Понятия и виды судебных арбитражных расходов в арбитражном процессе, цели из взимания.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского процессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами.

Содержание работы

1. Введение _________________________________________________________ стр. 3

2. Понятия и виды судебных арбитражных расходов в арбитражном процессе,

цели из взимания._____________________________________________________стр. 4

3. Государственная пошлина в арбитражном процессе _____________________стр.6

4. Издержки, связанные с рассмотрением дело, в арбитражном процессе ______стр.15

5. Распределение судебных расходов между сторонами.____________________стр.17

6. Заключение _______________________________________________________стр.19
7. Список использованной литературы __________________________________стр. 20

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая АПК.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

Оглавление. 

1. Введение _________________________________________________________ стр. 3

2. Понятия и виды судебных арбитражных расходов в арбитражном процессе,

цели  из взимания._____________________________________________________стр. 4

3.  Государственная пошлина в арбитражном процессе _____________________стр.6

4.  Издержки, связанные с рассмотрением дело, в арбитражном процессе ______стр.15

5.  Распределение судебных расходов между сторонами.____________________стр.17

6. Заключение _______________________________________________________стр.19

7. Список использованной  литературы __________________________________стр. 20

 

1. Введение

     В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту  в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и  гражданского процессов, характере  рассматриваемых споров, существование  данного института обусловлено  одними и теми же причинами.

     Во-первых, при организации деятельности судов  по рассмотрению и разрешению споров и собственно осуществлении данной деятельности государство несет  значительные расходы, которые складываются из затрат на содержание судебной системы, материально-техническое обеспечение  судов. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются лица, оказывающие содействие в осуществлении правосудия, —  свидетели, эксперты, переводчики, деятельность которых требует материальной компенсации, совершаются процессуальные действия, требующие дополнительных материальных затрат, например, при осмотре доказательств  на месте.

     Полностью возложить на государство, а более  точно на налогоплательщиков расходы, связанные с функционированием  судебной системы, неоправданно.

     Законом обязанность частично возместить расходы  на судопроизводство возлагается на лиц, в интересах которых рассматриваются  и разрешаются споры в судах. Причем, следует подчеркнуть, что  к числу данных лиц относятся  субъекты материально-правовых отношений, по поводу которых возник спор, рассматриваемый  судом. Это стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования. От обязанности  возмещения расходов освобождается  прокуратура, органы государственной  власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный  суд с иском в защиту государственных  и общественных интересов.

     Во-вторых, уплата расходов возлагается на недобросовестную сторону, т.е. либо истца, обращающегося  в суд с необоснованными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнившего свою обязанность перед другой стороной, что привело к возникновению  дела в суде. Тем самым существование  института судебных расходов призвано выполнить в известной мере превентивную функцию, связанную с предотвращением  случаев необоснованного обращения  в суд, побуждением обязанное  лицо добровольно и своевременно исполнить принятые на себя обязательства, урегулировать заинтересованным лицам  свой спор в соответствии с действующим  законодательством без привлечения  к его разрешению суда. 

 

2. Понятия и виды  судебных арбитражных  расходов в арбитражном  процессе,

цели  из взимания. 

    Судебные  расходы - это процессуальный правовой институт общей части арбитражного процессуального права, следовательно, относится ко всем видам арбитражного процесса и ко всем его стадиям. Любое  лицо, обращающееся в арбитражный  суд за защитой нарушенных прав и  интересов, сталкивается с необходимостью уплаты государственной пошлины  или подачи ходатайства об ее отсрочке и так далее. Каждый привлекаемый или вовлекаемый в судебное разбирательство, независимо от его процессуального  положения, также охватывается институтом судебных расходов. Арбитражный суд  проверяет уплату государственной  пошлины при приеме искового заявления, разрешает вопрос о предоставлении рассрочки, отсрочки уплаты государственной  пошлины, о распределении судебных расходов и так далее. Иными словами, каждый субъект арбитражно-процессуальных правоотношений в той или иной степени реализует нормы о  судебных расходах.

    Судебные  расходы — это затраты, связанные  с рассмотрением и разрешением  дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в  целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом  без вмешательства суда.

    Существуют  два вида судебных расходов: государственная  пошлина, судебные издержки (ст. 101 АПК  РФ).

      Под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или  должностными лицами. Государственная  пошлина взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции исковых  и иных заявлений и жалоб, в  том числе со встречных исковых  заявлений; с заявлений о повторной  выдаче судебного приказа; с заявлений  граждан и организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений; с заявлений по делам особого  производства; с кассационных жалоб  на решения суда; с надзорных жалоб  по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке; за повторную  выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела.

      Плательщики государственной пошлины - граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, а также за выдачу документов указанными судами.

    Судебные  издержки являются суммами, подлежащими  выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, осмотр на месте, услуги переводчика. Размер государственной  пошлины определяется Федеральным  законом и зависит от характера  и цены иска. Размер судебных издержек прямо не зависит от характера спора и цены иска и различен по каждому конкретному делу в зависимости от фактически произведенных затрат. Таим образом, можно определить, что судебные издержки - это  денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты лицам, оказавшим содействие в осуществлении правосудия ( экспертам, свидетелям , специалистам), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

    Основное  отличие государственной пошлины  от издержек, связанных с рассмотрением  дела, заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке, установленном законом (в процентах от цены иска или  минимального размера оплаты труда), а сама пошлина зачисляется в  доход федерального или местного бюджета. Размер издержек, определяется, исходя из фактически понесенных затрат при рассмотрении и разрешении конкретного дела (ст. 103 ГПК).

     Цель  взимания государственной пошлины  в сфере судопроизводства - частичное  возмещение государству затрат, связанных  с обеспечением деятельности судов. Размер и порядок уплаты государственной  пошлины устанавливается федеральным  законом и зависит от характера  иска( заявления, жалобы) и цены иска.

     Судебные  расходы выполняют не только компенсационные  функции. Обязанность из несения  выступает как фактор предупреждения необоснованных обращений в суд. 

 

3.  Государственная  пошлина в арбитражном  процессе. 

    Институт  государственной пошлины всегда имел и имеет экономическое и  правовое значение. Государственная  пошлина поступает в федеральный  бюджет и частично покрывает те расходы, которые ежегодно затрачиваются  на финансирование судебной системы. Необходимость  уплаты государственной пошлины  призвана предотвращать необоснованное заявление исковых требований, подачу апелляционных и кассационных жалоб.

    Государственная пошлина является разновидностью сбора. Нормы о порядке уплаты государственной  пошлины, о размерах (ставках), о плательщиках государственной пошлины, об основаниях предоставления отсрочки и рассрочки  ее уплаты и т.д. устанавливаются  гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Ряд вопросов уплаты государственной  пошлины разъяснен в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», иных информационных письмах высшей судебной инстанции системы арбитражных  судов. Несмотря на то, что Высший Арбитражный  Суд РФ уделил значительное внимание вопросам судебных расходов в информационных письмах, на практике имеется немало спорных вопросов. Ответы на некоторые  из таких вопросов отражены в рекомендациях  научно-консультативных советов, судебных актах и обобщениях судебно-арбитражной  практики федеральных арбитражных  судов и арбитражных судов  первой и апелляционной инстанций.

    Понятие государственной пошлины содержится в ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных  в ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в  государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к  должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением  действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

    Законодательное понятие государственной пошлины  едино для всех случаев ее уплаты при рассмотрении дел, совершении иных действий в судах, нотариате, иных юрисдикционных органах.

    В соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса  Российской Федерации плательщиками  государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они самостоятельно обращаются за совершением  юридически значимых действий или выступают  ответчиками в арбитражных судах  и если при этом решение суда принято  не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины  в соответствии с гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Иными  словами, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет два возможных  случая признания лица плательщиком государственной пошлины:

    1. При обращении в соответствующий  орган за совершением юридически  значимого действия. Применительно  к арбитражным судам это истцы,  заявители, третьи лица, заявляющие  самостоятельные требования относительно  предмета спора, податели апелляционной  и кассационной жалобы, а также  иные лица, участвующие в деле, при обращении к суду за  совершением юридически значимого  действия;

    2. При вынесении решения не в  пользу ответчика при освобождении  истца от уплаты государственной  пошлины. В силу пп. 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской  Федерации ответчики уплачивают  указанную в судебном акте  государственную пошлину в десятидневный  срок со дня вступления акта  в законную силу. В связи с  этим исполнительные листы на  взыскание государственной пошлины  с ответчиков выдаются по истечении  десяти дней после вступления  судебного акта в законную  силу при отсутствии в деле  информации о том, что государственная  пошлина уплачена ее плательщиком  добровольно.

    При предъявлении несколькими истцами  совместно искового заявления, содержащего  единое требование (например, при заявлении  иска об истребовании из чужого незаконного  владения имущества, находящегося в  общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением  или ненадлежащим исполнением должником  обязательства перед солидарными  кредиторами), государственная пошлина  уплачивается истцами совместно  в равных долях в размере, установленном  Налоговым кодексом Российской Федерации  для указанного требования. Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого  из истцов (например, при заявлении  требований, вытекающих из обязательства  с долевой множественностью лиц  на стороне кредитора, требований о  возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу  нескольких лиц), государственная пошлина  уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

    В соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса  Российской Федерации плательщик государственной  пошлины обязан самостоятельно от своего имени уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

    Порядок и сроки уплаты государственной  пошлины регулируются ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Понятия и виды судебных арбитражных расходов в арбитражном процессе, цели из взимания.