Анализ современного состояния муниципальной экономики Калининского района г. Челябинска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе анализа деятельности Администрации по управлению экономикой муниципального образования сформулировать основные направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить нормативно-правовые основы управления экономикой муниципального образования
Исследовать структуру системы управления экономикой муниципального образования
Проанализировать деятельность Администрации города Челябинска в сфере управления экономикой муниципального образования.

Файлы: 1 файл

курсовая муэ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Анализ современного состояния муниципальной экономики Калининского района г. Челябинска

 

2.1 Анализ деятельности по управлению  экономикой муниципального района

 

Калининский район, расположенный в западной части города, включает часть старого Челябинска - Заречье и новые кварталы северо-запада. Район был основан 9 декабря 1970 года.

По численности населения район не уступает иному европейскому городу: 204,2 тысячи человек проживает на площади в 42 кв. км. Раскинулся район с востока на запад на 18 километров - от завода ЧЭМК до Тополиной аллеи, соединяющей окраину Северо-Запада с Центральным районом. В Калининском районе расположено достаточное количество объектов и учреждений, необходимых для комфортной жизни горожан: около восьми тысяч предприятий и организаций, среди наиболее крупных можно назвать ОАО «ЧЭМК», АО «Профнастил», ООО «Стройком», ОАО «Челябинский абразивный завод», ЧГРЭС и др.; торгово-офисных, таких как ТК «Молния» и «Прииск»; культурных - Театр кукол; образовательных; медицинских - городская клиническая больница № 3 и 5 и спортивных - это школа дзюдо.

Таким образом, Калининский район являясь частью города Челябинска является мощным экономическим субъектом и нуждается в серьезном подходе к управлению.

Анализ системы управления экономикой Калининского района будет проводить в несколько этапов. Во-первых, проанализируем развитие основных секторов развития экономики района, определив основные субъекты управления. Во-вторых, рассмотрим комплексное влияние органов государственного и муниципального управления на развитие экономики Калининского района.

В настоящее время на территории Калининского района города Челябинска зарегистрировано несколько тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях формирования и совершенствования условий, способствующих развитию и поддержке деятельности субъектов малого предпринимательства, в рамках городской целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Челябинске на 2007-2009 годы» в отделе экономики администрации района с 2006 года работает информационно-консультационный центр (ИКЦ). Основной задачей центра является оказание бесплатных информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса и участие в реализации политики органов местного самоуправления в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

ИКЦ консультирует субъекты среднего и малого предпринимательства, помогает в решении возникающих проблем, предоставляет предпринимателям информацию, которая необходима для дальнейшего роста и развития их бизнеса, в том числе о порядке регистрации, лицензировании отдельных видов деятельности, о банках и источниках финансовой поддержки, о ходе реализации программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

Органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные и контрольные функции в Калининском районе, является администрация района - территориальный орган Администрации города, возглавляемая на основе единоначалия главой администрации района в городе.

Глава администрации района в городе назначается и освобождается Главой города. Организационная структура имеет линейно-функциональный вид.

Администрация района для осуществления своих полномочий наделяется необходимым муниципальным имуществом и финансовыми ресурсами.

Имущество закрепляется за администрацией района в соответствии с договором, заключаемым с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.

Администрация Калининского района владеет, пользуется закрепленным за ней муниципальным имуществом и с согласия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Челябинска производит списание, обмен, передачу имущества, приобретенного за счет бюджетных средств.

Финансовые ресурсы администрации Калининского района составляют бюджетные средства, направляемые ей в соответствии с решением городской Думы о бюджете на соответствующий год на основании бюджетной росписи, а также выделяемые на реализацию мероприятий городской целевой программы «Развитие районов в городе Челябинске».

Финансовые ресурсы администрации Калининского района используются исключительно для выполнения переданных полномочий.

Администрация Калининского района отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.

Принятие администрацией Калининского района на себя гражданско-правовых обязательств, превышающих суммы средств, выделенных администрации Калининского района по бюджетной росписи, не допускается.

Управление экономикой района в Администрации непосредственно занимается управление экономики. Являясь структурным подразделением Администрации оно реализует государственную и муниципальную политику на территории Калининского района г. Челябинска.

В 2012 году Управление экономики Администрации города Челябинска завершило мониторинг состояния малого бизнеса. Данная работа была проведена с целью исследования текущего состояния бизнеса предпринимателей, отраслевых рынков города Челябинска, выявления проблем и потребностей субъектов малого предпринимательства в освоении новых направлений деятельности, а также с целью выявления наиболее необходимых, с точки зрения предпринимателей, направлений поддержки малого бизнеса.

В целом, состояние малых предприятий стабильное, большинство рынков находятся в стадии становления и развития. Малый бизнес Челябинска дает городу более 170 тысяч рабочих мест. Однако по-прежнему созданы недостаточные условия для развития производственных и строительных малых предприятий, и именно их поддержка должна быть приоритетной.

Представители малого бизнеса поддержали такие формы поддержки, как компенсацию затрат на обучение и участие в выставках. Оказалось, что потребности малого бизнеса в заемных средствах сопоставимы с бюджетом города, поэтому целесообразна не прямая финансовая поддержка предпринимателей, а только частичное субсидирование выплат по кредитам коммерческих банков.

Выявлена проблема значительного недостатка офисных и производственных помещений. Эту проблему необходимо решать, в том числе путем создания бизнес-инкубаторов, а также при помощи строительства бизнес-центров.

Большинство опрошенных также указали необходимость упрощения процедур лицензирования, сокращения количества проверок, создания четких регламентов рассмотрения документов при лицензировании и согласованиях, совершенствования законодательства.

Одной из важнейших стратегических целей муниципальной политики при создании условий устойчивого экономического развития города является рациональное и эффективное использование земли всех форм собственности. Земля является одним из важнейших ресурсов города.

И одним из направлений деятельности Администрации по управлению экономикой района является сдача в аренду земельных участков. Земельные участки района предоставляются в аренду физическим и юридическим лицам под сады, огороды, овощные ямы, гаражи, летние кафе, павильоны, автостоянки и т.д. Земельные участки предоставляются в краткосрочную (до 1 года) и долгосрочную (на 49 лет) аренду.

Для каждой категории арендаторов существуют свои условия аренды. По истечении срока аренды все документы необходимо переоформлять. Если речь идет об огородах, овощных ямах или частных домах, то переоформление - простая формальность. В случае с павильонами, особенно в составе торгово-остановочных комплексов, и летними кафе данная процедура имеет более серьезный характер.

Речь идет о поведении этой категории арендаторов в предыдущий срок аренды. Если ими выполнялись все условия договора аренды, и на них не было жалоб со стороны населения района, то, скорее всего, земельная комиссия даст согласие на повторное заключение договоров с ними. Недобросовестным же арендаторам будет отказано.

Также при заключении договоров аренды с предпринимателями или организациями могут быть выдвинуты дополнительные условия. Например, содержание и благоустройство прилегающей территории, оборудование остановочного комплекса и другое.

Для определения эффективности деятельности Отдела по регулированию земельных отношений проанализируем сумму начисленных и уплаченных арендных платежей. Показатели сбора этих платежей за последние три года представлены в таблице 1.

Таблица 1 Показатели платежей краткосрочной аренды земельных участков в Калининском районе

Показатели

2011г.

2012 г.

2013 г.

 

тыс. руб.

% к базе

тыс. руб.

% к базе

тыс. руб.

% к базе

Начислено

366,86

100

455,82

124

892,06

243

Уплачено

348,52

100

442,14

127

883,14

253

Недоплаты

18,34

100

13,67

75

8,92

49


 

Данные таблицы 1 показывают, что начисления с каждым годом становятся больше. Это связано не столько с ростом арендной платы, сколько с увеличением спроса на земельные участки под временные объекты малой архитектуры (летние кафе, торговые павильоны).

Кроме того, в настоящее время все большую роль в управлении экономикой Калининского района приобретает Муниципальный Совет.

Муниципальный совет - объединенный орган общественного самоуправления населения, созданный как постоянный совещательный орган самоуправления граждан, работающий на регулярной основе в администрации Калининского района г.Челябинска.

Членами совета с правом решающего голоса являются депутаты Челябинской городской Думы, избранные от Калининского района; с правом совещательного голоса: депутаты Законодательного собрания области (по согласованию), председатели комитетов территориального общественного самоуправления района. В состав Совета с правом совещательного голоса также входят Глава администрации района и представитель Администрации города.

 

2.2 Основные проблемы в системе управления экономикой района

 

В системе управления экономикой Калининского района можно выделить целый ряд проблем. Так в нестоящее время серьезной проблемой развития экономки Калининского района является низкий уровень менеджмента. Практика управления экономикой Калининского района показывает, что недостаточно используется управленческий ресурс городского развития, включающий:

    • информационное обеспечение деятельности органов городского самоуправления;
    • наличие и качество программ и проектов развития города;
    • восприимчивость к инновациям органов городского самоуправления и готовность использовать потенциал горожан.

Эффективное управление развитием экономикой Калининского района невозможно без информации. В отчете о социологическом исследовании отмечается, что в Администрации Калининского района существует дефицит информационного обеспечения. Для эффективного управления экономикой района необходимо создание интегрированной информационной системы, основой которой может стать информация Госкомстата Челябинской области, государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти и органов городского самоуправления. Создание интегрированной информационной системы позволит наладить эффективное взаимодействие между ее участниками и создать единое информационное пространство.

В настоящее время в городе Челябинске и Калининском районе разрабатывается и реализуется более семнадцати отраслевых, целевых программ и проектов. Многие из них достаточно автономны и не увязаны между собой по приоритетности, срочности и эффективности финансирования. В аналитическом отчете по результатам социологического исследования отмечается, что отсутствуют механизмы контроля за реализацией программ и проектов, недостаточно используется потенциал межведомственного взаимодействия и механизмы обратной связи. Между тем, программно-целевое управление является значительным ресурсом повышения устойчивости развития района; позволяет преодолеть разрывы, которые появляются на границах ведомственной компетенции и являются источниками организационных конфликтов; вовлекает управленческие структуры в постоянный процесс программирования своей деятельности, что придает им гибкость и способность к изменениям.

Развитие города в значительной степени зависит от того, как строятся отношения между органами городского самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. К факторам, снижающим управляемость города, большинство экспертов относят политическую нестабильность. Известно, нестабильность оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в том случае, если система не обладает резервными возможностями для устойчивого развития. В данном случае “иммунным” свойством системы управления городом должна стать внутренняя политическая устойчивость, консолидация и конструктивный диалог субъектов власти и управления.

Информация о работе Анализ современного состояния муниципальной экономики Калининского района г. Челябинска