Анализ современного состояния муниципальной экономики Калининского района г. Челябинска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе анализа деятельности Администрации по управлению экономикой муниципального образования сформулировать основные направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить нормативно-правовые основы управления экономикой муниципального образования
Исследовать структуру системы управления экономикой муниципального образования
Проанализировать деятельность Администрации города Челябинска в сфере управления экономикой муниципального образования.

Файлы: 1 файл

курсовая муэ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в настоящее время все более острой проблемой является отсутствие взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления города Челябинска и Администрации Калининского района.

Каждый из вышеобозначенных субъектов управления экономикой района предпринимает целый ряд управленческих процедур направленных на развитие экономики, однако зачастую действия эти носят разнонаправленный характер, что приводит получению эффекта как минимум в полтора раза ниже, чем могло быть при выстраивании эффективной системы взаимодействия всех субъектов системы управления экономикой Калининского района.

Остается неразработанным правовое пространство экономического развития российских городов и их районов. В обеспечение реализации базового федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года Правительством РФ был определен перечень законов, нацеленных на разработку ключевых проблем развития муниципальных образований. Среди этих проблем: укрепление финансово-экономической самостоятельности, развитие механизмов местных бюджетов и межбюджетных отношений, реформа отношений в сфере муниципальной собственности, прежде всего собственности на землю, формирование конкретных механизмов экономического развития, хозяйственного и инвестиционного климата, в частности.

Экономический кризис, в который попало российское государство, исключительно сильно бьет по городам и районам, в том числе и Калининскому. Сбросив с себя груз контроля за большинством хозяйствующих субъектов, города, а уж тем более Администрация Калининского района между тем не получили стабильной достаточной базы для решения огромного количества сопровождающих кризис проблем. В то же время именно Администрация Калининского района является зоной «контакта» с жителями, местом возникновения конфликтов, особенно в экономической и социальных сферах.

Условия развития экономики Калининского района осложняются тем, как сегодня строятся отношения Администрации с федеральными органами и органами субъекта Федерации. К числу наиболее существенных причин разногласий можно отнести формирование достаточной и стабильной финансово-экономической основы развития, а также сохраняющуюся на федеральном и региональном уровнях правовую неопределенность в ряде важнейших сфер городского развития. Далеко не всегда органы местного самоуправления города Челябинска и Калининского района могут выработать программы развития, взаимоувязанные с субъектом Федерации в сфере пересечения общих интересов, например по использованию сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, производству продукции локального потребления, совместному развитию и использованию объектов транспортной и иной инфраструктуры, использованию межселенной территории, внедрению экологических программ и т.п.

Все более заметными становятся проблемы субъективного характера.

Первая из них - недостаточно активная позиция самой Администрации Калининского района. В соответствии с реалиями рыночной экономики районы города превращаются в самостоятельные экономические субъекты. В нормальных экономических условиях (отличных от чрезвычайных - стихийных бедствий, например) районы города, которые стремятся заниматься своим экономическим развитием, не должны делать ставку на реальную помощь государства - как организационную, так и материальную, в частности, в виде дотаций на развитие городского хозяйства и централизованных государственных инвестиций в экономику.

Вторая проблема связана с трудностями организационного характера. В Администрации Калининского района складывается типичная противоречивая ситуация: сотрудники администрации знают ситуацию в собственных районах, обладают разнообразной, порой уникальной информацией, однако вопросами самостоятельного определения места района города и стратегических направлений его развития они практически не занимаются. Причинами этого являются отсутствие опыта такой работы или просто отступление стратегических задач на второй план на фоне текущей работы. Одновременно, специалисты, знакомые с подходами к муниципальному экономическому планированию - представляющие либо местные, либо иногородние учреждения - либо плохо владеют ситуацией в Калининском районе, либо остаются со своими рекомендациями невостребованными.

В настоящее время в Калининском районе города Челябинска работа по планированию экономического развития обычно ведется самой администрацией района, Отделом по экономике. Планирование развития Калининского района силами районной администрации имеет ряд минусов, связанных с большим объемом текущей оперативной работы, забюрократизированностью процесса принятия решений, недостаточно высоким уровнем оплаты труда, недостаточной квалификацией специалистов.

Как правило, работа этих подразделений имеет мало общего с разработкой плана развития города в его современном понимании. Подготовка сегодняшних планов социально-экономического развития Калининского района заключается в механическом сведении различных, мало связанных между собой программ, подготовленных отраслевыми департаментами администрации. Эта работа проводится «снизу вверх», без разработанной концепции развития города, без обоснованных приоритетов очередности выполнения и финансирования отдельных программ.

Кроме того, в настоящее время из сферы прямого управления городов практически выпали хозяйствующие субъекты, прежде всего приватизированные промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли и т.д.

В то же время произошли качественные изменения в составе ресурсов их экономического развития. К традиционным ресурсам (сырьевым, трудовым, культурно-рекреационным, финансовым и др.) добавились те их виды, которые в условиях прежних экономических отношений либо в принципе не могли быть использованы, либо применялись крайне неэффективно. К ним, в частности, относятся:

земля, здания и сооружения;

коммунальная инфраструктура, городской транспорт и связь;

налоговая система и организационные условия ведения бизнеса;

безопасность бизнеса и личности;

наличие стратегического плана развития, информационные услуги для инвесторов и пр.

Таким образом, экономическое благосостояние Калининского района определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, природные ископаемые и др.), но и качеством управления социально-экономическим развитием; в управлении развитием района целесообразно использовать современные методы муниципального менеджмента, среди которых выделяются стратегическое планирование, муниципальный маркетинг и другие; основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров районной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по развитию экономки муниципального образования.

 

 

Заключение

Усложнение механизма управления городом, изменение характера ответственности органов городского самоуправления требуют внедрения в практику управления городом современных технологий управления (стратегический подход, программно-целевое управление, согласование интересов субъектов развития города).

Повышение эффективности управления является одной из точек роста города Челябинска. Способы реализации точки роста - внедрение инновационных и информационных технологий в управление, обучение управленческого персонала. Направления повышения эффективности управления городом:

    • информационное обеспечение деятельности органов городского самоуправления;
    • совершенствование системы прогнозирования развития города;
    • программно-целевое управление городом (программы развития города должны разрабатываться на основе целей развития, обозначенных в Стратегии устойчивого развития);
    • внедрение инноваций и технологий в управление.

Важным аспектом повышения эффективности управления и становления гражданского общества является повышение уровня правовой культуры горожан. Природе гражданского общества должен соответствовать принцип законности как строгого соответствия закону деятельности органов городского самоуправления и горожан.

Повышение эффективности управления способствует росту объемов промышленного производства, развитию инфраструктуры рынка, формированию благоприятного инвестиционного климата, достижению политической стабильности. Данная точка роста стимулирует развитие различных сфер жизнедеятельности города, способствуя повышению качества жизни населения.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2.  Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.
  3. Устав города Челябинска: Принят населением на городском референдуме 17 декабря 1995 г. (с изменениями от 26 августа, 7 октября 1997 г., 20 июня 2000 г., 27 марта 2001 г., 27 января, 22 июня, 25 августа 2004 г., 22 апреля, 24 мая 2005 г.) //
  4.  О местном самоуправлении в Челябинской области: Закон Челябинской области от 16 октября 1995 г. № 08-ФЗ // Вечерний Челябинск. 1995. 19 октября 1995 г.
  5.  Об утверждении Положения об администрации района в городе Челябинске: Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 22 ноября 2005 г. N 8/38 // Сборнике нормативных правовых актов Челябинской городской Думы, выпуск N 7, 22 ноября 2005 г., с.406 – 414
  6. Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск": Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 27 декабря 2005 г. N 9/16 // Челябинск за неделю" от 30 декабря 2005 г.
  7.  Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. М, 2000.
  8. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, 632с.
  9. Зотов Б.В., Макашева З.М. Муниципальное управление, М.: ЮНИТИ, 2003, 279с.
  10.  Сергеев А.А. Местное самоуправление в России: проблемы правового регулирования, М.: Проспект, 432с.
  11. Уваров А.А. Местное самоуправление в России, М.: Норма, 2012, 304с.
  12. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник, М.: Юристъ, 2005, 379с.
  13. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития. // Муниципальное право № 4 2011. С. 2-4.
  14. Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление, 2010 № 1, С. 34-39
  15. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2013., 176 с.: ил.
  16. Холл П. Городское и региональное планирование., М.: КолоС, 2010, 197 с

Информация о работе Анализ современного состояния муниципальной экономики Калининского района г. Челябинска