Формы осуществления населением местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:59, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание объекта исследования.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей;
- проанализировать понятие местного референдума, как высшей формы народовластия;
- выявить особенности организации и проведения муниципальных выборов и изучить иные формы осуществления населением местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей………………………………………................5
Местный референдум как высшая форма народовластия……………….8
Особенности организации и проведения муниципальных выборов........................................................................................................11
Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в нем………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список…………………………………………....…

Файлы: 1 файл

муниципальное право реферат маша.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный конституционным  законом  регламентируется характер

вопросов, выносимых на референдум. Но определенный вопросы не могут быть вынесены, среди них:

- изменение статуса  субъектов РФ;

-  досрочное прекращение  или продление срока полномочий  Президента РФ, Государственной  Думы;

- принятие и изменение  федерального бюджета;

- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов;

- принятие чрезвычайных  и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

- амнистии и помилования  и др.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. При проведение референдума действуют общие принципы избирательного права:  всеобщность равного прямого и свободного волеизъявлений при тайном голосовании.

По общему правилу  правом голоса в РФ обладает гражданин, достигший ко дню проведения выборов  или референдума возраста 18 лет. Не имеют права избирать, быть избранными, а также участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащимися в местах лишения свободы. На основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.1

Оформленное в виде правового  акта решение, принятое на местном референдуме, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими – либо органами государственной власти, государственными должностными лицами, или органами местного самоуправления.2

Обязательным условием проведения референдумов и выборов  в РФ, в т.ч. и на местном уровне, является их информационное обеспечение, которое включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

 

3.Особенности организации и проведения муниципальных выборов

Муниципальные выборы – это форма  прямого волеизъявления жителей  муниципального образования, осуществляемого  в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований в  целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.1 Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований.

Признаки муниципальных  выборов:

  1. является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления;
  2. проводятся в целях формирования выборных органов местного самоуправления, избрания выборных должностных лиц местного самоуправления;
  3. правом на участие в муниципальных выборах обладают жители муниципального образования;
  4. проводятся на территории соответствующего муниципального образования.

Посредством муниципальных  выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления. По мнению О.Е. Кутафина, муниципальные выборы «...дают возможность населению в процессе избирательной компании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определить пути и способы улучшения из работы».2

Муниципальные выборы назначаются  представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные  Уставом муниципального образования.3 В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Если муниципальные выборы или местный референдум не были назначены соответствующим органом, то это право предоставляется суду общей юрисдикции.

Проведению и организацию местных  референдумов и муниципальных  выборов осуществляют избирательная комиссия муниципального образования, участковые комиссии. Порядок назначения муниципальных выборов определяется уставом муниципального образования. Этот вопрос может быть решен и на уровне законов субъектов Федерации.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

Непосредственно само голосование  проводится в помещении, которое безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой муниципального образования. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются специальные кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после времени окончания для голосования и осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением Протокола об итогах голосования. Подсчет голосов избирателей может осуществляться как непосредственно, т.е. вручную, так и с использованием технических средств подсчета голосов. Члены соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума определяют результаты референдумов, выборов лично. Избирательные комиссии, комиссии референдума направляют общие данные о результатах выборов, референдумов в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов, референдумов.1 Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы местного самоуправления осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

Местный референдум и  муниципальные выборы могут быть признанными недействительными  или несостоявшимися. В таких  случаях, предусмотрена процедура повторных выборов и повторного голосования на референдуме.

Среди основных принципов  организации и проведения муниципальных  выборов можно выделить следующие.

1. Местное самоуправление  как форма осуществления народом  своей власти необходимо предполагает право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Согласно Европейской  хартии местного самоуправления (ст. 3), Федеральному закону об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 3), Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. (ст. 23) муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3.Участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4.Открытость и гласность муниципальных выборов предполагает, что назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно. Информация о муниципальных выборах, включая сведения о кандидатах, участвующих в выборах политических партий, решениях избирательных комиссий, должна своевременно и в полном объеме доводиться до сведения избирателей, других участников избирательного процесса в муниципальных образованиях.

5.Обеспечение честных, справедливых и подлинных муниципальных выборов предполагает создание равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов, избирательных объединений, для их состязательности и конкуренции на выборах, для исключения возможностей фальсификации их результатов, для своевременного и в полном объеме информирования о финансировании избирательных кампаний кандидатов, политических партий.

6.Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается

7.Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов, выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

8.Судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов, гарантируемая Конституцией РФ, федеральными законами, призвана обеспечить легитимный, публичный и демократический характер муниципальных выборов. Участникам муниципальных выборов обеспечивается реальная возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушения избирательных прав и свобод граждан в судебные и иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законом, международными обязательствами Российской Федерации.

Таким образом, муниципальные  выборы, являясь наряду с местным  референдумом высшим непосредственным выражением воли населения муниципальных  образований, занимают особое место в системе местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.

 

4. Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в нем

 

Согласно ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», территориальное  общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ст. 27)

В  Федеральном  законе от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к формам осуществления местного самоуправления отнесены:

- местный референдум (ст. 22);

- муниципальные выборы (ст.23);

- собрание (сход) граждан (ст.24);

- народная правотворческая инициатива (ст.25);

- обращения граждан в органы местного самоуправления (ст.26);

- территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст.27).

Рассмотрим  некоторые из них.  Собрание (сход) является прямой формой самоуправления. В этом случае для решения вопросов собирается общее собрание жителей территории или организуется письменный опрос. Это форма наиболее полного представительства жителей в управлении своей территорией. При ее правильном использовании она позволяет учитывать интересы всех жителей.

Собрания (сходы) граждан  являются проявлением основополагающих конституционных положений о  свободе мысли и слова, о праве  на объединение, о праве собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование.

Данная форма осуществления  народом своей власти применяется  в поселении, где численность  жителей, обладающих избирательным  правом, составляет не более 100 человек. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа. Эта форма непосредственной демократии является наиболее доступным средством самоорганизации граждан. Населению поселения обеспечивается возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании.

Созывается сход граждан  либо главой муниципального образования  самостоятельно, либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Председательствует на сходе глава муниципального образования или иное лицо, избираемое на сходе граждан.

Решения, принятые на сходе  граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Данный институт непосредственной демократии занимает важное место в системе местного самоуправления. Являясь одной из самых массовых форм непосредственной демократии, сход граждан служит формой привлечения населения поселения к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

Информация о работе Формы осуществления населением местного самоуправления