Формы осуществления населением местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:59, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание объекта исследования.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей;
- проанализировать понятие местного референдума, как высшей формы народовластия;
- выявить особенности организации и проведения муниципальных выборов и изучить иные формы осуществления населением местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей………………………………………................5
Местный референдум как высшая форма народовластия……………….8
Особенности организации и проведения муниципальных выборов........................................................................................................11
Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в нем………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список…………………………………………....…

Файлы: 1 файл

муниципальное право реферат маша.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский  государственный  университет

имени  Александра  Григорьевича  и  Николая  Григорьевича  Столетовых»

(ВлГУ)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра

Конституционного и  муниципального права

 

Реферат

по дисциплине:

«Муниципальное право»

на тему: «Формы осуществления населением местного самоуправления»

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей………………………………………................5
  2. Местный референдум как высшая форма народовластия……………….8
  3. Особенности организации и проведения муниципальных выборов........................................................................................................11
  4. Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в нем………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….21

Библиографический список…………………………………………....………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление, составляя одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

         Цель  реферата состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание объекта исследования.

 Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей;

- проанализировать понятие местного референдума, как высшей формы народовластия;

- выявить особенности организации и проведения муниципальных выборов и  изучить иные формы осуществления населением местного самоуправления.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и осуществления местного самоуправления.

Предметом исследования является:

- федеральное и региональное законодательство;

- учебники, статьи и  монографии по данной проблематики.  

Проблемам местного самоуправления, его формам осуществления  уделяли внимание такие ученые в области муниципального права, как: Баглай М.В., Баранчиков В.А., Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н., Кутафин О.Е., Максимов В.П. и другие.

В моей работе применялись следующие методы:

- группировка и систематизация данных об объектах исследования;

- группировка и систематизация метод сравнения;

- группировка и систематизация метод графического моделирования;

- группировка и систематизация метод изучения документов, метод анализа и синтеза.

Структура работы обусловлена  её целями и задачи, состоит из введения, четырёх параграфов, заключения и  библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие внутримуниципальной децентрализации через общественное самоуправление жителей  

 

Реализация многих задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в  конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан  – муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Поэтому необходима децентрализация власти - перемещение полномочий из центра управляемой системы на ее периферию и укрепление политико-правовой самостоятельности периферийных систем.

Вместе с тем широкая  децентрализация мест обязательно  должна дополняться внутримуниципальной  децентрализацией: развитием общественных начал в деятельности органов  местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей – без этого местное  самоуправление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» соответствующего термина.

Если децентрализация  мест в той или иной мере существовала и ранее, в том числе в советский период, за счет расширения прав местных Советов, то раскрепощение жителей было и остается большой проблемой. Поэтому население только передоверяет решение касающихся их вопросов профессиональным управленцам, не контролируя их. Вследствие этого люди становятся беззащитными перед своеволием власти, теряют вкус к творчеству, созиданию. Для преодоления подобной ситуации необходима самодеятельность населения в сфере гражданских прав на управление территорией проживания и прав на жилье. Российские законодатели придумали для этого явления термин «территориальное общественное самоуправление», сокращенно -ТОС.

       Легальное определение территориального общественного самоуправления содержится в ст. 27 Закона об организации местного самоуправления. Под территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территория поселений, не являющихся муниципальным образованием, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Впервые институт территориального общественного самоуправления возник с принятием Закона Российской Федерации  «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в 1991 года. Это статьи 80-86 и 96, где провозглашалась общественная природа этого института.

Вступление в силу Конституции Российской Федерации 1993 года создало принципиально новую  правовую ситуацию в области местного самоуправления: была определена его  роль в осуществлении власти народа, статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также установлены правовые гарантии местного самоуправления. Принятие Конституции позволило разработать и принять Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который открыл возможность для формирования регионального и муниципального нормотворчества, положил начало созданию особого вида управления – муниципального.

После вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» старая система ТОС пришла в противоречие с действующим законодательством. Однако реформирование системы территориально-общественного самоуправления началось значительно позднее и продолжается и в настоящее время.

С 1 января 2006 года в Российской Федерации вступила в силу новая  редакция Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одной из особенностей данного закона в новой редакции является перераспределение власти на местах «сверху-вниз», в том числе и в пользу ТОС.

До последнего времени  ТОСы не имели достаточного правового  обеспечения, что позволяло администрациям муниципальных образований ущемлять право граждан «осуществлять  свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», прописанное в ст. 3 Конституции РФ. В новой редакции закона о местном самоуправлении в числе прочих правок идет речь о наделении органов территориального самоуправления большими полномочиями.

С точки зрения конституционно-установленных  прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.

Правоведы выделяют следующие  отличительные черты ТОСов1:

 – это деятельность, точнее, самодеятельность граждан;

- это состояние самоорганизации, готовности к самоуправлению, умение жителей, наличие условий для самоуправления;

- это институт, то есть наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления: органы плюс жители, способные к самоуправлению;

– это и форма участия  населения в решении вопросов местного значения;

- это общественные организации, общественные объединения, точнее, это органы общественной самодеятельности.

Необходимо также отметить, что территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:

  • законности;
  • свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
  • выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям (сходам), конференциям членов территориального сообщества;
  • добровольного участия членов территориального сообщества в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения, в их реализации;
  • сочетания интересов членов территориального сообщества и интересов населения, не участвующего в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;
  • самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;
  • гласности и учета общественного мнения.

Таким образом, можно  сказать, что местное самоуправление есть одна из форм осуществления власти на местах, в пределах территорий, отведенных для этих целей государством и на современном этапе  с помощью него решается задача разумной децентрализации власти.

 

 

 

 

2. Местный референдум как высшая форма народовластия

 

Наряду с другими  формами осуществления населением местного самоуправления, муниципальные  выборы и местный референдум являются основополагающими формами. В Конституции  РФ выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа1. Следовательно, местный референдум и муниципальные выборы являются способом непосредственного решения населением вопросов местного значения и выражением воли населения соответствующего муниципального образования.

Под местным референдумом понимается форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.

Референдумы применяются:

- для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например принятие конституции);

- при желании государственной   власти получить одобрение какого-то  своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Инициатива референдума  может  исходить как от избирателей, так и от  субъектов федерации. В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом  о референдуме 1990 года. Конституция  РФ  от 12 декабря 1993 года предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме.  Первый такой закон был принят  в 1995 году.  В настоящий момент действует Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года. Референдум регулируется также  Федеральным законом  «Об основных гарантиях избирательных  прав и прав на участие  в референдуме граждан Российской Федерации » (в редакции от 12 августа 2004 года).

Признаки местного референдума:

  1. является формой непосредственного осуществления населением вопросов местного самоуправления;
  2. проводится исключительно по вопросам местного значения;
  3. осуществляется в границах соответствующего муниципального образования;
  4. правом на участие в местном референдуме обладают граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;
  5. осуществляется посредством голосования непосредственно за или против вопроса, выносимого на референдум.

Информация о работе Формы осуществления населением местного самоуправления