Анализ современного состояния муниципальной экономики Калининского района г. Челябинска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе анализа деятельности Администрации по управлению экономикой муниципального образования сформулировать основные направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить нормативно-правовые основы управления экономикой муниципального образования
Исследовать структуру системы управления экономикой муниципального образования
Проанализировать деятельность Администрации города Челябинска в сфере управления экономикой муниципального образования.

Файлы: 1 файл

курсовая муэ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

В системе самоуправления жители (местное сообщество) являются одновременно и объектом, и субъектом управления. Поэтому они также включены в систему управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

К основным элементам системы управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования следует отнести:

  • население муниципального образования;
  • органы местного самоуправления муниципального образования;
  • органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
  • подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением (местным сообществом);
  • подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
  • подсистему информационного обеспечения процесса управления и др.

Государство может способствовать развитию экономики муниципального образования за счет создания следующих условий.

Во-первых, за счет обеспечения институциональной инфраструктуры - прав собственности, законности и правопорядка, а также норм, которые поощряют эффективное долгосрочное инвестирование.

Во-вторых, путем обеспечения элементарных основ образования, здравоохранения, инфраструктуры, защиты окружающей среды, необходимых для экономической деятельности.

В-третьих, государство формирует макро- и микроэкономическую среду, в рамках которой формируются стимулы для эффективной экономической деятельности. Этому способствует осуществляемая государством бюджетно-налоговая, кредитно-денежная и антиинфляционная политика.

Приоритеты и конкретные инструменты регулирования муниципальной экономики закрепляются в рамках различных программных документов, разрабатываемых органами местного самоуправления: программ социально-экономического развития муниципальных образований, инвестиционных программ, про грамм поддержки малого и среднего бизнеса и т. п.

В настоящее время в большинстве муниципальных образований Российской Федерации планированием социально-экономических показателей и организацией работ по их достижению занимаются специалисты экономических подразделений местных администраций.

Возглавляет систему управления муниципальной экономикой глава муниципального образования.

В настоящее время традиционная форма регулирования социально экономического развития муниципальных образований в значительной мере устарела. Решения о применении тех или иных экономических регуляторов должны приниматься на инновационной основе с учетом мнения предпринимательских кругов муниципального образования. Как показывает практика, специалисты органов местного самоуправления в основе своей достаточно далеки от проблем предпринимателей. Более того, как муниципальные служащие, они получают фиксированное денежное со держание. Законом им запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Отсутствие дополнительных стимулов ограничивают инициативу экономических служб местных администраций в выработке стратегии и формировании эффективного инструментария регулирования муниципальной экономики.

Все это требует применения качественно иного подхода к организации работ по социально-экономическому развитию территорий с использованием опыта преуспевающих предпринимателей муниципального образования и созданием условий по его реализации.

На современном этапе одним из наиболее эффективных инновационных подходов к организации процесса регулирования муниципального развития может стать практика создания специализированных агентств социально-экономического развития (АСЭР) и фондов социально-экономического развития (ФСЭР) территорий. Представляется, что такие структуры могли бы наилучшим образом обеспечить взаимодействие местной администрации, представительной власти, предпринимательских кругов и общественности в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.

К числу возможных функций АСЭР имеет смысл отнести:

    1. анализ природных, демографических, производственных, финансовых и других ресурсов территории;
    2. анализ макросреды муниципального образования (изучение наметившихся объективных тенденций развития экономики страны, анализ экономической политики с использованием данных макроэкономических прогнозов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, ведущих международных финансовых организаций и экономических подразделений региональных структур управления) с целью определения «внешних» условий развития территорий;
    3. постоянный мониторинг муниципальной экономики, прогнозирование тенденций в ключевых отраслях и на предприятиях муниципального образования;
    4. разработку сценариев долгосрочного экономического развития территории, общая оценка затрат и эффекта при их реализации, внесение предложений по наиболее вероятному сценарию;
    5. анализ позитивного опыта реформирования муниципального хозяйства и подготовка экспертных заключений по возможности его адаптации к местным условиям;
    6. подготовка предложений местной администрации по выбору направлений предпринимательской деятельности, вопросам инвестиционной политики и поддержки бизнеса;
    7. экспертизу бизнес проектов на предмет их соответствия приоритетам стратегического развития муниципального образования.

Реализация данных функций предъявляет высокие требования к работникам АСЭР. В структуру данной организации должны войти руководитель, способный сочетать принцип независимости организации с налаживанием рабочих контактов с администрацией, бизнесом и общественностью; экономисты-аналитики (2 - 3 штатные единицы), способные правильно оценить конъюнктуру рынка и подготовить для администрации выгодные бизнес предложения; специалисты по прогнозированию и составлению моделей; демограф или специалист по социальным вопросам; финансист; специалист по управлению проектами; юрисконсульт; возможно, другие специалисты.

Наиболее приемлемая организационно-правовая форма АСЭР -некоммерческое партнерство. Его учредителями могут выступать: администрация муниципального образования; администрация со ответствующего субъекта Федерации; промышленные, финансовые, торговые и другие предприятия, действующие на территории муниципального образования и привлеченные извне; научно исследовательские организации и высшие учебные заведения; инвесторы, уже работающие в муниципальном образовании или потенциальные; общественные организации и объединения; местные средства массовой информации и др.

Источниками финансирования деятельности АСЭР могут служить взносы учредителей, вступительные взносы юридических и физических лиц, ежегодные членские взносы, в случае необходимости - бюджетные средства.

Одна из ключевых задач АСЭР состоит в разработке перспективных бизнес проектов и предложений для местной администрации как основного субъекта муниципальной экономики. При этом ассоциация не имеет возможности непосредственным образом воз действовать на протекающие в муниципальном образовании социально-экономические процессы.

Для этой цели на базе ряда действующих структурных под разделений местной администрации (отдела экономики и прогнозирования, комитета по управлению имуществом, фонда поддержки предпринимательства и т. п.) создается единый орган - фонд социально-экономического развития территории.

В его компетенцию следует вменить практическую реализацию предложений АСЭР, в том числе формирование и использование муниципальной собственности, аккумулирование средств на выполнение социальных программ (сверх защищенных статей местного бюджета), построение системы управления проектами, соответствующими стратегии развития муниципального образования, осуществление мероприятий по поддержке предпринимательских структур и др.

Взаимодействие между фондом и агентством может строиться по следующей схеме. Фонд, единолично учрежденный и контролируемый администрацией, управляет недвижимостью и финансовыми ресурсами, осуществляет бизнес-проекты, работает в на правлении привлечения на территорию потенциальных инвесторов. В то же время фонд как структура местной администрации входит в состав учредителей АСЭР.

АСЭР, проводя аналитические исследования, ресурсный анализ, осуществляя взаимодействие с представителями органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций, концентрирует всю необходимую информацию для разработки реальных планов, учитывающих имеющиеся ресурсы, возможные инвестиции, потенциальных инвесторов.

При этом используется встречное движение предложений и объединение усилий: с одной стороны, предприятия-учредители, входящие в ассоциацию, предлагают собственные проекты, с другой - АСЭР и фонд могут формировать проекты согласно выработанной стратегии и осуществлять подбор исполнителей. В любом случае все реализуемые проекты проходят экспертизу в АСЭР на соответствие основным приоритетам стратегического развития муниципального образования.

Результатом деятельности агентства является взаимосвязанная система стратегических и оперативных планов, утвержденных главой администрации. Результат деятельности фонда - портфель проектов, соответствующих мероприятиям, предусмотренным в планах, и комплекс мер по их реализации.

Государственное регулирование и общую координирующую функцию развития экономики муниципального образования на данном этапе рыночных отношений должны осуществлять органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с общественными институтами предпринимателей и потребителей и под их контролем. Органы исполнительной власти РФ, Челябинской области, города Челябинска должны обеспечивать единую для всех участников нормативно-правовую базу деятельности на потребительском рынке, создавать экономические условия для развития конкуренции среди продавцов товаров и производителей услуг, содействовать развитию наиболее эффективных организационных форм деятельности участников рынка и обеспечить соблюдение действующего законодательства и защиты прав потребителей.

На региональном уровне ведущую роль в управлении экономикой города Челябинска играет Министерство экономического развития Челябинска.

Министерство экономического развития Челябинской области - один из органов исполнительной власти Челябинской области. Оно было образовано в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 17.06.2004г. «Об органах исполнительной власти Челябинской области». Министерство экономического развития руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Челябинской области, законами Челябинской области, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области.

В полномочия Министерства экономического развития Челябинской области в сфере управления экономикой муниципальных образования входит:

· участие в организации и проведении форумов, съездов, конференций и других мероприятий по выработке политики социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области;

· осуществление методологической помощи органам исполнительной власти и муниципальным образованиям Челябинской области по вопросам, входящим в компетенцию Министерства экономического развития Челябинской области;

· подготовка годовых, квартальных, отчетов об экономическом развитии муниципальных образований Челябинской области.

Ведущая роль в муниципальной экономике принадлежит органам местного самоуправления. Местные органы власти занимают особое место в системе муниципальных экономических отношений. С одной стороны, они, подобно государственным властным структурам, выполняют функцию регулирования хозяйственных отношений на подведомствен ной им территории. С другой - выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, способного самостоятельно расширять свой экономический потенциал (пополнять состав муниципальной собственности, укреплять местный бюджет и т. п.).

При этом с точки зрения ведения хозяйственной деятельности органы местного самоуправления близки к коммерческим организациям, так как выступают на рынке как самостоятельные и равноправные субъекты экономических отношений, т. е. могут самостоятельно распоряжаться принадлежащей им собственностью, финансовыми ресурсами, землей и получать при этом прибыль. Но в отличие от коммерческих организаций, цель которых состоит в извлечении прибыли в интересах участников этих организаций, муниципальные структуры не могут использовать ни перечисленные ресурсы, ни полученную от их эксплуатации при быль в сферах, не связанных с интересами населения, образующего местное сообщество.

Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправления закономерно распадается на два направления: властное и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности.

Последние могут быть разделены на две следующие группы:

    • муниципальные предприятия и учреждения, под которыми понимаются организации, в которых муниципалитет обладает всей или частью собственности;
    • предприятия и учреждения иных форм собственности (государственные, акционерные, частные и др.).

Роль каждой из названных групп хозяйствующих субъектов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, обязаны направлять на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном по рядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Поэтому вполне естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными, т. е. в различной степени сочетающими властные и экономические (собственнические) признаки.

В городе Челябинске управление муниципальной экономикой осуществляет Управление экономики (подразделение Администрации города Челябинска), а также Администрации районов. Так на территории Калининского района управление экономикой района осуществляется Администрацией Калининского района.

Таким образом, управление экономикой муниципального образования в настоящее время осуществляют как органы федеральной, региональной власти, так и органы местного самоуправления. Это обуславливает необходимость четкого разделения полномочий всех уровней власти и закрепление форм взаимодействия в области управления муниципальной экономикой.

Информация о работе Анализ современного состояния муниципальной экономики Калининского района г. Челябинска