаемые на 9 лет (их мандат не возобновляется), и все бывшие президенты республики пожизненно. Этим правом не воспользовались ни Шарль де Голь (1й президент 5ой республики) ни Валери Жискар дЭстен. Конституционный совет обновляется каждые 3 года на 1/3 .Три члена совета назначаются президентом , трое- президентом Сената и трое - председателем Национального собрания. Председатель Конституционного совета назначается президентом из числа членов совета и формально является восьмым лицом в государственной иерархии. Конституционный совет осуществляет контроль за выборами президентов, депутатов и сенаторов, следит за правильностью проведения референдумов и объявляет их результаты. Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных властей, административных и судебных органов. Запросы в этот орган могут направлять президент, премьер-министр, председатели обеих палат парламента, а также группа депутатов, насчитывающая не менее 60 человек. Конституционный Совет пользуется финансовой самостоятельностью; его председатель определяет бюджет, который вписывается в проект государственного бюджета в качестве отчислений на “Гражданские власти”.

Конституционный Совет заседает в Дворце Пале-Рояль, в Париже, там же где и Государственный совет.

Члены Конституционного совета получают ежемесячное вознаграждение около 16.000 €, а также им предоставляется машина (Пежо 607 или Рено Vel Satis) и оплачиваются транспортные расходы.

 Конституционный Совет не оглашает голоса конкретных депутатов, а лишь окончательное решение.

По образцу решений Государственного совета, решение Конституционного совета образовано из четырех частей:

 Протест содержит имена и  положение истцов, дату и собственно  текст протеста.

Ссылка указывает тексты и нормы, на которые опирался конституционный  судья в принятии решения.

Обоснования показывают основные доказательства судьи.

 

 

Решение.

Ежегодный Сборник решений публикуется  Советом через три месяца после  окончания года. Он включает полный текст решений (не уведомлений), аналитический  раздел, и с 1990г. перевод на английский язык, а в период 1995-1998гг. и на испанском  языке.

Значение

 Богатая, четкая и жесткая  практика судебной системы свидетельствует,  что сегодня Конституционный  совет стал подлинным защитником  основных прав и свобод граждан. 

 Конституционный Совет не располагается в вершине ни какой иерархии, в противоположность Государственному Совету – главе административного порядка – и Кассационному суду – вершине судебных учреждений. Однако, его решения принудительно принимаются и “гражданским властям и всеми административным и судебными”. Таким образом, Конституционный Совет Франции имеет фактически большую власть из всех французских учреждений.

2.

Премьер-министр Французской  республики (фр. le Premier Ministre de la République Française) — глава французского правительства.

В 1870—1958 годах должность официально называлась Председатель совета министров (фр. Président du Conseil de Ministres).

Резиденция — Матиньонский дворец (фр. l'Hôtel Matignon) в Париже.

Полномочия

В Пятой республике премьер-министр  отвечает за текущую внутреннюю и  экономическую политику. В отличие  от министров, имеет право издавать декреты (фр. décrets) общего характера. Считается лично ответственным за политику правительства; популярность его прямо зависит от текущего состояния дел в государстве. В период, когда премьер и президент представляют разные партии, у премьер-министра обычно несколько больше самостоятельности в действиях.

Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и должен обеспечить их выполнение. Премьер-министр визирует нормативные  акты Президента, замещает его в  качестве председателя в советах  и комитетах, определенных статьей 15 Конституции.

Порядок назначения и формирования правительства

Премьер-министр назначается президентом  республики. Утверждения его кандидатуры  Национальным собранием не требуется, но так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия, обычно премьер представляет ту партию, которая имеет в НС большинство  мест (пусть даже если президент принадлежит к другой партии). Премьер-министр составляет список министров своего состава правительства[2] и представляет его на утверждение президенту республики. Для прекращения полномочий премьер-министра нужно его заявление об отставке, которое затем принимается или отклоняется президентом.

С 15 мая 2012 года правительство возглавляет  Жан-Марк Эро.

 

 

 

 

Кабинет (рабочий аппарат) Премьер-министра

  Парк дворца Матиньон

 

У Премьер-министра имеется свой значительный кабинет (или рабочий аппарат), состоящий  из советников и референтов, которым  руководит Директор кабинета Премьер-министра. С 2007 по 2012 год этот ответственный  пост занимал выпускник ЭНА и  советник Государственного совета Жан-Поль Фожер.

 

Правительство Франции — кабинет министров, возглавляемый премьер-министром Франции. В соответствии с Конституцией Франции, правительство определяет и проводит политику Нации, в его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы[1]. Правительство несёт ответственность перед парламентом. Занимающий должность министра не имеет права быть депутатом парламента, занимать какую-либо должность общенационального характера и вести какую-либо профессиональную деятельность. В соответствии со статьей 48 Конституции Национальное собрание по меньшей мере одно пленарное заседание в неделю, в том числе во время внеочередных сессий, отводит в приоритетном порядке на ответы членов правительства на запросы парламентариев.

Формирование и роспуск

 

Президент назначает премьер-министра, который представляет ему кандидатуры  министров, которые президент вправе принять или отвергнуть, но при  этом правительство должно пользоваться доверием парламента. Во Франции существуют различия между понятием «правительство» (фр. Gouvernement, собрание министров под председательством президента) и кабинетом министров (фр. Conseil des ministres, где председательствует премьер-министр). Правительство осуществляет регламентированную власть, не принадлежащую президенту (по остаточному принципу). Правительство несет ответственность перед парламентом.

 

Национальное собрание может выразить недоверие правительству путем  принятия резолюции порицания. Такая  резолюция принимается к рассмотрению, если она подписана по меньшей мере десятой частью членов Национального собрания. Голосование по резолюции порицания проводится только через 48 часов после ее внесения, при этом подсчитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов Собрания. Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не утвердит программу правительства или его заявление общеполитического характера, премьер-министр должен вручить президенту республики заявление об отставке правительства.

Правительство возглавляет  премьер-министр, помимо него в правительство  входят:

Государственные министры (фр.)русск. — независимо от их сферы деятельности, получают министерский портфель и являются членами Совета министров.

Министры: непосредственно  управляют и организуют работу министерств  и ведомств;

Министры-делегаты (фр.)русск. — работают под руководством министров и, реже, премьер-министра, им делегированы определенные полномочия;

Статс-секретари — работают под руководством министра, а иногда — непосредственно премьер-министра;

Верховные комиссары (фр.)русск. — должность воссоздана Мартин Хирш (правительство Ф.Фийона) с 2007 по 2010 год.

 

Структура правительства Франции  многократно изменялась, министерства создавались и упразднялись, менялось распределение функций между  ними. Нынешняя структура правительства  сформирована после избрания 15 мая 2012 года Франсуа Олланда президентом Франции и назначения премьер-министром Жан-Марка Эро.

 

 

 

3. Регионы Франции

 

На сегодняшний день Франция насчитывает 26 регионов, 4 из которых расположены за пределами континента. Регион представляет собой территориальную единицу первого уровня.

 

Управляет регионом Региональный совет, избираемый на 6 лет путем прямого  всеобщего голосования. Важным лицом  во французском регионе является его префект, являющийся в то же время  префектом департамента наиболее важного  города региона (un chef-lieu). Региональный префект назначается правительством, и в его задачи входит представлять государство и обеспечивать правильное функционирование местных служб, таких как, например, полиция.

Информация о работе Государственное и местное управление во Франции