Понятия и виды судебных арбитражных расходов в арбитражном процессе, цели из взимания.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского процессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами.

Содержание работы

1. Введение _________________________________________________________ стр. 3

2. Понятия и виды судебных арбитражных расходов в арбитражном процессе,

цели из взимания._____________________________________________________стр. 4

3. Государственная пошлина в арбитражном процессе _____________________стр.6

4. Издержки, связанные с рассмотрением дело, в арбитражном процессе ______стр.15

5. Распределение судебных расходов между сторонами.____________________стр.17

6. Заключение _______________________________________________________стр.19
7. Список использованной литературы __________________________________стр. 20

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая АПК.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

    При уплате государственной пошлины, а  также при распределении судебных расходов при вынесении решения  нельзя забывать о действии норм права  во времени: оплата государственной  пошлины должна осуществляться по тому закону, который действует в момент совершения процессуального действия.

    Если  истец был освобожден от уплаты государственной  пошлины, ответчик уплачивает государственную  пошлину по ставкам того закона, который действует в данный момент.

    Если  за совершением юридически значимого  действия одновременно обратились несколько  плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная  пошлина уплачивается плательщиками  в равных долях.

    Если  среди лиц, обратившихся за совершением  юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины  уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При  этом оставшаяся часть суммы государственной  пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

    Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в  наличной или безналичной форме.

    Факт  уплаты государственной пошлины  плательщиком в безналичной форме  подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. В платежном поручении должна быть отметка: в поле «Списано со счета  плательщика» - дата списания денежных средств со счета плательщика (при  частичной оплате - дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» - штамп  банка и подпись ответственного исполнителя.

    Факт  уплаты государственной пошлины  плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику  должностным лицом или кассой органа, в который производилась  оплата, по форме, установленной Министерством  финансов РФ.

    Исковое заявление, иное заявление, жалоба принимаются  к рассмотрению только при наличии  упомянутых доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной  пошлины за рассмотрение дела в арбитражном  суде.

    Размер  государственной пошлины установлен ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Некоторые правила и  особенности уплаты государственной  пошлины при обращении в арбитражные  суды регулируются ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Государственная пошлина взимается:

    1. С исковых заявлений: 

    - с первоначальных исков; 

    - со встречных исков; 

    - с повторно поданных исков,  которые ранее были оставлены  без рассмотрения.

    Если  в процесс вступил правопреемник, он платит государственную пошлину, которая не была ранее уплачена ввиду  наличия льготы или отсрочки уплаты государственной пошлины. Если произведено  выделение одного или нескольких исков из соединенных требований в отдельное производство, государственная  пошлина не пересчитывается.

    2. С иных заявлений: 

    - с заявлений о признании организаций  и индивидуальных предпринимателей  несостоятельными (банкротами);

    - с заявлений об установлении  фактов, имеющих юридическое значение;

    - с заявлений о вступлении в  дело третьих лиц, заявляющих  самостоятельные требования на  предмет спора; 

    - с заявлений об обеспечении  иска;

    - с заявлений о выдаче исполнительного  листа на решение третейского  суда;

    - с заявлений об отмене решения  третейского суда;

    - с заявлений о признании и  приведении в исполнение решения  иностранного арбитражного суда.

    3. С апелляционных и кассационных  жалоб. 

    4. С заявлений о повторной выдаче  копий судебных актов, копий  других документов из дела, выдаваемых  арбитражным судом, а также  при подаче заявления о выдаче  дубликата исполнительного листа. 

    Законодатель  определил три вида государственной  пошлины: простая, пропорциональная и  смешанная. Простая государственная  пошлина устанавливается в фиксированном  размере, например, при подаче исковых  заявлений неимущественного характера государственная пошлина составляет 4000 руб., при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 2000 руб. и т.д. Простая государственная пошлина используется там, где требование не подлежит оценке, то есть невозможно определить цену иска.

    Пропорциональная  государственная пошлина установлена  для исков имущественного характера  и определяется в зависимости  от цены иска. Например, при цене иска до 200 000 руб. государственная пошлина  составляет 4% от цены иска, но не менее 2000 руб.

    Чаще  всего законодатель использует смешанную  государственную пошлину, вводя  фиксированную ставку, к которой  добавляется пропорциональная. Если исковое требование подано на сумму  от 200 001 до 1 000 000 руб., государственная  пошлина слагается из 7 000 руб. и 2% суммы, превышающей 200 000 руб.

    Размер  государственной пошлины по искам  имущественного характера зависит  от цены иска. В свою очередь, цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении  суммы неустойки (штрафов, пеней) и  проценты.

    Под ценой иска традиционно понимается денежное выражение стоимости имущества, по поводу которого возникает спор, либо совокупность взыскиваемых или  оспариваемых истцом денежных средств.

    Верное  определение цены иска имеет значение для правильного исчисления размера  подлежащей уплате государственной  пошлины. Поэтому цена иска в соответствии со ст. 125 АПК РФ должна быть обязательно  указана истцом в исковом заявлении. Если иск не подлежит оценке, цена иска не указывается.

    Согласно  ст. 130 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации истец  вправе соединить в одном исковом  заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. В таких случаях  цена иска определяется суммой всех требований. К примеру, подан иск о расторжении  договора и взыскании убытков  на сумму 600 000 руб. Требование о расторжении  договора (неимущественный характер требования) облагается государственной  пошлиной в размере 4000 руб., а государственная  пошлина за требование о взыскании  убытков рассчитывается: 7 000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 200 000 руб. (в нашем  случае 2% с 500 000 руб.). В итоге истец  должен оплатить государственную пошлину  в размере: 4 000 + (7 000 + 10 000) = 21 000 руб. Если же истец в исковое заявление  включил ходатайство об обеспечении  иска, такое требование также облагается государственной пошлиной. Но не облагаются государственной пошлиной требования об отмене или изменении мер обеспечения иска.

    В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации истец  наделен распорядительным правом уменьшать  или увеличивать размер исковых  требований. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая  сумма государственной пошлины  доплачивается в соответствии с  увеличенной ценой иска в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (десятидневный  срок).

    По  некоторым исковым заявлениям цена иска не определяется, и Арбитражным  процессуальным кодексом Российской Федерации  установлено специальное правило  об уплате государственной пошлины: исковые заявления о признании  права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, оплачиваются государственной  пошлиной в размерах, установленных  для исковых заявлений неимущественного характера.

    Право арбитражного суда определить цену иска необходимо для предотвращения злоупотребления  процессуальными правами путем  намеренного искажения стоимости  спорного имущества либо ошибочного определения цены иска.

    При определении размера государственной  пошлины по требованиям неискового характера следует помнить, что  Налоговый кодекс Российской Федерации  исходит из видов производств  в арбитражном процессе: для исковых  требований установлены одни ставки, для требований по делам публично-правового  характера - другие.

    Возврат и зачет государственной пошлины  регулируются ст. 333.40 Налогового кодекса  Российской Федерации. В соответствии с данной статьей государственная  пошлина может быть возвращена из соответствующего бюджета, в который  была уплачена, полностью или частично. Поскольку государственная пошлина  может быть уплачена через представителя, заявление о ее возврате может  быть подано как представителем, так  и представляемым.

    Основания возврата государственной пошлины  перечислены в указанной статье Налогового кодекса Российской Федерации:

    1. Уплата государственной пошлины  в большем размере, чем это  предусмотрено Налоговым кодексом  Российской Федерации. Высший  Арбитражный суд  Российской  Федерации дал разъяснение, согласно  которому в указанном случае  следует иметь в виду, что государственная  пошлина возвращается лишь тогда,  когда уменьшение размера исковых  требований принято арбитражным  судом (ч. ч. 2, 5 ст. 49 АПК РФ). На  возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении и постановлении арбитражного суда.

    2. Возвращение заявления судом.  Если государственная пошлина  не возвращена, ее сумма засчитывается  в счет уплаты государственной  пошлины при повторном предъявлении  иска, если не истек трехгодичный  срок со дня вынесения предыдущего  решения и к повторному иску  приложен первоначальный документ  об уплате государственной пошлины. 

    3. Прекращение производства по  делу или оставление заявления  без рассмотрения.

    Следует учитывать, что государственная  пошлина не возвращается, если установлено, что истец отказался от иска в  связи с добровольным удовлетворением  ответчиком его требований после  вынесения арбитражным судом  определения о принятии искового заявления к производству.

    При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено  в процессе исполнения судебного  акта арбитражного суда.

    Не  подлежит возврату уплаченная государственная  пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после  обращения последнего в арбитражный  суд и вынесения определения  о принятии искового заявления к  производству.

    4. Отказ лиц, уплативших государственную  пошлину, от совершения юридически  значимого действия до обращения  в суд. В соответствии с п. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской  Федерации плательщик государственной  пошлины имеет право на зачет  излишне уплаченной (взысканной) суммы  государственной пошлины в счет  суммы государственной пошлины,  подлежащей уплате за совершение  аналогичного действия. Указанный  зачет производится по заявлению  плательщика, предъявленному в  уполномоченный орган (должностному  лицу), в который (к которому) он  обращался за совершением юридически  значимого действия.

    Плательщику государственной пошлины, отказавшемуся  после уплаты государственной пошлины  от подачи искового заявления, иного  заявления, жалобы, арбитражный суд  выдает по его просьбе справку  о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали. В этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится. Плательщик государственной пошлины  должен обратиться с заявлением о  возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

    Льготы  по уплате государственной пошлины  при обращении в арбитражные  суды установлены ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Льготы по уплате государственной пошлины  имеют определенные субъекты, которым  по разным причинам требуется правовая защита. К таким субъектам относятся, например, истцы - инвалиды I и II группы. Кроме этого, льготы существует для  тех органов, которые в силу установленной  законом компетенции обращаются в суд в защиту государственных  и (или) общественных интересов: государственные  органы, органы местного самоуправления и иные органы, а также прокуроры.

Информация о работе Понятия и виды судебных арбитражных расходов в арбитражном процессе, цели из взимания.