Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена история развития местного самоуправления в России;
2. Проанализированы формы участия граждан города в местном самоуправлении;
3. Сформированы предложения по активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Местное самоуправление как форма непосредственного осуществления народовластия…………………………………………….5
1.1 Теории местного самоуправления и история развития местного самоуправления в России…………………………………..…......……….....5
1.2 Понятие и признаки местного самоуправления.................................7
1.3 Основные тенденции становления и развития местного самоуправления в России на современном этапе..........................................10
Глава 2. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.............................................................................13
2.1 Местный референдум...........................................................................15
2.2 Муниципальные выборы.....................................................................18
2.3 Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления..........................23
2.4 Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования......................26
2.5 Сход граждан и правотворческая инициатива граждан..................27
2.6 Территориальное общественное самоуправление...........................29
2.7 Собрание и конференция граждан....................................................32
Глава 3. Предложения по активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления................................................35
Заключение..................................................................................................38
Библиографический список.......................................................................40

Файлы: 1 файл

Курсовая МУ.docx

— 86.60 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО «СГЭУ»

Самарский Государственный Экономический  Университет

Институт национальной экономики

Кафедра региональной экономики и ГМУ

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Муниципальное управление» на тему:

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

Содержание:

Введение

Глава 1. Местное самоуправление как форма непосредственного осуществления народовластия…………………………………………….5

1.1 Теории местного самоуправления и история развития местного самоуправления в России…………………………………..…......……….....5

1.2 Понятие и признаки местного самоуправления.................................7

1.3 Основные тенденции становления и развития местного самоуправления в России на современном этапе..........................................10

Глава 2. Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления.............................................................................13

2.1 Местный референдум...........................................................................15

2.2 Муниципальные выборы.....................................................................18

2.3  Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления..........................23

2.4  Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования......................26

2.5  Сход граждан и правотворческая инициатива граждан..................27

2.6  Территориальное общественное самоуправление...........................29

2.7  Собрание и конференция граждан....................................................32

Глава 3. Предложения по активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления................................................35

Заключение..................................................................................................38

Библиографический список.......................................................................40

Приложение 1

 

 

 

 

Введение

Важным фактором привлечения населения  к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных  лиц местного самоуправления, которые  по своей природе призваны работать на виду у населения и при его  активном участии. Народовластие - это  осуществление власти не только в  интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно  обеспечить возможность для населения  быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности  населения прямо влияет на уровень  активности граждан, их сознательное участие  в делах местного сообщества и  поддержку деятельности органов  местного самоуправления.

Порядок реализации форм непосредственного  осуществления населением города местного самоуправления определяется согласно уставу города. При этом задача органов  местного самоуправления - создать  достаточную правовую базу для того, чтобы население могло воспользоваться правом участвовать в решении вопросов местного значения.

Актуальность выбранной темы обусловлена  тем, что становление современного гражданского общества, дальнейшее развитие местного самоуправления непосредственно связано с активностью граждан. В первую очередь по месту жительства, при решении вопросов местного значения в таких основных формах непосредственного участия, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания граждан, обращения в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление, а также правотворческая инициатива граждан.

Практика свидетельствует: чем  лучше люди знают о деятельности муниципальных органов и своих  депутатов, об их текущих делах и  планах на будущее, тем действеннее  связь избирателей со своими избранниками.

Целью курсовой работы является изучение форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотрена история развития местного самоуправления в России;

2. Проанализированы формы участия граждан города в местном самоуправлении;

3. Сформированы предложения по активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В соответствии с поставленной целью  определен объект исследования, им является участие населения в местном самоуправлении.

Предметом являются формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Работа состоит из трех основных частей:

1) Теоретическая – описывается  история развития местного самоуправления  в России, понятие и признаки местного самоуправления.

2) Аналитическая – анализ форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

3) Практическая – предложения по активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Задачами курсовой работы являются: закрепление и расширение полученных в процессе изучения дисциплины знаний; развитие навыков самостоятельной  работы.

При написании курсовой работы были использованы такие методы, как статистические, аналитические, экспертные.

 

Глава 1. Местное самоуправление как форма непосредственного осуществления народовластия

1.1 Теории местного самоуправления и история развития местного самоуправления в России

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей  ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые  выступают органами местных самоуправляющихся  территориальных сообществ. Теоретические  основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным  деятелем и историком Алексисом  Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о  земских учреждениях 1864 года создавались  выборные губернские и уездные земские  собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация  городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские  думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов  государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись  в конце 1980-х годов в связи  с реформой государственной власти в стране. Закон СССР «Об общих  началах местного самоуправления и  местного хозяйства» N 1417-I от 9 апреля 1990 г. и Закон РСФСР «О местном самоуправлении» N 1550-1 от 06.07.91 сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» N 154. В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131, принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

1.2 Понятие и признаки  местного самоуправления

В демократическом государстве  разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое  разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов  федерации) и местная власть. Наличие  местных органов власти обусловливается  тем, что центральная (и региональная) власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы.

Понятие местного самоуправления дается в ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и представляет собой  норму-дефиницию (определение).

Такое закрепление центрального понятия  муниципального права сделано, для  того чтобы исключить нежелательное  произвольное толкование этого понятия.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается, гарантируется  и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов (признаков):

1) содержанием местного самоуправления  является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе понимается население муниципального образования. В рамках осуществления местного самоуправления население муниципального образования занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

2) местное самоуправление - это  самостоятельная деятельность населения.  Органы местного самоуправления  в пределах, установленных законом,  обладают полной свободой действий  для осуществления собственных  инициатив по вопросам местного  значения. Самостоятельность местного  самоуправления определяется прежде всего его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно1, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения2;

3) местное самоуправление осуществляется  населением под свою ответственность;

4) местное самоуправление осуществляется  в двух формах, непосредственно  (путем муниципальных выборов,  местного референдума, участия  в собраниях (сходах) граждан,  народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального  общественного самоуправления) и  через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные  полномочиями на решение вопросов  местного значения);

 

5) местное самоуправление осуществляется  исходя из интересов населения,  его исторических и иных местных  традиций. В данном признаке выражается  принцип децентрализации — отсутствие  единых, типовых подходов к управлению  «местными делами», так как  каждое муниципальное образование  имеет свои исторические и  местные традиции, определяемые  различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими  и другими факторами.

Местное самоуправление относится  к основам конституционного строя, что означает невозможность его  упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ.

Важным моментом в организации  местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Местное самоуправление, таким образом, представляет собой форму реализации муниципальной власти. Носителем  муниципальной власти является население  муниципального образования. Муниципальная  власть осуществляется непосредственно  населением муниципального образования  или через муниципальные органы.

Органы местного самоуправления –  избираемее непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом  муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется в пределах муниципального образования. Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

1.3 Основные тенденции  становления и развития местного  самоуправления в России на  современном этапе

Официальное и публичное признание  местного самоуправления как института  народовластия, независимого от государственной  власти и отражающего процесс  демократизации в гражданском обществе произошло лишь в последние годы.

Информация о работе Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления